Построение стандарта

Технические условия

Технический регламент

В руководстве ИСО/МЭК 2 регламент, как и стандарт, отнесен к нормативным документам. Так называют документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти. Технический регламент – регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанных с ней процессов и методов производства. Требования в техническом регламенте могут приводиться либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, либо путем включения содержания стандарта в текст документа [1,9,10].

Приведенные определения включены в ГОСТ Р 1.0-92 с 1996 г. Однако они приведены не в перечне нормативных документов по стандартизации (раздел 7), а среди основных определений (раздел 3). Кроме того, в ГОСТ Р 1.0-92 указано, что технический регламент может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркированию или этикетированию продукции либо быть целиком посвящен этим вопросам. Такое дополнение гармонизирует понятие о техническом регламенте, принятое в Российской Федерации, с Соглашением по техническим барьерам в торговле, принятом Всемирной торговой организацией (ВТО).

Принципиальное отличие технического регламента от стандарта заключается в том, что он принимается органом власти, а не органом по стандартизации. Поэтому обязательны все его положения без исключения. В связи с этим, технические регламенты являются, по существу, документами, посредством которых органы власти суверенного государства имеют возможность устанавливать уровень требований к объектам из той или иной области стандартизации с учетом национальных особенностей и национальных интересов. Подобные документы существуют в промышленно развитых странах достаточно давно и представляют собой различные законодательные акты, которые в совокупности образуют техническое законодательство этих стран.

Например, в Японии только в сфере стандартизации и защиты потребителей действует более 50 общенациональных законов. Центральным звеном этой системы является Основной закон об охране интересов потребителей (принят в 1968 г.). Все законы можно разбить на семь групп. К 1-й группе относится Закон о мерах и весах; в законах 2-й группы (около 20 законов) регламентируются вопросы предотвращения физического и материального ущерба потребителей. В 3-ю группу входят: Закон о стандартизации и маркировке сельскохозяйственной продукции, Закон о питании, Закон о стандартизации промышленных товаров и Закон о маркировке предметов бытового назначения. В 4-ю группу входят шесть законов, в том числе Закон об обозначении качества предметов домашнего обихода, Закон об обеспечении безопасности товаров широкого потребления. Законы трех остальных групп (22 закона) направлены на недопущение ограничений конкуренции, укрепление позиций потребителей, повышение уровня осведомленности в их отношениях с производителями и сбытовиками, рациональную организацию повседневного быта и т. д. [11].

Понятие о технических регламентах было введено в международную практику после того, как стало очевидным, что для устранения технических барьеров в торговле наиболее эффективной является гармонизация не национальных стандартов, а национальных законодательных актов по различным аспектам технической деятельности. Ведь именно во исполнение законодательно установленных положений включаются в национальные стандарты те или иные требования, нормы и характеристики.

В Соглашении по техническим барьерам в торговле сформулированы следующие основополагающие требования к техническим регламентам:

· технические регламенты разрабатываются в целях обеспечения национальной безопасности, предупреждения вводящих в заблуждение действий, защиты здоровья и безопасности людей, охраны животного или растительного мира, охраны окружающей среды;

· разработка технического регламента должна производиться преимущественно на основе соответствующих международных стандартов, как действующих, так и находящихся на заключительной стадии разработки. Однако это требование может не соблюдаться, если такие международные стандарты или их части не способствуют достижению целей, указанных выше, либо их применение окажется неэффективным из-за климатических или географических факторов или вследствие технологических проблем;

· в технических регламентах следует формулировать термины, относящиеся преимущественно к эксплуатационным характеристикам продукции, а не к конструкционным или описательным.

Поскольку технический регламент всегда является обязательным документом, он обязательно должен быть опубликован и иметь дату его введения в действие. В Соглашении по техническим барьерам в торговле указано, что между датой публикации и датой введения в действие должен быть предусмотрен период времени, достаточный для того, чтобы производители стран-экспортеров успели учесть требования к продукции или методам производства, установленные страной-импортером в разработанном ею техническом регламенте.

Начиная с даты введения в действие все требования технического регламента должны соблюдаться как юридическими, так и физическими лицами безусловно. До этой даты соблюдение требований технического регламента является добровольным.

