Романтизм.
Классицизм и сентиментализм.
Скульптура.
Живопись.
Москва.
Петербург.
Журналы.
Развитие печати.
Развитие книгопечатания.
Начало XIX в. – 13 государственных типографий.
30-е – 40-е гг. XIX в. – частное книгоиздательство. А.Ф.Смирдин.
«Санкт-Петербургские ведомости»
«Московские ведомости»
Частные газеты: «Северная Пчела», «Литературная газета»
Общественно-политический журнал «Вестник Европы» (Карамзин)
Патриотический журнал «Сын Отечества»
Литературно-художественные журналы «Современник», «Отечественные записки»
1814 г., СПб – первая публичная библиотека
Первая ½ XIX в. – общедоступные музеи.
Более быстрое развитие музейного дела в провинции.
1852 г. – Эрмитаж
1861 г. – Румянцевская библиотека (основа Ленинки)
Литература
Народность, гуманистические идеалы, гражданственность, народное самосознание, патриотизм, социальная справедливость.
Рубеж XVIII-XIX вв. – сентиментализм вместо классицизма.
Г.Р.Державин (в конце творчества), Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»).
10-е годы XIX в. - романтизм вместо сентиментализма.
Причина возникновения – война 1812 г.
«Салонный» романтизм – В.Жуковский.
«Гражданский» романтизм – К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер.
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.
Вторая ¼ XIX в. – реализм.
Основоположник – А.С.Пушкин.
«Евгений Онегин», «Горе от ума».
Реализм – определяющее литературное направление.
Реалисты:
А.C.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов («ГНВ»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Мёртвые души»), Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров.
«Современник» (основатель – А.С.Пушкин, с 1847 г. – Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский).
«Отечественные записки» (И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин).
Появилась литературная критика.
Жесткая цензура.
1826 г. – цензурный Устав («чугунный»).
Архитектура:
Первая половина XIX в. – поздний классицизм.
Характерно создание крупных и завершенных ансамблей.
Адмиралтейство – А.Д.Захаров
Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон.
Казанский собор – А.Н.Воронихин.
Исаакиевский собор– Монферран.
Генеральный штаб, Сенат, Синод, Александровский театр, Михайловский дворец – К.Росси.
Манежная площадь, Университет, Манеж, Александровский сад, ансамбль Театральной площади – О.И.Бове.
Манеж – для встречи русских войск после заграничного похода 1813-14 гг.
Неглинка убрана под землю.
Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – К.А.Тон.
Храм Христа Спасителя – символ победы русских в войне 1812 г.
Конец первой ½ XIX в. – кризис классицизма.
Распространение «русско-византийского стиля» (Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя)
Искусство
Утверждаются романтизм и реализм.
Официальное направление – академический классицизм.
О.А.Кипренский, В.А.Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский).
К.П.Брюллов – историческая живопись, портрет, пейзаж.
«Последний день Помпеи».
А.А.Иванов. «Явление Христа народу». 20 лет создания.
А.Г.Веницианов – бытовая живопись. Крестьяне. Приукрашенность.
«На пашне (Весна)».
П.А.Федотов – жанровая живопись. Сатира. «Гоголь в живописи».
«Сватовство майора», «Свежий кавалер».
Памятник Минину и Пожарскому – П.А.Мартос.
Колонна на Дворцовой площади, СПб – Монферран.
Колонна = памятник Александру I и монумент в честь победы 1812 г.
Фонтаны Театральной площади – И.П.Витали.
Конные фигуры на Аничковом мосту, конная статуя Николая I, СПб – П.К.Клодт.
Театр
Крепостные театры (Шереметевы, Апраксины, Юсуповы).
Государственные театры.
Петербург: Александринский и Мариинский
Москва: Большой и Малый
Первые десятилетия XIX в.
В.А.Озеров. Исторические пьесы
Ф.Шиллер, В.Шекспир и др. русские и зарубежные авторы.
Н.В.Кукольник. Исторические пьесы.
Д.И.Фонвизин и И.А.Крылов. Комедии.
В.А.Каратыгин – Гамлет.
П.С.Мочалов. Роли в постановках по Шиллеру, Шекспиру.