КАК ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И СОЦИАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ,

К интегральным результатам деятельности человечества, которые передаются от поколения к поколению, обычно относят демографический, культурный и научно-технический потенциалы, а также достигнутый уровень жизни и состояние среды существования. Двадцатый век проявил себя, как период поражающих экономических и экологических изменений, которые сопровождались мощными социальными и политическими потрясениями. В биосфере образовалась хозяйственная подсистема, которая за век выросла в сотни раз, и этот рост продолжается. По такому же закону происходит и увеличение численности населения, которая в прошлом веке выросла на земном шаре более чем в три раза.

 

Все эти показатели взаимосвязаны, а некоторые из них в определенной мере - противоречивы.

В биосфере образовалась хозяйственная подсистема, которая за век выросла в сотни раз, и этот рост продолжается. По такому же закону происходит и увеличение численности населения, которая в прошлом веке выросла на земном шаре более чем в три раза.

Вместе с тем, темпы и характер развития хозяйственной подсистемы, которые наблюдаются сегодня, невозможны без разрушения естественной среды, без нарушения экологического равновесия.

В данное время мы являемся свидетелями нарушения цикличности биологических процессов, которые присутствует в природе, возникновения дисбаланса продуктов синтеза и разложения веществ в биосфере, который ведет к потере ею возможности поддерживать систему естественных биохимических циклов самовосстановления. Результатом отмеченных нарушений является современный экологический кризис, который имеет глобальных характер.

Следует подчеркнуть, что развитие экологического кризиса во многом связано именно с техногенными процессами, с увеличением объема и темпов хозяйственной деятельности. В ХХ веке человечество произвело продукции и товаров больше, чем за всю предыдущую историю цивилизации. К тому же, с увеличением объема и темпов хозяйственной деятельности наблюдался постоянный рост количества аварий и катастроф на промышленных объектах, который в конце ХХ века приобрел значительные темпы.

Связь между этими авариями и кризисной экологической обстановкой, которая формируется, очевидна. Она подтверждается изменениями окружающей естественной среды, которые наблюдаются последние два десятилетия и тенденциями этих изменений, ожидаемыми до 2030 года.

Среди наиболее характерных изменений окружающей среды в отмеченный период можно определить:

- уменьшение площади естественных экосистем со скоростью 0,5-1% в год. В перспективе эта тенденция будет сохраняться до 2030 года, если не принять соответствующих мер. Мало того, до 2030 года может произойти нарушение саморегуляции и гармонизации естественных процессов, которые происходят в естественных экосистемах, и полное исчезновение многих из них;

- ежегодный рост концентрации парниковых газов в пределах от десятой доли до одного процента и более. Эта тенденция на период до 2030 года, очевидно, сохранится. К тому же, намечается ускорение роста концентрации СО2, и СН4 за счет увеличения интенсивности разрушения биоты (исторически сложившаяся совокупность растений и животных, объединенных общей областью распространения);

- постоянное истощение озонового слоя на 1-2% ежегодно при росте размеров озоновой дыры. Это истощение будет продолжаться, даже если исключить выбросы в атмосферу хлорфторуглеродов, как это планируется;

- сокращение площади лесов, деградация земель, повышения уровня океана (1-2 мм/в год), снижения некоторых биологических видов и тому подобное и, что очень важно - рост числа заболеваний в результате загрязнения окружающей среды. К сожалению, тенденция увеличения интенсивности всех этих процессов сохраняется и, таким образом, экологическая ситуация в мире ухудшается.

В данное время на Земле сформировались четыре центра экологической дестабилизации: Европейский, Южный и Юго-восточный, Азиатский, Североамериканский.

Как известно, естественные экосистемы находятся в состоянии динамического равновесия. Их эволюция происходит в сторону все большей выносливости к возможному влиянию. Мало того, определенные нагрузки могут увеличивать полезную производительность некоторых экосистем.

Отсюда - важный практический вывод, что не следует полностью воздерживаться от техногенного и другого влияния на экосистемы по причинам боязни их уязвимости. Необходимо направлять усилие на тщательное изучение предельных нагрузок на них. Обоснованное управление этими нагрузками является одним из условий устойчивого развития общества.

Развитие человеческого общества никогда не было бесконфликтным, непротиворечивым процессом. Одно из серьезных противоречий, которое выявило себя в последнее десятилетие и приобрело длительный характер, стало противоречие между развитием цивилизации и естественной средой, в которой оно происходит. Реальная жизнь, научно-технический прогресс не только способствуют повышению уровня жизни человечества, но и обусловливают некоторые огорчения, связанные с ухудшением среды существования.

Антропогенный фактор приобретает все большее значение в развитии биосферы, он вмешивается в естественные процессы.