Таким образом, технический регламент является национальным нормативным документом, статус которого выше, чем статус стандартов и других документов по стандартизации. Можно сказать, что в документах по стандартизации требования к тому или иному объекту стандартизации конкретизируются, а уровень этих требований задается именно техническими регламентами. С учетом особенностей системы государственного управления Российской Федерации ГОСТ Р 1.0-92 к техническим регламентам относит:

· законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы и правила технического характера;

· государственные стандарты Российской Федерации в части установленных ими обязательных требований;

· нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации наделены компетенцией устанавливать обязательные требования.

Именно к техническим регламентам Российской Федерации в форме законодательных актов относятся законы РФ «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг». В качестве других примеров можно назвать Законы РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «Об охране труда», «О связи», «О пожарной безопасности», «Об информации, информатизации и защите информации».

Примеры технических регламентов в форме постановлений Правительства РФ: «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных товаров», «О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации от проникновения некачественных товаров».

К техническим регламентам в форме норм и правил федеральных органов исполнительной власти можно отнести технические нормы и правила, установленные специализированными государственными контрольно-надзорными органами. Например:

· строительные нормы и правила (СН и П) – устанавливаются Госстроем России;

· правила пожарной безопасности (ППБ 01-93) – устанавливаются приказом МВД РФ, утверждаются Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору и согласуются с Министерством юстиции РФ;

· санитарные правила и нормы (Сан П и Н) – устанавливаются Департаментом Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения России.

В зарубежной практике документ, аналогичный техническим условиям (ТУ), называется «техническая спецификация». Он разрабатывается фирмой-изготовителем и по согласованию с фирмой-потребителем применя­ется как неотъемлемая часть контракта между ними.

В СССР ТУ, как и стандарты различных категорий, имели статус нормативно-технического документа по стандартизации, в котором устанавливался комплекс требований к конкретным моделям, маркам, артикулам продукции. Специальным положением ГОСТ 1.0-68 устанавливалось, что эти требования не могут быть ниже, чем установленные соответствующим стандартом. Технические условия согласовывались только между предприятием-изготовителем и заказчиком (потребителем) продукции, а утверждались министерством или ведомством, которое было головным в производстве продукции данного вида. В связи с этим процедура разработки и утверждения ТУ требовала гораздо меньше времени, чем аналогичная процедура по отношению к стандартам. В силу этого обстоятельства, а также в связи с возможностью производства на основе ТУ продукции с характеристиками, отличающимися от заданных в стандартах, если это не ухудшало ее качество, технические условия получили в СССР чрезвычайно широкое распространение. С их помощью удавалось достаточно оперативно решать задачи повышения эффективности действующего производства и освоения продукции с новым, более высоким, уровнем качества.

Например, гнутые профили высокой жесткости (ПВЖ) должны были производиться из стали 10ХНДП с химическим составом по ГОСТ 19281-89. Будучи относительно дорогим, никель, естественно увеличивал себестоимость продукции предприятия. Проведенные исследования показали, что легирующие добавки никеля изменяют свойства ПВЖ незначительно. Поэтому были разработаны и утверждены ТУ 14-2-280-77, которые допускают использовать для выпуска ПВЖ, а также еще некоторых видов проката, сталь марки 10ХДП.

В перечне нормативных документов по стандартизации, установленном действующим Законом РФ “О стандартизации” и в редакции ГОСТ Р 1.0-92 от 1999 г., технические условия (ТУ) отсутствуют. В настоящее время они отнесены к техническим документам. Общие правила их построения изложения, оформления, согласования и утверждения устанавливаются в ГОСТ 2.144, который относится к комплексу стандартов «Единая система конструкторской документации» (ЕСКД). Вместе с тем, в ГОСТ Р 1.0-92 указывается, что технические условия применяются в качестве нормативных документов, если на них есть ссылки в договорах (контрактах) на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

В соответствии с ГОСТ 2.114 ТУ разрабатывают:

· на одно конкретное изделие, материал, вещество и т.п.;

· на несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т.п. (групповые ТУ).

Объект технических условий – продукция, в частности, такие ее разновидности как конкретные марки или модели товаров. Типичными объектами ТУ среди товаров являются:

· изделия, выпускаемые мелкими сериями (предметы галантереи, изделия народных промыслов);

· изделия сменяющегося ассортимента (сувениры, выпускаемые к знаменательному событию);

· изделия, осваиваемые промышленностью;

· продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и (или) технологий.

