НОВОСТИ «БЕЗ ПРИКРАС»

НИЧЕГО ЛИШНЕГО!

Репортеры — не простые наблюдатели событий; «индустрия новостей» активно участвует в политической жизни общества, в культурных и экономи­ческих процессах. И тут, несомненно, большую роль играют так называемые жесткие новости(hard news) — специфическая литературная форма собы­тийных откликов.

Для этой формы важен сильный новостной элемент в происшествии, по­вышенная оперативность («только что произошло», «вот-вот произойдет»). Подчеркивается итог, результат, основные параметры события. Такие репор­терские материалы намеренно отвлекаются от подробностей, превращая но­вость в «сжатый кулак».

Жесткие новости именно та форма, которая представляет репортерское произведение как простую фиксацию, документальное отображение реаль­ности, как максимально объективированную «чистую информацию». Тем не менее, это — законченная литературная форма, со всеми необходимыми ат­рибутами жанра: особыми возможностями воздействия, особым стилем и ритмом, особой композицией.

Как и другие литературные формы, в которые воплощается поиск репорте­ра, жесткие новости способны «подсвечивать», порой тенденциозно подавать, а порой и искажать факты вольно, или невольно. Тут при плохо изложенном фак­те, непрофессиональной его обработке желаемое впечатление аудитории может быть достигнуто «с точностью до наоборот». Скучно, невыразительно — значит неправдиво; кажется, что факт и не заслуживал внимания.

Благодаря эффекту безусловной достоверности жесткие новости высту­пают опорой документализма — важнейшей отличительной особенности журналистики как «литературы факта». Однако, при ближайшем рассмотре­нии выясняется, что тут есть основания говорить как о документализме под­линном, так и о документализме мнимом.

Из всех упомянутых выше факторов, мешающих объективности репорте­ра, при создании жестких новостей особенно существенны:

произвольность отбора фактов;

требование предельной краткости и проистекающая отсюда возмож­ность убирать нечто существенное;

компактная «упаковка» материала (для удобства его мгновенного вос­приятия), также стимулирующая авторский произвол.