В таком состоянии биосферу поддерживают определенные движущие силы. Обычно, в числе этих движущих сил рассматриваются: динамика популяций как изменение их количества в результате постоянной борьбы жизни и смерти; реализация разных жизненных стратегий организмов и экологических ниш, которые они занимают; динамические изменения экосистем, обусловленные определенной реакцией биоты на изменения окружающей среды, в том числе антропогенного характера; поддержание на необходимом уровне естественных биогеохимических циклов и пространственной структуры биогеоценотической сени Земли.

Биосфера, как любая другая открытая система флуктуирует. Флуктуацию вызывает действие антропогенного фактора, который приводит к деструкции биосферы. Вследствие этого система общество - природа может достичь точки бифуркации. За этим состоится ее перестройка. Достижение биосферой точки бифуркации, по свидетельству ученых, не будет означать ее хаотического состояния. Это будет началом ее развития на новом пути.

Негативное влияние антропогенного фактора на состояние биосферы сегодня проявляет себя в глобальном экологическом кризисе.

Обострение и кризисное состояние глобальной экологической ситуации обнаруживает себя главным образом в:

- загрязнении окружающей среды, предопределенном широкомасштабной и интенсивной хозяйственной деятельностью;

- опустынивании значительной части территории суходола, деградации земель и сокращении сельскохозяйственных площадей, связанных с развитием техносферы и техногенными процессами, экологической дестабилизации и разрушении естественных ландшафтов;

- тенденции изменения климата и глобального потепления;

- истощение озонового слоя атмосферы.

Приведенные экологические проблемы предопределены, прежде всего, антропогенным фактором. Кроме того, следует принять во внимание внутреннюю изменяемость некоторых естественных систем, например, климатической, а также чрезвычайно резкий рост численности населения, энергетический кризис и тому подобное.

Сегодня все ощутимее становится несогласованность темпов и масштабов роста мировой экономики и населения с возможностями естественной среды удовлетворить растущие потребности жителей Земли. Хозяйственная деятельность приобретает такое развитие, которое приведет к предельному пределу естественного потенциала планеты, ее, так называемой, несущей емкости, которой оцениваются возможности относительно поддержания существования всего живого на Земле.

Очевидными является и диспропорции в распределении экологических ресурсов. Индустриальные страны, которые составляют по количеству населения пятую часть населения планеты, используют две трети природных ресурсов и дают четыре пятых загрязняющих веществ и отходов от их общего мирового количества.

Следует отметить также, что для отдельных регионов Земли угроза экологической опасности возникает и в результате стремления некоторых развитых государств в одностороннем порядке улучшать свою экологическую ситуацию за счет использования экологического пространства других стран, с чем Украина неоднократно сталкивалась.

Общая тематическая направленность данной работы не дает возможности детально рассмотреть экологические проблемы, но и указанное дает повод для обоснованной обеспокоенности мирового сообщества состоянием и перспективами эволюции окружающей среды, техногенной и экологической безопасности и стремления объединиться для решения этих проблем.

Действуя по рекомендациям и принципам, изложенным в Декларации и других документах Второй Международной конференции ООН по вопросам окружающей среды и развития, Киевской Международной конференции окружающей «Среды для Европы» и в Йоханнесбурге – «Постоянная Земля», Украина, как и все развитые страны, стала на путь устойчивого развития, который предусматривает сбалансированное решение социально-экономических заданий и проблем сохранения благоприятной окружающей среды, естественно-ресурсного потенциала с целью удовлетворения потребностей нынешнего и грядущих поколений.

В связи с этим, деятельность Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, а также многих других государственных структур в контексте обеспечения национальной безопасности страны все большее отражение находит вопрос снижения рисков техногенных аварий и катастроф, обеспечения экологически приемлемых условий существования людей, выработки стратегии и практических шагов Украины на пути устойчивого развития.

При этом значительное внимание уделяется всестороннему осмыслению ситуации, которая сложилась, определению адекватных мероприятий и действий относительно решения социально-экономических заданий, обеспечению высокого качества окружающей среды, защищенности жизненно важных интересов личности и общества от опасностей и угроз, которые возникают в результате техногенного влияния.

Тенденция постоянного роста убытков от чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного характера в 90-х в начале 2000-х годов, невзирая на развертывание и функционирование Единой государственной системы предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации, свидетельствует об ограниченной ее эффективности.

За время своего существования, имея неопровержимые достижения, система остается ориентированной преимущественно на реагирование, которое негативно отражается на возможностях и действенности мероприятий относительно предотвращения потерь, уменьшения убытков и снижения уровня рисков.