ТУ должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности:

· технические требования;

· требования безопасности;

· требования охраны окружающей среды;

· правила приемки;

· методы контроля;

· транспортирование и хранение;

· указания по эксплуатации;

· гарантии изготовителя.

Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, распространяющихся на данную продукцию.

ТУ подлежат согласованию на приемочной комиссии, если решение о постановке продукции на производство принимает приемочная комиссия. Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами приемочной комиссии означает согласование технических условий. Если решение о по­становке продукции на производство принимают без приемочной комиссии, ТУ направляют на согласование заказчику (потребителю). Технические условия, содержащие требования, относящиеся к компетенции органов госнадзора, подлежат согласованию с ними. Утверждает ТУ разработчик документа.

Учетная регистрации технических условий производится Центром стандартизации и метрологии по месту нахождения предприятия. На регистрацию представляется копия ТУ и в качестве приложения к нему – каталожный лист (Приложение 5).

В каталожном листе приводятся подробные сведения о предприятии-изготовителе и выпущенной конкретной продукции в виде текста и в закодированном виде. Каталожные листы выполняют роль своеобразных «кирпичиков», с помощью которых формируются каталоги выпускаемой продукции и строится система каталогизации в стране. Предприятие-разработчик несет ответственность за правильность заполнения каталожного листа.

Обозначение технических условий содержит:

· код «ТУ»;

· код группы продукции по классификатору продукции (ОКП);

· код предприятия-разработчика ТУ по классификатору предприятий и организаций (ОКПО);

· две последние цифры года утверждения документа.

Например, в обозначении ТУ 1115-017-38576343-93 цифры 1115 - код групп продукции по ОКП, 38576343 – код предприятия по ОКПО, 93 – год утверждения.

В общем случае технические условия являются обязательным компонентом технической документации. Вместе с тем, при согласии заказчика (потребителя) разрешается не разрабатывать ТУ, если продукция может быть выпущена:

· по контракту (продукция, предназначенная для экспорта);

· по образцу-эталону и его техническому описанию (непродовольственные товары, потребительские свойства которых определяются непосредственно образцом товара без установления количественных значений показателей его качества или когда значения этих показателей установлены в стандартах категории ГОСТ или ГОСТ Р на группу однородной продукции). Однако на сложную бытовую технику и продукцию бытовой химии данное положение не распространяется;

· по техническому документу (полуфабрикаты, вещества, материалы, изготовленные в установленном объеме по прямому заказу одного предприятия, например - по чертежу).

Образцом-эталоном следует считать готовое изделие (комплекс изделий), утвержденное в качестве представителя конкретной продукции и предназначенное для сличения с ним выпущенной продукции по внешнему виду и другим признакам, определяемым органолептическими методами. Неотъемлемой частью образца-эталона является ярлык, содержащий сведения о продукции, ее изготовителе и об утверждении образца-эталона. Ярлык закрепляют на образце способом, исключающим возможность оспаривания подлинности образца-эталона. При выпуске продукции различных цветовых решений можно утверждать образец-эталон одного цветового решения с приложением к нему комплекта всех предусмотренных цветофактурных образцов материалов или покрытий. Количество образцов-эталонов устанавливается по согласованию с основным потребителем; предпочтительно утверждение двух образцов. Индивидуальная упаковка, имеющая самостоятельное декоративное или рекламное значение, утверждается, как правило, вместе с образцом-эталоном. Срок действия образца-эталона не устанавливается, за исключением случаев, когда свойства продукции не могут длительно сохраняться.

Техническое описание составляют на одно или несколько конкретных изделий, для которых предусмотрены образцы-эталоны. В техническом описании образца указывают:

· краткое описание изделия (внешний вид, цвет, масса, отделка и т.п.);

· параметры, а также требования к форме, конструкции, модели, размеру изделия; обозначение материалов, применяемых при изготовлении данного изделия (при необходимости);

· транспортирование, хранение, гарантии изготовителя.

В техническом описании при необходимости помещают рисунок, эскиз или фотографию изделия. Изменения технического описания согласовываются с основным потребителем.

