Типы высшей нервной деятельнссти у детей

Изучение типов высшей нервной деятельности у детей. Анализируя экспериментальные данные, полученные при 45-летнем изучении высшей нервной деятельности детей с помощью двигательной и секреторно-двигательной методик, Н. И. Красногорский (1953) предложил следующую классификацию типов высшей нервной деятельности детей. В ней учтены корково-подкорковые взаимодействия и взаимоотношения между корковыми сигнальными системами. Эта классификация в настоящее время является наиболее полной. В ней представлено четыре типа.

Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. Возбуждение и тор­можение легко сменяют друг друга, не оставляя последствий. Возможно образование тонких дифференцировок. Дети, принадлежащие к этому типу, отличаются хорошим Поведением, живым темпераментом и не представляют трудности для воспитания. Речевые рефлексы у них образуются быстро. Речь громкая, быстрая, отчетливая, с правильными ударениями и интонацией, уравновешенная, с богатым словарным запасом, иногда сопровождается сильной жестикуляцией и выразительной мимикой.

Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. Условные рефлексы у детей этого типа образуются быстро, прочно, и величина их большая. Условные рефлексы угасают быстро и хорошо восстанавливаются. Легко вырабатываются тормозные временные связи. Дети этого типа легко удовлетворяют требованиям внешней и социальной среды, имеют отличное поведение и успешно учатся в школе. Они быстро выучиваются говорить, писать и читать. Речь у них правильная, с достаточным словарным запасом, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. При трудных заданиях эти дети повышают свою активность и стараются выполнить их.

Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный, безудержный характеризуется сильной подкорковой деятельностью, которая не всегда хорошо регулируется корой. Условные связи иногда образуются медленнее, чем у детей первых двух типов. Отрицательные рефлексы неустойчивы. Дети этого типа учатся обычно удовлетворительно, не имеют затруднения в приспособлении своих поведенческих и эмоциональных реакций к требованиям школы. Эмоциональная возбудимость высокая, «вспыльчивая», иногда бывают короткие взрывы необоснованных возбуждений, сопровождающиеся двигательными эффектами. Речь у таких детей развивается нормально, но она неровная, быстрая, с колеблющимися интонациями.

Воспитание детей этого типа требует усиленной и длительной работы педагога, направленной на развитие и тренировку у них торможения.

Слабый, пониженно возбудимый тип высшей нервной деятельности характеризуется сниженной возбудимостью коры и подкорки. Деятельность первой и второй сигнальных систем проходит на более низком, чем у детей других типов, уровне. Образование условных рефлексов происходит медленно, причем они неустойчивы и подвержены сильному торможению со стороны факторов окру­жающей обстановки. Дети не переносят сильных продолжительных раздражений, быстро утомляются и впадают в застойное тормозное состояние. Речь у детей этого типа слабая, тихая, словарный запас небольшой. У детей данного типа легко наступают расстройства нервной деятельности в форме невротических реакций или даже неврозов.

Существенным недостатком всех классификаций высшей нервной деятельности детей является отсутствие единых критериев определенных типов. В каждой классификации авторы отражают те особенности нервной системы ребенка, которые они считают наиболее важными. Соотношение сигнальных систем устанавливается описательно, путем наблюдений, а не опытным путем. Однако достижения отечественных ученых в изучении высшей нервной деятельности детей имеют большое значение для организации и анализа учебного процесса.

Воспитание типов. Формирование и пластичность типов высшей нервной деятельности.Типы нервной системы изменяются после рождения. Типы же высшей нервной деятельности детей формируются после рождения, когда их врожденные типы нервной системы подвергаются разнообразнейшим воздействиям окружающей среды, воспитанию. Они все время изменяются, и этот процесс длится всю жизнь. Он получил название пластичности типов высшей нервной деятельности.

Причисление того или иного животного, а тем более человека к определенному типу высшей нервной деятельности встречает большие трудности.

Высшая нервная деятельность, общее поведение каждого индивидуума представляет собой «сплав» из врожденных, полученных по наследству черт (генотип) и приобретенных в течение жизни, образующих поведение (фенотип).

Черты, передавшиеся по наследству, могут подвергаться существенному изменению вследствие большой пластичности клеток коры головного мозга.

Образ поведения школьника обусловлен не только прирожденными и приобретенными свойствами нервной системы, но и прежде всего социальными условиями. Поэтому, определяя тип высшей нервной деятельности и характер младшего школьника, надо учитывать не только врожденные особенности нервной системы, которые часто настолько маскируются, что пока до сих пор нет надежных способов их определения, но и все те влияния, которые испытал ребенок на своем жизненном пути.

Вместе стем нередко наблюдается расхождение между общей картиной поведения и экспериментально определяемыми особенностями типа высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов считал пластичность типов нервной деятельности «важнейшим педагогическим фактом», позволяющим воспитание, тренировку и переделку характеров людей. А если учесть, что все окружающие влияния на организм тем сильнее, чем он моложе, то становится весьма ясной задача воспитания детей в преддошкольных и дошкольных учреждениях до поступления в начальную школу. Это значит, что формирование типа высшей нервной деятельности должно начинаться с самого рождения.

У взрослых тип нервной деятельности может изменяться в связи сперенесенными заболеваниями и нервными потрясениями, а поэтому и у них представляется возможным «исправление» и перевоспитание мерами индивидуального и общественного воздействия, повышение «закалки характера».