Полная характеристика языковой ситуации

Качественные признаки.

Количественные признаки.

Характеристика языковой ситуации применительно к социуму (по ЛЭС)

1) количество идиомов; моноглоссная (Исландия) – полиглоссная (Франция);

2) число говорящих на каждом идиоме как L1 – демографическая мощность; равномощная (Бельгия) – разномощная (Россия 90 % русские);

3) число коммуникативных сфер идиома по отношению к числу сфер – коммуникативная мощность равновесная (Бельгия) – неравновесная (Западная Африка): местные языки.

Признаки 2 и 3 взаимосвязаны. Если коммуникативная мощность коррелирует с демографической – ситуация более уравновешена, нежели наоборот.

4) число функционально доминирующих идиомов (однополюсные – Сенегал (волоф), многополюсные – Нигерия (йоруба, хауса, идо).

1) языки или подъязыки формируют ситуацию – (одноязычная или полиязычная);

2) родственные или неродственные, если взаимодействуют языки, то: (гомогенные – негомогенные / ромоморфная / негомоморфная);

3) равнозначны ли они функционально (гармоничная – негармоничная);

4) характер доминирующий идиом (свой – импортпрованный) – эндоглоссная – экзоглоссная (фр. в Мали).

3. Оценочные:

Характеристика языкавнешняя и внутренняя: коммуникативно пригодные, престижные…→языковую лояльность.

Украина: I. Полиглоссная, разномощная (?), неравновесная однополюсная (?).

II. Многоязычная, негомогенная / негомоморфная, негармоничная, эндоглоссная (?).

III. Украинский язык – коммуникативно пригодный, поощряемый.

 

(по Р. Беллу)

1. Тип языка:

Стандартный – S

Классический – C

Местный – R

Диалект – D

Креольский – K

Пиджин – P

Искусственный – A

Х-ированный – X

Интерязык – I

Язык для иностранцев – E/F

2. Статус языка (по Г. Клоссу) – 6: единственный официальный язык, совместный официальны язык, региональный язык, поощряемый, терпимый, сдерживаемый.

3. Процент носителей L1 (по Г. Клоссу).

1) 100 – 90 % – английский в Австралии, Британии;

2) 89 – 70 % – английский в Канаде, украинский в Украине;

3) 69 – 40 % – нидерландский, французский в Бельгии;

4) 39 – 20 % – французский в Канаде;

5) 19 – 3 % – африкаанс в ЮАР;

6) < 3 % – ирландский в Ирландии.

4. Функции в полиглоссных:

WE – международные (английский, русский)

WI – широкой коммуникации в стране (русский в России)

MO – язык широкого преподавания (латинский)

M1 – в начальной школе (русский в Украине, суахили в Танзании);

M2 – в средней школе (английский в Танзании);

M3 – в высшей школе (английский в Танзании как L1);

M4 – аспирантура (английский как научный);

R – язык публичного богословия (старославянский в России).

Танзания: начальная школа: L1, суахили как предмет М1

Средняя школа: L1, суахили, как предмет – английский М2

Высшая школа: L1, английский М3

Английский – научный язык в малоязычных странах: Норвегия, Дания, Индия для естественных наук М4

Общая характеристика русского языка в Украине Украинский в России
S – RO/TL – 4 WE S – SO – 2 – W1