Указанные выше особенности согласования и утверждения технических условий недобросовестные изготовители пытаются обойти, прибегая к ассортиментной фальсификации выпускаемой продукции, т. е. к подмене одной группы товаров другой. Это особенно часто имеет место по отношению к алкогольной продукции, которой в ТУ дают наименования: «жидкость для пропитки тортов», «ароматизируюшая добавка в чай» (или парфюмерные средства). Это позволяет, с одной стороны, не соблюдать обязательные требования стандартов, а с другой — избежать соответствующих акцизных сборов [11].

Кроме того, если бы технические условия имели статус нормативного документа по стандартизации, то фальсифицированная продукция, отвечающая их требованиям, должна была бы считаться соответствующей требованиям нормативных документов. В таком случае продавцы этой продукции могут избежать гражданской или административной ответственности за реализацию продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов.

Поскольку на практике ТУ остаются основным документом, определяющим характеристики и уровень качества продукции конкретного изготовителя, и чрезвычайно широко распространены (их зарегистрировано более 150 тыс.), актуальна задача создания легитимных возможностей использования технических условий для государственного регулирования безопасности и качества продукции, их введение в общий состав нормативных документов. В связи с этим в проекте новой редакции закона РФ «О стандартизации» содержатся следующие положения.

технические условия на продукцию и услуги приобретают статус нормативного документа в двух случаях:

· если иными федеральными законами или нормативными правовыми актами установлено, что технические условия на продукцию (работы, услуги) должны утверждаться либо регистрироваться федеральным органом исполнительной власти;

· когда субъект хозяйственной деятельности публично заявляет о соответствии продукции, работ и услуг требованиям технических условий и они используются при идентификации продукции. Одна из форм публичного заявления – ссылка на ТУ в сопроводительной технической документации на продукцию, работы и услуги.

Устанавливается, что технические условия разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности и не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. При этом основаниями для разработки ТУ могут быть:

· собственная инициатива;

· требования федеральных законов или нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающие виды продукции (работ, услуг), ТУ на которые подлежат утверждению либо регистрации федеральным органом исполнительной власти. Технические условия, подлежащие регистрации в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Закона, регистрируются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по стандартизации и метрологии.

Установление порядка регистрации технических условий отнесено к полномочиям Госстандарта России.

В соответствии с ГОСТ Р 1.5-92 любой стандарт, независимо от его вида и категории, должен иметь строго определенную структуру.

Структурные элементы стандарта. Любой стандарт должен содержать:

· титульный лист;

· предисловие;

· содержание;

· введение;

· наименование;

· область применения;

· нормативные ссылки;

· определения;

· обозначения и сокращения;

· требования;

· приложения;

· библиографические данные.

Титульный лист. Титульный лист содержит сведения, позволяющие однозначно идентифицировать данный стандарт. Формы титульных листов для стандартов различных категорий приведены в приложениях к ГОСТ Р 1.5-92.

Предисловие. Предисловие размещается на второй странице титульного листа. Слово «Предисловие» должно быть записано с прописной буквы и располагаться посередине страницы. Данные, представленные здесь, нумеруются арабскими цифрами и располагаются в следующей последовательности:

1. Сведения о разработчиках.

2. Сведения о принятии (утверждении) и вводе в действие.

3. Если стандарт реализует законодательные нормы одного или нескольких законов Российской Федерации, в предисловии должно быть указано: «В настоящем стандарте реализованы нормы ...».

4. Если стандарт разработан на продукцию, выпускаемую по лицензии, необходимо указать: «Требования стандарта соответствуют требованиям, установленным в технических и нормативных документах лицензиара».

5. Сведения об изобретениях, использованных при разработке стандарта с указанием номера и даты патента, заявок на изобретение и авторских свидетельств.

6. Сведения о нормативных документах, взамен которых разработан стандарт. Причем эти сведения могут приведены с формулировками «ВЗАМЕН ....» или «ВЗАМЕН ... в части ...». Если стандарт вводится впервые, должно быть указано «ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ».

7. Сведения о переиздании: - «ПЕРЕИЗДАНИЕ (месяц, год)» или «ПЕРЕИЗДАНИЕ (месяц, год) С ИЗМЕНЕНИЯМИ № (номер изменения, номер информационного документа

При необходимости в предисловии могут содержаться и иные сведения.

Содержание. Содержание должно начинаться, как правило, с новой страницы. Слово «Содержание» следует записывать посередине страницы, с прописной буквы.

В содержание необходимо включать порядковые номера и наименования разделов и подразделов, приложений с указанием их обозначений и заголовков, при наличии графических материалов - их обозначения и наименования с указанием страницы, на которой эти материалы помещены.

