Вопрос: Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов

Товары, происхождение которых достоверно не установлено, пропускаются в страну ввоза с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа страны ввоза.

Таможней может быть отказано в пропуске лишь при наличии достаточных оснований полагать, что груз происходит из страны, товары которой не подлежат пропуску в страну ввоза в соответствии с международными соглашениями, действующими для этого государства и/или его национальным законодательством.

 

Данный закон устанавливает основополагающие правовые нормы системы государственного регулирования качества и безопасности пищевых продуктов.

Положения закона, за небольшим исключением, распространяются на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия, а также на материалы и изделия, применяемые для изготовления, упаковки, хранения, перевозок, реализации и использования пищевых продуктов, в т.ч. технологическое оборудование, приборы и устройства, тара, посуда, столовые принадлежности (в настоящем обзоре для краткости применяется только понятие "пищевые продукты").

Мерами государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов являются государственное нормирование, государственная регистрация, лицензирование, сертификация, государственный надзор и контроль. Под государственным нормированием понимаются требования к качеству и безопасности пищевых продуктов в виде государственных стандартов, санитарных и ветеринарных правил и норм.

Государственной регистрации подлежат новые пищевые продукты, изготовленные в Российской Федерации, пищевые продукты, ввоз которых на территорию Российской Федерации осуществляется впервые (подлежат регистрации до их ввоза). Государственная регистрация включает в себя: экспертизу документов, подтверждающих соответствие пищевых продуктов требованиям соответствующих норм, а также результатов проводимых в случае необходимости испытаний; внесение пищевых продуктов и их изготовителей, поставщиков в Государственный реестр; выдачу заявителям свидетельств о государственной регистрации пищевых продуктов, дающих право на их изготовление на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации и оборот. Государственная регистрация и ведение Государственного реестра пищевых продуктов осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (в настоящее время - Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ, входящая в систему Минздрава РФ) совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственному ветеринарному надзору (Государственная ветеринарная служба РФ).

Отдельные виды деятельности по изготовлению и обороту пищевых продуктов, оптовой торговле пищевыми продуктами и оказанию услуг в сфере общественного питания подлежат лицензированию.

Обязательным условием выдачи лицензии является получение заявителем заключений (в зависимости от вида деятельности) государственной санитарно-эпидемиологической службы, государственной ветеринарной службы, уполномоченного федерального органа исполнительной власти по государственному контролю в торговле (Госторгинспекция Минторга РФ). Предназначенные для реализации определенные виды пищевых продуктов, услуги, оказываемые в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, подлежат оценке и подтверждению соответствия требованиям нормативных документов посредством обязательной сертификации или (для подтверждения качества некоторых видов пищевых продуктов) посредством подачи деклараций о соответствии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется, кроме вышеназванных государственных органов, также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации (в настоящее время основным органом, осуществляющим межотраслевую координацию в системе сертификации, является Госстандарт РФ), органами государственной хлебной инспекции (Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ), а также перечисленными в законе "силовыми" ведомствами в соответствии со своей компетенцией.

Закон содержит общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их разработке и постановке на производство, изготовлении, расфасовке, упаковке и маркировке, хранении и перевозках, реализации, ввозе на территорию Российской Федерации, требования к изъятию из оборота некачественных и опасных пищевых продуктов, а также требования к работникам, осуществляющим деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов. Так, например, показатели качества и безопасности новых пищевых продуктов должны быть включены в технические документы, проекты которых - так же, как и опытные образцы продуктов - подлежат санитарно-эпидемиологической или ветеринарно-санитарной экспертизе. На этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов, кроме информации, состав которой определяется законодательством РФ о защите прав потребителей, с учетом видов продуктов должна быть указана информация на русском языке о пищевой ценности, назначении и об условиях применения, способах и условиях приготовления готовых блюд, условиях хранения, дате изготовления и дате упаковки. В пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и пунктах таможенного оформления пищевых продуктов, ввоз которых осуществляется, проводится досмотр таких продуктов. В случае обоснованных сомнений в их безопасности принимается решение о приостановлении оформления ввоза. Если пищевые продукты признаются опасными, ввоз запрещается. Владелец опасных пищевых продуктов обязан в течение десяти дней вывезти их за пределы территории Российской Федерации. Работники, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение.

Следует отметить, что в установленный настоящим законом перечень лиц, не допускаемых к работам, связанным с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, включены лица "с подозрением" на инфекционные заболевания. Закон устанавливает обязанность и общий порядок предоставления информации о качестве и безопасности пищевых продуктов заинтересованным лицам. Для этой цели, в частности, предполагается создание специальных "федеральных информационных центров".

Закон устанавливает административную ответственность за изготовление на территории Российской Федерации или ввоз пищевых продуктов, не прошедших государственной регистрации, изготовление и оборот пищевых продуктов с нарушением требований нормативных документов, непредставление документов, удостоверяющих качество и безопасность пищевых продуктов, представление неполной или недостаточной информации о пищевых продуктах, изготовление и оборот некачественных и опасных пищевых продуктов, невыполнение условий их утилизации или уничтожения, невыполнение предписаний и постановлений органов государственного надзора и контроля. За эти правонарушения предусмотрены предупреждение, штрафы в размере от пяти до тысячи МРОТ и конфискация пищевых продуктов.