Правовая база стандартизации

ПРАВОВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Функции стандартизации могут быть реализованы с необходимой полнотой только в том случае, если имеется соответствующая правовая база - комплекс взаимосвязанных положений, обеспечивающий безусловное использование и неукоснительное соблюдение норм, правил и требований, содержащихся в нормативных документах по стандартизации. Одни из таких положений устанавливают обязательность тех или иных действий, другие - меры ответственности за неисполнение этих действий.

В международной практике обязательность выполнения требований стандартов устанавливается либо в соответствии с общим законом, либо если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техническом регламенте или в Директиве. В регламентах ссылки могут носить различный характер:

· ссылка с твердой идентификацией, то есть с указанием номера, даты издания и номера издания конкретного стандарта. Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

· ссылка со скользящей идентификацией, то есть стандарт идентифицируется (указывается в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

· ссылка общего характера, то есть указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Тем самым такая ссылка рассматривается как указание на то, что соблюдение идентифицированных в них стандартов – единственный путь достижения соответствия продукции (товара) требованиям технического регламента.

Одним из общих законов является Закон Российской Федерации «О стандартизации», который пока действует в редакции 1995 г. (Приложение 1). Назначение этого закона - определить меры государственной защиты интересов как потребителей, так и государства в целом, посредством разработки и применения таких нормативных документов по стандартизации, в которых устанавливаются оптимальные требования к продукции, работам (производственным процессам), а также посредством осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований нормативных документов по стандартизации. В частности, именно здесь установлены основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации. В силу того, что данный закон является федеральным, все его положения являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления и субъектов хозяйственной деятельности (в том числе - для предпринимателей), независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также для различных общественных объединений.

Закон “О стандартизации” регламентирует:

· организацию работ по стандартизации;

· содержание и применение нормативных документов по стандартизации;

· порядок информационного обеспечения работ по стандартизации;

· организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

· финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;

· порядок стимулирования применения государственных стандартов;

· ответственность за нарушение положений Закона “О стандартизации”.

К правовой базе стандартизации, относятся также иные законы Российской Федерации, в которых содержатся положения, конкретизирующие закон "О стандартизации" применительно к той или иной области стандартизации. Таковыми, например, являются:

· Закон РФ “Об обеспечении единства измерений”;

· Закон РФ “О сертификации продукции и услуг”;

· Закон РФ “О защите прав потребителей”.

Законы занимают верхнюю ступень в иерархии нормативно-правовых актов (рис. 5.1), поскольку они приняты высшим органом государственной власти и именно поэтому обладают всеобщей юридической силой.

Вместе с тем, объективно существуют подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение законов уполномоченными на то органами власти и управления. К подзаконным нормативным актам в Российской Федерации относят:

· указы и распоряжения Президента РФ, изданные в пределах его компетенции;

· постановления и распоряжения Правительства РФ (большинство ненормативных правительственных актов именуются распоряжениями);

· акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации), которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределах данной территории – региона, области, города, района;

· ведомственные акты, то есть акты конкретных министерств, комитетов, департаментов. Они имеют, в основном, внутриведомственное юридическое значение и распространяются на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.

 
 

Одним из подзаконных актов, имеющих отношение к правовой базе стандартизации, является Постановление правительства Российской Федерации № 100 от 12.02.94 г. «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг», которое в настоящее время действует в редакции, принятой постановлениями Правительства РФ № 17 от 12.01.96 г. и № 1104 от 02.10.99 г. Данное постановление принято во исполнение Законов Российской Федерации «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» и «О сертификации продукции и услуг», а также в целях совершенствования государственного управления стандартизацией, метрологией и сертификацией продукции и услуг.

Постановлением, в частности, утвержден ряд документов, конкретизирующих деятельность по стандартизации и метрологическому обеспечению в Российской Федерации:

· положение о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран;

· положение о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации;

· положение о государственных научных метрологических центрах;

· порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;

· порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений;

· положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации.

Именно этим постановлением центрам стандартизации и метрологии, подведомственным Госстандарту Российской Федерации, придан статус территориальных органов Госстандарта и даны полномочия:

· осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации, а также за соответствием государственным стандартам сертифицированной продукции и продукции, соответствие которой подтверждено декларацией о соответствии;

· осуществлять государственный метрологический контроль и надзор.

Кроме того, именно данное постановление является основанием возмездности работ и услуг в области стандартизации, метрологии и сертификации, выполняемых территориальными органами Госстандарта России. Цены за работы и услуги поручено регулировать Госстандарту России по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации в установленном ими порядке.

В свою очередь, во исполнение Постановления Правительства РФ, Госстандарт России принял ведомственный нормативный акт «Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)». Первая редакция этого документа была утверждена приказом Госстандарта России № 239 от 30.12.93. Здесь регламентируются все вопросы проведения госнадзора, включая проверку состояния измерительного хозяйства, методику отбора образцов (проб) для проведения испытаний и др. Именно этим документом установлена форма акта результатов проверки, который (при обнаружении нарушений) является основанием для принятия тех или иных мер к нарушителю.

Действие перечисленных выше, а также других нормативных документов распространяется только на субъекты права Российской Федерации. Вместе с тем, в связи с интеграцией России в международное сообщество, следует иметь в виду, что общепризнанным правилом международного права является приоритет международно-правовых норм перед национальными. Поэтому, если каким-то международным договором, заключенным Российской Федерацией с другими государствами, установлены правила, отличающиеся от тех, что содержатся в законодательстве РФ по стандартизации, то применяются правила международного договора. Под международными договорами следует понимать договоры, заключенные на высшем, правительственном уровне, а также международные договоры, заключенные министерствами и ведомствами в пределах их компетенции.