Введение

Предотвращения чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Деятельность по предупреждению ЧС имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий по предотвращению ЧС и ущерба в большинстве случаев являются наиболее важными и эффективными для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.

Комплекс мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера включает мероприятия организационные, организационно-экономические, инженерно-технические и специальные.

Предотвращения чрезвычайных ситуаций, как в части их предотвращение (снижение рисков возникновения) так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:
- Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- Рациональное размещение производительных сил на территориях с учетом природной и техногенной безопасности;

- Предотвращения, в пределах возможного, некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения накопленного разрушительного потенциала;

- Предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

- Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на устранение источников чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий, защите населения и материальных средств;

- Подготовка объектов и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;

- Декларирование объектовой безопасности;

- Лицензирование деятельности объектов повышенной опасности;

- Страхование ответственности за причиненный вред в результате эксплуатации объекта повышенной опасности;

- Проведение государственной экспертизы в сфере предупреждения ЧС;

- Государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
- Информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории, где оно проживает;

- Подготовка населения в области защиты от ЧС.

Реализация указанных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий.

 

1. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

Не только в Украине, но и во всем мире растет обеспокоенность в связи с ощутимым увеличением количества ежегодно возникающих ЧС природного и техногенного характера, ростом их масштабов. Это требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью.

Одним из таких мероприятий является переход к методам управления на основании анализа и оценки риска как количественной характеристики опасности для населения и окружающей среды от того или иного объекта повышенной опасности, к управлению рисками чрезвычайных ситуаций. При этом риск должен оцениваться не только при нормальной, безаварийной эксплуатации, но и в случае

реализации аварий и катастроф с воздействием на людей и окружающую среду. Заметим, что под естественным риском понимается возможность нежелательных последствий от опасных природных процессов и явлений, а под техногенным - от опасных техногенных явлений (аварий и катастроф на объектах техносферы). Относительно социального риска, то его следует понимать как возможность негативных последствий от опасных социальных процессов (ухудшение социально-экономического положения, дифференциация населения по доходам, появление значительных групп населения, живущего за чертой бедности) и явлений (преступность, наркомания, алкоголизм, терроризм и т.д. ).

 

Независимыми переменными, по которым оценивается риск, являются время и убытки, а для оценки (прогноза) риска определяются частота реализации чрезвычайных происшествий и убытки от них.

Подход на основе анализа риска, как некой количественной оценки, особенно важен для регионов, в первую очередь тех, где сосредоточен значительный потенциал опасных производств и объектов с сочетанием со сложной социально-политической обстановкой и недостаточным финансированием.

Следует подчеркнуть, что в рамках технократическойконцепции, природный и техногенный риски измеряются вероятной величиной потерь за определенный отрезок времени. Заблаговременное предсказание (прогноз) риска, выявления влияющих факторов, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности внедрения мероприятий как раз и составляет управление риском.

В общем случае управление риском - это разработка и демонстрирование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовывать решения в сфере обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности - процесс оптимального распределения ограничения ресурсов на снижение различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, который только возможно с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основывается на мониторинге окружающей среды и анализе риска.

Согласно другому определению управление риском - это целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время.

Для управления риском обычно используется подход, основанный на субъективных суждениях и игнорируемый социально-экономические аспекты, которые в значительной мере определяют уровень безопасности личности и общества. Научный подход к принятию решений в целях устойчивого развития общества требует взвешенного и беспристрастного мышления, основанного на качественном анализе риска и последствий реализации принятых решений. Эти решения принимаются в рамках системы управления рисками.

Важной составляющей этого управления является система управления рисками чрезвычайных ситуаций. Для управления рисками ЧС необходимо развивать:
- Систему предотвращения ЧС и механизмы государственного регулирования рисков;
- Систему ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая оперативное реагирование на ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;

- Систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения в области уменьшения рисков и уменьшения масштабов ЧС.

