Культура России XIV-XV веков.

Общественная мысль Т-м нашествие нанесло страшный удар по русской культуре. В культурном отношении Россия осталась далеко позади передовых европейских стран (Англия, Франция). Причины: 1) изоляция от других культурных центров; 2) подчиненное положение народа

Тема единения и борьбы с захватчиками стала главной для лучших образцов отечественной культуры этого времени. 2 половина 13 века была одним из наиболее мрачных периодов в истории Руси.

События: Церковный собор 1274 года, на котором были приняты «Правила митрополита Кирилла», регулирующие церковную жизнь. Было решено восстановить памятники церковного и гражданского законодательства

1282г – Софийская кормчая книга, в которую вошла «Русская правда»

1284г – Рязанская кормчая книга

1288г – в Киеве создан список «Мерила праведного» - переводного законодательного памятника.

Писатели: Серапион Владимирский (пять Слов-проповедей, в которых он рисует картину разорения Руси и пленения ее народа), Александр Невский («Житие»), Галицко-Волынская летопись, «Житие Авраамия Смоленского», написанное его учеником Ефремом.

14, 15 вв.Летописи и сборники поучений типа «Измарагд» и «Маргарит».

Создание под руководством митрополита Петра общерусского Летописного свода. Первые московские сочинения: «Житие Петра». Тверские: «Сказание о Шевкале», «Повесть об убиении в Орде тверского князя Михаила»

Новгородские и псковские памятники были менее эмоционально окрашены, поскольку ни Новг., ни Псков не пострадали от Батыева нашествия.

Важным явлением общественной мысли 2/2 14 века была ересь стригольников. Она возникла приблизительно в середине века среди низшего духовенства Новгорода. По одной версии, руководитель движения дьякон Карп до принятия сана был стригольником, т.е. либо стриг овец, либо был парикмахером. По другой – для принятия в секту совершался особый обряд выстрижения волос. Стригольники отрицали роль Церкви как посредницы между Богом и человеком. Молиться, по их мнению, можно было в любом месте. Свое учение они оформляли в виде книг и давали читать членам общины. Они отрицали церковные догматы, всю обрядовую сторону и само духовенство, считая, что церковные иерархи лишь стремятся к личному обогащению и ведут недостойный образ жизни. Стригольники боролись за создание новой реформационной церкви, простой и дешевой, с доступными для понимания простых людей догматами. Это роднит их с реформационными движениями Западной Европы. Официальная церковь сочла критику в свой адрес крамольной. В 1375 году в Новгороде состоялась публичная казнь еретиков. Однако после гибели руководителей стригольничества оно продолжало жить в Новгороде и Пскове. Стригольничество просуществовало почти 100 лет. Критика стригольников привела к тому, что в церкви была отменена симония – плата за получение церковной должности, и улучшилось нравственное состояние ее служителей.

Новые явления в русской литературе появляются после Куликовской битвы 1380г. победа над татаро-монголами способствовала росту национального самосознания, появлению тенденций к объединению, сплоченности, осознанию общности политических интересов. Победа Дмитрия Донского высоко подняла престиж Московского княжества, которое с этого времени становится самым главным выразителем идей общерусского единства и центром политического и культурного развития русских земель. В московских монастырях – Богоявленском, Симоновом, Андрониковом, Чудовом, в Успенском соборе собираются огромные книжные богатства, привозимые из Греции и Сербии, создаются центры книгописания. Большое влияние на всю обществ. жизнь в стране стал оказывать подмосковный Троицкий монастырь и его основатель Сергий Радонежский.

После Мамаева побоища создается целый цикл произведений о героизме русских воинов. В конце 14 века появилась летописная повесть об этом событии. Лит. обработкой ее явл. писание ряз. старца Софония «Задонщина» (сходно со «Словом о полку Игореве», русская земля ассоциируется с Московским княжеством, а не с Киевом).

«Сказание о Мамаевом побоище» (после нашествия Едигея в 1408 году). В произведении много вымысла, т.е. это чисто литературный памятник, а не хроника реальных событий.

«Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго» (начало 15 века). Повествование о светском человеке превращено в житие святого, а сам князь наделен идеальными чертами, а также именуется государем всех русских земель, а не одной Москвы.

Конец 15 века – в М. расцветает летописное дело. М. летописи готовили обществ. сознание к тому, что М. становится центром объедин. русс. земель.

Начало 15 века – творчество троицкого книжника Епифания Премудрого (жизнеописания Сергия Радонежского, Стефана Пермского).

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина, тверского купца. (в Индию 1466-1472)

Архитектура и живопись

14 век – в Новг. и Пскове начинают складываться самост. школы зодчества и живописи. Осн. застройка – дерев. Каменное стр-во – в Новг. с середины 14 века (церкви Успения).

В Пскове в 13 веке – каменный Детинец, Троицкий собор, Снетогорский монастырь.

Значит. роль в развитии новгородского искусства 14 века сыграл греческий мастер Феофан грек (писал лики святых, расписывал церкви, храмы).

Первые белокаменные соборы в Москве появились при Иване Калите (Успенский собор, церковь Спаса на Бору, Архангельский собор).

При Дмитрии Донском вокруг Кремля возводятся каменные стены, в Коломне и Серпухове строятся укрепления.

Начало 15 века – монастырское строительство (Троице-Сергиев, Андроников).

С 14 века в живописи Москвы начинает развиваться самостоятельное направление. Большая роль в этом принадлежит митрополиту Петру, который был иконописцем. В 40-х годах 14 века греки расписали Успенский собор, русские мастера – Архангельский, Спаса и Иоанна Лествичника.

После Куликовской битвы: Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор из Городца, Даниил Черный. В начале 15 века Феофан, Андрей и Прохор расписали Благовещенский и Архангельский соборы. В 1408 Рублев и Д. Черный расписали Успенский собор во Владимире.

≈1423 – Рублев написал икону «Троица» для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. 15 век называют «золотым веком» московской иконописи.

Прикладное искусство

Татаро-монгольское нашествие нанесло большой удар по русским художественным ремеслам. Города, где они развивались, были разрушены, мастера толпами угонялись в плен. С конца 14 века ремесла на Руси начинают возрождаться. Совершенства достигает литье из металла (оклад «Евангелия» боярина Кошки). Высоким мастерством отличались московские ювелиры (яшмовая чаша, оправленная золотой сканью мастера Ивана Фомина, оклад иконы Владимирской Богоматери).

С конца 14 века – художественное шитье. Огнестрельное оружие (немецкие мастера), порох, чеканка серебряных монет, изготовление часов

Быт

Переняли от ордынцев искусство верховой езды. При митрополите Киприане новый год стал начинаться с сентября, как в Византии. Славянские имена и прозвища постепенно вытесняются христианскими, появляются фамилии. Умирает обычай жениться без церковного венчания, запрещено выходить замуж до 12 лет.

Знатные юноши участвовали в рыцарских боях, ценилось искусство владения луком, мечом, копьем. Распространены совместные пиры среди знатных людей (мед, пиво, жареная дичь, пироги).