В ближайшее время государственные и региональные органы управления, специально уполномоченные по вопросам гражданской защиты, должны ускорить переход на новую стратегию и систему управления безопасностью в естественно-техногенной сфере, в которых приоритет будет предоставляться предотвращению возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. Важным и необходимым условием указанного перехода должно быть официальное признание и нормативное закрепление в законодательстве приемлемого риска, как цели и главного индикатора обновленной стратегии безопасности в сфере, которая рассматривается.

Центральным звеном оценки интегрального риска и объектами управления в обновленной системе управления безопасностью в сфере естественно-техногенной должен стать расчет риска для жизни и здоровья и постоянства объектов в случае использования в качестве интегрального показателя величины ожидания, достоверных убытков, которая отображает конечный эффект негативного влияния на социально-экономическую систему прогнозируемой чрезвычайной ситуации.

Снижение величины ожидаемых убытков до определенного уровня является характеристикой приемлемого риска, как меры безопасности в естественно-техногенной сфере. Вместе с тем, следует учитывать, что показатель ожидаемого риска имеет ряд ограничений, связанных с географическими и социопсихологическими особенностями восприятия риска, которые заранее определяют методологические требования к интегральной оценке приемлемого риска, которые имеют в виду дополнение указанной оценки и отображают остроту восприятия и меру допустимых потерь населения.

Такая оценка основывается на особенностях индивидуальной психологии, а также коллективной психологии и социального поведения, которые, в свою очередь, учитывают историческую, демографическую и другую специфику каждого региона.

В то же время могут возникнуть новые виды опасности и угроз, которые раньше не существовали, или недооценивались в результате недостаточных знаний и информированности или в результате изменения модели социально-экономического развития. Отмеченные события имеют, как правило, синергетический, взаимообусловленный и взаимоусиливающий характер, при которых интегральный негативный эффект превышает простую сумму отдельных случаев от отдельно обнаруживающих себя опасностей. Для прогноза и оценки таких опасностей, в том числе и субъективной оценки риска, есть необходимый инструментарий мониторинга и экспресс-оценки.

Для эффективной организации системы государственного управления (прежде всего взаимодействия центральных и местных органов управления) в целом и ее подсистемы обеспечения безопасности в сфере естественно-техногенной - в частности, необходимо установить единый подход к определению уровней принятия решений, в том числе в отрасли снижения интегрального риска чрезвычайных ситуаций.

Можно представить, что проще и целесообразнее всего было бы руководствоваться принятым в общих чертах административно-территориальным разделением страны и закрепить региональный уровень принятия решений за облгосадминистрациями по вопросам безопасности в целом.

Однако, в сфере естественно-техногенной безопасности, прерогатива принятия решений должна принадлежать комиссиям техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций.

Сейчас, для осуществления целого ряда Указов Президента Украины проходит существенная коррекция концепции управления безопасностью в целом и, в таком ее важном звене, как регион, и соответствующие изменения в самой организации системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Наиболее существенные направления этих изменений:

- усовершенствование и качество подготовки кадров;

- усовершенствование организации и качества информационного обмена;

- усовершенствование организации научно-исследовательской и прогностической основы управления, в том числе и регионального в сфере, которая рассматривается;

- существенное усиление общественно-научной составляющей исследования проблем управления безопасностью в естественно-техногенной сфере;

- изучение социопсихологических аспектов восприятия и оценки приемлемости риска;

- усовершенствования (коррекция) действующих государственных и региональных программ, а также программных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности в естественно-техногенной сфере;

- усовершенствование процедуры принятия решений.

Законодательство призвано обеспечить правовую основу реализации концептуальных и организационных изменений в системе управления безопасностью в естественно-техногенной сфере. Пока, что оно не в полной мере удовлетворяет отмеченные требования. В значительной степени это связано с тем, что такая стратегия существует лишь на высшем уровне, а на региональном, преимущественно в тех областях, где были наиболее мощные чрезвычайные ситуации.

Для решения этих проблем необходимо устранить противоречия действующего законодательства, которые накопились за последние десять лет в рассматриваемой сфере, принятием соответствующих законов, нормативно-правовых актов, которые бы учитывали концепцию приемлемого риска.

Учитывая особенность правая в естественно-техногенной сфере безопасности отражаться в других правовых отраслях (гражданской, экологической, санитарной, земельной и т.п.), усовершенствование законодательства должно предусматривать его корпорацию в виде собрания или Кодекса гражданской защиты.

Сегодня же жизненно важным является Закон «О правовых принципах гражданской защиты». Это базовый закон, который упорядочивает почти все вопросы организации и управления службой гражданской защиты, порядка прохождения службы ее личным составом, вопрос социальной защиты и т.п.