Введение. Введение приводят, если необходимо обосновать причины разработки стандарта. Введение не должно содержать требований. Введение не нумеруют и размещают на отдельном листе.

Наименование. Наименование стандарта должно быть кратким, точно характеризовать объект стандартизации и обеспечивать правильную классификацию стандарта для включения его в информационные указатели стандартов.

В наименовании не допускаются сокращения (кроме условных обозначений продукции), римские цифры, математические знаки, греческие буквы. Если стандарты входят в комплекс стандартов, объединенных общностью назначения, перед заголовком приводят групповой заголовок.

Наименование стандарта, в зависимости от его содержания, имеет следующую структуру:

- заголовок и подзаголовок. Например:

МИКРОСКОПЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ

Общие технические требования;

- групповой заголовок, заголовок и подзаголовок. Например:

Единая система конструкторской документации

СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

Термины и определения

- групповой заголовок и подзаголовок:. Например:

Государственная система стандартизации Российской Федерации

Основные положения

Заголовок печатают прописными буквами, групповой заголовок и подзаголовок - строчными с первой прописной.

Заголовок стандарта определяет объект стандартизации, поэтому в нем должны быть приведены необходимые и достаточные признаки, отличающие данный объект от других объектов стандартизации.

В заголовке стандарта первым словом должно быть имя существительное (название объекта стандартизации), а последующими словами - определения (имена прилагательные) в порядке их значимости (иерархической родовидовой подчиненности на основании принципа от общего к частному), то есть заголовок стандарта следует записывать с обратным порядком слов. Например:

КРАНЫ МОСТОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЛИТЕЙНЫЕ

Иногда в заголовке стандарта сохраняют прямой порядок слов. Это допускается в следующих случаях:

если в названии объекта стандартизации существительное без прилагательного не употребляется. Например:

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

если признак объекта стандартизации выражен сочетанием существительного в косвенном падеже с прилагательным. Например:

БАКИ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ

если в стандарте на термины, определения и буквенные обозначения величин указывается область знания, науки, отрасль техники или производства, к которым они принадлежат. Например:

ФИЗИЧЕСКАЯ ОПТИКА

Обозначения основных величин

Область применения. Структурный элемент «Область применения» приводят для определения области его назначения и уточнения объекта стандартизации, размещают на первой странице стандарта и нумеруют единицей (1). (В межгосударственных стандартах такой нумерации нет). Например:

Настоящий стандарт распространяется на стальную углеродистую холоднотянутую проволоку круглого сечения для изделий, изготавливаемых холодной высадкой (ГОСТ 5663-79).

Нормативные ссылки. Структурный элемент «Нормативные ссылки» содержит перечень стандартов, на которые в тексте стандарта дана ссылка. Их включают в порядке возрастания регистрационных номеров обозначений в последовательности:

· государственные стандарты Российской Федерации;

· отраслевые стандарты.

Обозначения и сокращения. Запись обозначений и сокращений приводят в порядке приведения их в тексте стандарта с необходимой расшифровкой и пояснениями.

Требования. Здесь излагаются требования к объектам стандартизации. Особенности содержания требований стандартов различных видов изложены в ГОСТ Р 1.5-92.

Приложения. Приложения (графический материал, таблицы, расчеты описания, алгоритмы и др.) обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с “А”, за исключением букв: Е с точками наверху, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова “Приложение” следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита за исключением букв I и O. В случае полного использования букв обоих алфавитов допускается обозначение приложений арабскими цифрами. Если в стандарте одно приложение, его обозначают “Приложение А”.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху посередине страницы слова “Приложение” и его обозначения.

Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения, так же как и таблицы, формулы и графический материал, входящие в приложения.

Приложения имеют общую с остальной частью стандарта сквозную нумерацию страниц.

Библиографические данные. Библиографические данные приводятся на отдельной странице. Например, библиографические данные Государственного стандарта РФ содержат:

· обозначение УДК, которое проставляют органы Госстандарта России;

· код Общероссийского классификатора стандартов (ОКС), а до его введения в действие на территории Российской Федерации - код классификатора государственных стандартов (КГС) и код Общесоюзного классификатора стандартов и технических условий (ОКСТУ), которые проставляют органы Госстандарта России;

· ключевые слова.