Организация управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Силы и средства, которые привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Управление во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций состоит в руководстве силами системы гражданской защиты во время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств разного назначения с тем, чтобы работы в зонах ЧС были проведены в полном объеме, в кратчайший срок, с минимальными потерями населения и материальных средств.
Управление работами начинается с момента возникновения чрезвычайной ситуации и завершается после ее ликвидации. Оно осуществляется, как правило, по суточным циклам, каждый из которых включает:
- сбор данных об обстановке;
- анализ и оценку обстановки;
- подготовку выводов и предложений к решению на проведение работ;
- принятие (уточнение) решения и доведение задач исполнителям;
- организацию взаимодействия;
- обеспечение действий сил и средств.
Содержание функций управления и их цикличность являются характерными для планомерного проведения аварийно-спасательных работ. В случаях резких изменений обстановки они могут быть измененными, и органы управления будут действовать согласно конкретной обстановке.
Данные об обстановке поступают в органы управления, как срочные и внесрочные сведения и, как правило, в формализованном виде. Основными источниками получения наиболее полных и обобщенных данных об обстановке являются подчиненные формирования (подразделы) и органы управления. Значительная часть информации может поступать от органов управления высшего уровня и их средств наблюдения и контроля.
Обстановку в полном объеме анализирует руководитель органа управления, который возглавляет аварийно-спасательную операцию, его заместители, а также другие должностные лица – каждый в пределах своей компетенции и ответственности.
В процессе анализа данных об обстановке специалисты сравнивают потребность в силах и средствах для проведения работ с их конкретным наличием и возможностями, проводят расчеты, анализируют варианты применения и выбирают наиболее целесообразный.
Решениена проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС является основой управления; его принимает и организовывает выполнение руководитель органа управления (руководитель ликвидации ЧС).
С подготовкой решения начинается планированиеаварийно-спасательных и неотложных работ, которое завершается после принятия решения и постановки задач подчиненным.
Основой системы управления в районе чрезвычайной ситуации являются органы управления территориальных и функциональных систем, подсистем единой системы гражданской защиты. Для руководства действиями формирований непосредственно в районе ЧС создаются оперативные группы, используются стационарные и разворачиваются подвижные пункты управления, а также организовывается система связи, главным элементом которой является подвижный узел связи; для обеспечения эффективной работы системы управления создается автоматизированная подсистема управления, как мобильный информационно-управляющий центр.
Состав и структура системы управления определяется решением органа управления системы гражданской защиты, которые организовывают ликвидацию ЧС, с учетом ее масштабов.
Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию взаимодействия между ними осуществляют предназначенные для этого руководители ликвидации чрезвычайной ситуации (руководители оперативных групп) и органы управления системы гражданской защиты.
Решения руководителей ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, которые находятся в зонах действий, если другое не предусмотрено законодательством.