Рефлексивный круг
Социально-психологический тренинг как способ социального обучения
Социальная игра в формировании социальной компетентности детей, попавших в ТЖС.
Под социальной игрой понимается технология использования игр и упражнений в группе, ведущая к компетентному социальному взаимодействию Социальная игра- это учебный процесс, в котором главной целью является самостоятельное и ответственное поведение внутри группы.
В социальном обучении, ориентируясь наосновные проблемы детей, используют в основном три типа социальных игр:
1) невербальная игра: игры на телесный опыт, подражательные игры (пантомимы), передача информации без слов, парные игры на доверие («Слепой и поводырь»), игры на доверие группе («Падение на руки»);
2)вербальная игра: игры на отработку лингвистических элементов коммуникации, расширение словарного запаса, синтаксических особенностей различных речевых ситуаций при этом часто используется кукольный театр;
3)ролевая игра - для воплощения конкретных фантазий, включает драматизацию реальных или вымышленных ситуаций при обязательном условии смены ролей с целью снять ригидное поведение детей.
Тренинг представляет собой цикл занятий для группы, это метод игрового моделирования определенных ситуаций в целях развития определенных компетенций. Необходимость проведения тренингов в процессе реабилитации несовершеннолетних предопределена множеством коррекционных эффектов, которые объясняются пятью признаками тренинга:
1. повышенная активность участников;
2. игровой характер;
3. групповая форма проведения;
4. систематическая рефлексия;
5. обучающая направленность.
Каждый тренинг имеет определенную структуру: круг обмена чувств, разминка, основные упражнения, обратная связь, рефлексия.
Тренинг может быт наполнен разными формами работы: дискуссия, ролевая игра, психогимнастика, видеосюжеты, фильмы и т.д.
И наконец, следует описать необходимость введения в жизнь каждой группы несовершеннолетних особого метода социального обучения - рефлексивного круга, являющегося разновидностью дискуссионного метода.Этот метод может встречаться в организации жизнедеятельности группы в виде вечерних огоньков или воскресных бесед. Содержанием рефлексивной беседы, которую могут вести психолог, социальный педагог или прошедший специальную подготовку воспитатель, являются события дня, недели и чувства детей, вызванные этими событиями. Ведущий должен обучать детей открыто высказывать чувства, рефлексировать причины их возникновения, нести ответственность за свои поступки. Для периода адаптации воспитателю стоит подобрать упражнения в кругу на сплочение и знакомство, в период окончания реабилитации- на прощание и поддержку самостоятельности и ответственности каждого за свое будущее.
Главное отличие рефлексивной беседы как метода социального обучения от беседы как метода воспитания в том, что здесь неприемлемы оценки. Рефлексивный круг - это место, где все открыты и честны. Каждый ребенок должен соблюдать правила проведения таких бесед:
- конфиденциальность - высказанное в кругу не обсуждается за его пределами;
- актуальность - высказывания должны касаться промежутка между встречами;
- безоценочностъ со стороны взрослых и детей. Это сближает рефлексивные круги с социально-психологическим тренингом, однако они не требуют от воспитателя столь высокой квалификации, как от психолога, ведущего тренинг.
Следует отделять рефлексивные круги от воспитательных мероприятий - линеек, занятий и т. д. С этой целью вводятся временные рамки (заранее определяется день и время), помогают и специальные ритуалы, например, зажженная свеча или тихая медитативная музыка. Участие в рефлексивных кругах должно быть добровольным, однако следует поощрять активность детей в их организации и проведении.
Таким образом, группа превращается в исследовательское поле для приобретения нового опыта здоровой коммуникации и просоциального поведения. Отношения внутри группы и в социально-реабилитационном центре становятся воспитывающей и развивающей средой для растущего человека. Впоследствии, наталкиваясь на мир осложненных взаимоотношений, ребенок и подросток будут способны осознать причины поведения людей и делать правильный выбор в своих поступках.