СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ

Можно сказать: проблема сложна. Можно объяснить, в чем сложности заключаются. А можно представить сложную проблему в диалоге: опора на документальные факты не исключает опоры также и на индивидуальные мнения, ценностные доводы.

Современность поощряет вариативность мышления, способствует разви­тию диалогической и, в частности, полемической форм. Пускай в спорах слышна мировоззренческая разноголосица, зато действует принцип много­образия мысли, попытки отстоять свою позицию показывают неодномер­ность взгляда на важнейшие события общественной жизни. Материалы под рубриками «Позиция», «Диалог» и т.п., занимают заметное место в газетах, журналах и телепередачах. В них перед аудиторией предстают собеседники — проводники разных взглядов, интересные не только тем, что они волей случая, или благодаря служебному положению владеют информацией.

Задача журналиста — провести читателя через наглядность

воссозданных противоречий к обновленному взгляду

на событие или проблему

В материале, представленном читателю, желательно, чтобы прочерчивалась история противоречий, как бы раздвигался «горизонт связей» этой проблемы с другими, и были видны ее оттенки («переливы», говоря словами Герцена) точ­ки зрения представали достаточно сложными, не огрубленными, а спорящие, введенные в диалог журналистом как источники разных мнений, выглядели не просто авторитетными, но и достаточно оригинально мыслящие людьми.

«Расклад проблемы на голоса» создает своеобразную инсценировку, позволяющую следить за состязательностью мнений. Она равно интерес­на и для тех, кто склонен, прочитывая материал, к соразмышлению, при­соединению к спору, и для тех, кто движим простым любопытством «зри­теля», очевидца конфликтной «сшибки мнений». Главное, что при этом достигается: проблема предстает вариативной, ситуация противостояния взглядов — более сложной, а следовательно, чуть более близкой к истин­ному положению вещей.

Мотивы появления публичных дебатов в газетах и на телеэкранах связа­ны с определенными потребностями аудитории:

потребность в общении;

потребность в «устойчивости» (безопасности);

потребность в вооруженности («быть вовремя умными»...).