Значение, роль и свойства анализаторов

АНАЛИЗАТОРЫ

ТЕМА №11

Значение и роль анализаторов. Человек воспринимает явления окружающей среды и ее воздействия с помощью органов чувств. Все раздражения, получаемые им и достигающие определенной интенсивности, являются источником представлений об окружающей среде, об окружающем мире, о том, что существует вне нас и независимо от нашего сознания.

Ориентация тела во внешней среде, его движения связаны главным образом с высшими органами чувств.

Каждый анализатор состоит из трех частей: периферической ~ рецептора, аппарата, воспринимающего и превращающего (трансформирующего) энергию внешнего раздражения в нервный процесс; проводниковой — передающей возбуждение в центр, состоя­щей из центростремительных нервных волокон; центральной, или корковой части полушарий, представленной специальными клетками коры головного мозга.

Периферическая часть анализатора воспринимает строго определенные виды раздражений. Например, органы зрения воспринимают свет, органы слуха — звук и т. д. Это свойство названо адекватностью органов чувств к раздражителям.

Свойства анализаторов. Каждый анализатор имеет свойство приспосабливаться (адаптироваться) к восприятию то более сильных, то более слабых раздражений. Кроме того, в трудовой деятельности, в процессе учебы ребенка в школе, его анализаторы подвергаются упражнениям, привыкают принимать и различать даже незначительные раздражения. Так бывает с развитием и обострением слуха у детей, обучающихся музыке с раннего возраста.

Взаимодействие анализаторов. Анализаторы взаимодействуют друг с другом. Это способствует лучшему ощущению. Иногда и его понижению. Так, солнечный свет изменяет возбудимость рецепторов кожи, обоняния, слуха. Слишком горячая пища кажется менее вкусной, так как сильное температурное воздействие ослабляет функцию вкусового анализатора. Слуховые раздражения (тоны, шумы) повышают возбудимость адаптированного к темноте глаза к зелено-синим лучам и понижают к оранжево-красным. Следовательно, знание взаимовлияния функций анализаторов в обычной практической деятельности имеет очень большое значение. Нарушения работы анализатора (например, потеря зрения, слуха и т. д.) делают человека инвалидом.

Анализаторы функционируют не только при тесном взаимовлиянии, но и при частичном взаимозамещении друг друга. При этом между их корковыми центрами образуются временные (условнорефлекторные) связи, позволяющие частично компенсиро­вать утраченный анализатор. Так, у слепых, в силу систематического одновременного функционирования слухового и двигательно-осязательного анализатора, вырабатывается возможность познавать окружающий мир с помощью осязания и слуха.