Интригующие лиды

Мягкая новость редко строится по принципу «перевернутой пирамиды»; структура, при которой самое важное, интересное дается в самом начале, тут не подходит. Читателя не побуждают немедленно «проглотить соль факта», но завлекают, подготавливая восприятие.

В мягких новостях необходим «эффект ожидания»

Этот эффект достигается по-разному в мягких новостных сообщениях разного целевого назначения. Новости деловые, развлекательные, научно-популярные работают в разных тональностях, но все они по-своему стара­ются подвести читателя к новости постепенно.

Лиды мягких новостей заинтересовывают читателя, стараются его заин­триговать и, кроме того, устанавливают более дружественный, свободный и непринужденный тон. Вот их некоторые варианты.

Лиды, в которых используют описание:

лид — «временное умолчание» (о главных героях или причинах со­бытия). Происшествие передается в самых общих чертах, вызывая у читателя желание узнать недосказанное.

В необычайную ситуацию попал человек, признанный лучшим асом второй мировой войны...;

лид «эпический»

Как-то раз, возвратившись с работы в свой дом...

Лиды, в которых используют репортажное «воссоздание» факта:

лид — «говорящие подробности»:

«Грудой свалены холщовые башмаки на обочине — грязно-белые, под слепящим африканским солнцем... Перед расстрелом каратели заставили крестьян разуться»;

«сценический» лид («образный протокол»). Как бы мгновенный снимок интригующей сцены: «Труп лежал лицом вниз...»;

лид — «стаккато», работающий пунктиром деталей.

«Полночь. На улицах ни души. Проехал милицейский патруль...»;

лид — «репортаж». Описание события в убыстренном темпе. «По улице мчит «Жигуленок»...»

«Визжа тормозами, одна за другой, красные, голубые гоночные машины скрываются за поворотом...»

Лиды, акцентирующие интонацию, эмоции автора:

лид — «встряска» с резким эмоциональным напором: «Давайте не лгать перед собой.»;

лид — восклицание:

«Я не поверил своим глазам!..»;

лид — обращение:

«Что, если бы премьером были Вы?»

Лиды мягких новостей предлагают очень разнообразную интонацию при одной и той же той же задаче — оттянуть знакомство читателя с основным итогом происшествия.

В отличие от «единственности» лида жесткой новости (есть ощущение, что конкретная заметка и должна была начинаться именно так, а не ина­че), специальные лиды выглядят менее обязательными, игровыми, сочи­ненными журналистом. Некоторые из них доставляют удовольствие остро­умием. Можно начинать сообщение с цитаты, с пословицы, с каламбура... Журналист сочиняет игровые лиды -интриги, поскольку предполагает, что читатель может не заинтересоваться, не станет читать дальше, и, значит, новость не состоится.

Интригующие игровые лиды мягких новостей рекомендуется упо­треблять с осторожностью, с оглядкой на интеллектуальный уровень аудитории. В отличие от точного суммирующего лида жестких ново­стей, тут легче можно запутать читателя, «смазать», а то и исказить смысл новости.

«Авторские» лиды мягких новостей стали распространяться с 30-х годов XX века как альтернатива структуре «перевернутой пирамиды», которой ре­портеры, по мнению теоретиков (и читателей), чересчур увлеклись, в ре­зультате чего краткая новость была втиснута в жесткие рамки рекоменда­ций, сковывавших творческую инициативу.

Мягкая новость, ее специальные заходы — своеобразный заслон меха­ническому конструированию новостей и поддержка репортерской изобре­тательности в изображении оттенков событий.

Игра с фактом: поиск и издержки

Творческая работа с новостью, предполагаемая при использовании мяг­кой формы, дает, подчас, еще большие этические погрешности, нежели при подготовке жесткого сообщения.

«Двойной план»

При строительстве подъездной дороги к городу Магас, будущей столи­це Ингушетии, обнаружено уникальное погребение IV века до нашей эры, периода гуннов. К сожалению, найденный в погребении скелет на днях гра­бители полностью уничтожили. Современные «гунны» похитили пояс из золота и камней, полуметровую золотую цепь, кольца и нагрудные украше­ния. Заведено уголовное дело.

Здесь слово «гунны», как видим, многозначно: употреблено и в конкрет­ном смысле, и как публицистический образ.

В данном примере это оправданно, однако, в игре слов, в широком ис­пользовании намеков и образов кроется и опасность навязать тенденцию, противоречащую подлинной сути факта.