Международная и национальная система экологической сертификации.

а) Система экологической маркировки.

б) Система экологической сертификации.

Система экологической маркировки.

Для решения данной проблемы представляет интерес введения в практику маркировки экологических характеристик продуктов как на национальном, так и международном уровнях. Это в определенной мере объясняется успешным применением в ФРГ в течении более 20 лет экологического знака («Голубого ангела»). Такие знаки успешно зарекомендовали себя также в Канаде, Японии. Австрии, Швеции, Швейцарии и других странах.

Следует отметить. Что предпосылкой для обеспечения высокой эффективности экологической маркировки продуктов является высокая экологическая сознательность потребителей. С дугой стороны, для изготовителей продуктов хорошо информированный потребитель и его поведение в области спроса служат стимулом к разработке таких продуктов, которые наносят меньший вред окружающей среде. Объективная маркировка экологических параметров продукции помогает изготовителям в разработке и применении эффективной стратегии маркетинга, тем самым способствует развитию конкуренции товаров.

Зарубежный опыт показывает, что маркировка продукции наряду с ее сертификацией может вести к предупреждению и значительному уменьшению нагрузки на окружающую среду. К примеру, в ФРГ с момента введения экологического знака в 1977 г. политика в области охраны окружающей среды была сориентирована на высокое экологическое сознание потребителей и технический уровень развития природоохранных технологий. Эти обстоятельства способствовали успешному использованию инструментов рыночной экономики, ориентированных на спрос и предложение и тем самым ставящих конкуренцию между отдельными производителями на службу охраны окружающей среды.

В перспективе любая экологически мотивированная система маркировки продукции лишь тогда сможет утвердиться на рынке, когда на переднем плане будут стоять природоохранные цели и ориентация на наивысший уровень техники. Одновременно перед изготовителями продукции благодаря экологическому знаку открываются новые возможности рынка для последующих инвестиций на природоохранные цели.

Программа введения экологического знака в Германии охватывает в настоящее время 52 принципа с весьма дифференцированными требованиями, действуют договоры на право пользования экологическим знаком для более чем 6000 наименований продуктов, охватывающих 71 группу товаров. При оценке эффективности его применения ориентируются на достигнутое фактическое уменьшение нагрузки на окружающую среду.

Порядок получения экологического знака основан на определенных принципах. Так, экологический знак может быть присвоен только продуктам, а не каким – либо технологиям, промышленным установкам или предприятиям. При этом речь должна идти о потребительских товарах, то есть промежуточные продукты и полуфабрикаты не охватываются действием экологического знака. Кроме того, для данных продуктов должен существовать рынок сбыта. Данные принципы предусматривают также ограничения на количество присваеваемых экологических знаков в год: цель состоит не в том, чтобы присвоить экологический знак как можно большему количеству продуктов, снижающих нагрузку на окружающую среду.

С точки зрения предпринимательства экологический знак служит для того, чтобы обращать внимание покупателей на экологически чистые продукты, а также усиливать позиции альтернативных экологически благоприятных продуктов на рынке. Данная маркировка может выступать важным инструментом реализации «Основных положений государственной стратегии Р.Ф. по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», где, в частности, указывается на необходимость рационального использования невозобновимых природных ресурсов, расширенного использования вторичных ресурсов, утилизации и обезвреживания отходов, улучшения качества продуктов питания и др.

С принятием Закона Р.Ф. «О защите прав потребителей» (1992г) в стране введена обязательная сертификация товаров (работ и услуг), на которые устанавливаются требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды. Однако введение экологической сертификации товаров (работ и услуг), на которые устанавливаются требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды. Однако введение экологической сертификации требует разработки эффективного механизма реализации данного закона, что связано, прежде всего, с созданием необходимой информационной базы об изготовителе и потребителе продукции с точки зрения соблюдения экологических требований, с разработкой соответствующих стандартов на продукцию, работы и услуги. Важное значение имеет также вопрос о согласовании национальных и международных экологических требований и стандартов.