Структура системы включает следующие основные элементы:
- Установление уровней приемлемого риска, исходя из экономических и социальных факторов, построение механизмов государственного регулирования безопасности;

- Мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирования ЧС;

- Принятие решений о целесообразности проведения мероприятий по защите;
- Рациональное распределение средств и ресурсов на превентивные меры по снижению риска и мерах по уменьшению масштабов ЧС;

- Осуществление превентивных мер;

- Проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ в случае ЧС.

Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опасности, мониторинг окружающей среды - анализ (оценка и прогноз) угрозы - анализ пораженности территорий - анализ риска ЧС - анализ индивидуального риска для населения. В дальнейшем сравнение его с приемлемым риском и принятия решения о целесообразности проведения мероприятий по защите - обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ, созданию необходимых резервов для уменьшения масштабов ЧС.

Исследование риска для населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основании вероятного метода позволяет построить различные методики оценки риска.

В зависимости от имеющейся исходной информации могут быть методики следующих видов:

- Статистическая, когда вероятность определяется по определенным статистическим данным;

- Теоретико-вероятная - используется для оценки рисков от отдельных событий, когда статистика практически отсутствует;

- Эвристическая, когда используются субъективные ситуации, полученные с помощью экспертной оценки.

Методы прогнозирования масштабов ЧС наиболее развитые применительно к ЧС природного характера. Для своевременного прогнозирования и выявления опасного природного явления на стадии его зарождения необходима отлаженная общегосударственная система мониторинга за предвестниками стихийных бедствий и катастроф.

Методы прогнозирования масштабов чрезвычайных ситуаций по времени проведения делятся на две группы:

- Методы, основанные на априорных (предполагаемых) оценках, получаемых с помощью теоретических моделей и аналогий;

- Методы на основе апостероидных оценок (оценка масштабов ЧС, которая уже возникла).

Следует отметить, что, учитывая влияние на индивидуальный риск различных факторов: видов негативных событий, частоты возникновения, силы, взаимного расположения источников опасности и объектов воздействия, защищенность и повреждённость этих объектов относительно повреждающего фактора источников опасности, а также расходы на реализацию мер по уменьшению влияния отдельных факторов, аргументируются рациональные меры, позволяющие снизить природные и техногенные риски до минимально возможного уровня.

Отдельные опасные явления и потенциально опасные объекты сравниваются между собой по величине индивидуального риска, выявляются критические риски. Рациональный объем мер защиты осуществляется в рамках ресурсных ограничений, которые вытекают из социально-экономического положения страны.

Процедуру оценки техногенного риска для региона можно представить следующими этапами:

1. Создание базы данных о регионе, который изучается.

2. Идентификация и инвентаризация опасных видов деятельности.

3. Количественная оценка риска для окружающей среды и здоровья населения.

4. Анализ инфраструктуры и организации систем обеспечения безопасности.

5. Разработка и доказательство стратегий и оперативных планов действий.

6. Формулировка интегральных стратегий управления и разработка оперативных действий.

На основе прогноза масштабов возможной или данной чрезвычайной ситуации принимаются меры по защите населения и территорий в рамках единой системы гражданской защиты по двум основным направлениям:

- Превентивные меры по снижению рисков и уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций, осуществляемых заблаговременно;

- Мероприятия по локализации (ликвидации) чрезвычайных ситуаций, которые уже возникли (экстренное реагирование, т.е. аварийно-спасательные и другие неотложные работы, восстановительные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение убытков).

Для экстренного реагирования, направленного на спасение людей, ликвидацию чрезвычайных ситуаций в рамках Единой системы гражданской защиты, создаются, оснащаются, обучаются и содержатся в готовности к немедленным действиям оперативно-спасательные, аварийно-спасательные, восстановительные и поисковые формирования, разрабатываются планы мероприятий по эвакуации населения и его первостепенного жизнеобеспечения в пострадавших районах. Для решения этой задачи создаются запасы материальных и финансовых ресурсов, страховые фонды и т.д..