Правила и рекомендации по стандартизации
Классификаторы технико-экономической и социальной информации
Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений
Стандарты данной категории имеют обозначение СТО и являются для России принципиально новыми. Они разрабатываются и принимаются этими общественными объединениями для динамичного распространения и использования результатов исследований и разработок, полученных в различных областях знаний (ГОСТ Р 1.0-92). Объектами стандартизации в них должны быть, как правило (ГОСТ Р 1.4-93):
· принципиально новые виды продукции, процессов и услуг, методы испытаний;
· нетрадиционные технологии;
· принципы организации и управления производством или других видов деятельности.
Стандарты данной категории не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. Если в них содержатся положения, которые затрагивают вопросы безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, то они должны быть согласованы с соответствующими органами государственного контроля и надзора. Изложение, оформление и обозначение стандарта научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 1.5-92. Построение и содержание стандарта определяется этими организациями самостоятельно.
Необходимость применения стандарта научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций определяется не органами государственного управления, а субъектами хозяйственной деятельности самостоятельно. Такой статус фактически превращает стандарты данной категории в рекомендации.
Классификатор технико-экономической и социальной информации - документ, содержащий систематизированный перечень кодов и наименований объектов классификации и классификационных группировок, разработанный и утвержденный в установленном порядке, обязательный для применения на различных уровнях управления.
Понятие “Классификатор технико-экономической информации” существовало и в Советском Союзе как элемент Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК). В рамках данной системы были созданы взаимоувязанные общесоюзные, межотраслевые, отраслевые и республиканские классификаторы, а также классификаторы предприятий. При этом только общесоюзных классификаторов насчитывалось не менее 24. Среди них можно упомянуть:
· общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП);
· классификатор Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);
· общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).
В настоящее время в Российской Федерации, в зависимости от уровня утверждения и сферы применения, разрабатываются классификаторы следующих категорий:
· общероссийские (ОК);
· отраслевые;
· предприятий (объединений, организаций, ассоциаций и т.д.)
По статусу утверждения и области применения классификаторы приравниваются соответственно к государственным и отраслевым стандартам, а также к стандартам предприятий.
Общероссийские классификаторы утверждает Госстандарт России. Их применение является обязательным при обмене информацией между системами управления государственного уровня и при заполнении унифицированных форм документов, установленных государственными органами и имеющими межотраслевое применение.
Отраслевые классификаторы, как и отраслевые стандарты, действуют в рамках утвердившей их отрасли (министерства, ведомства) при заполнении отраслевых документов, а классификаторы предприятий — в рамках утвердивших их предприятий (объединений, ассоциаций и др.). В качестве классификаторов предприятий могут служить выборки из общероссийских и отраслевых классификаторов.
В России действует более 30 общероссийских классификаторов технико-экономической информации (ОКТЭИ). Некоторые из них указаны в Приложении 4.
ОКТЭИ используются в качестве единых машино-ориентированных языков общения субъектов хозяйственной деятельности и органов управления, в том числе для классификационного научно обоснованного описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации. Например, ОКП, ОКДП, ТН ВЭД предназначены для государственного регулирования состава видов и структуры производимой и потребляемой в России конкретной продукции.
Шесть общероссийских классификаторов (ОКДП, ОКЗ, ОКС, ОКВ, ОКЕИ, ОК ТН ВЭД ) полностью соответствуют международным классификациям или стандартам.
Так, общероссийский классификатор стандартов (ОКС) является результатом прямого применения Международного классификатора стандартов, утвержденного ИСО в 1996 г., и полностью соответствует Межгосударственному классификатору стандартов МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96. Объектами классификации являются стандарты и другие нормативные документы по стандартизации.
ОКС предназначен для использования при построении каталогов, а также указателей стандартов и других нормативных документов по стандартизации, для классификации стандартов и нормативных документов по стандартизации, содержащихся в базах данных, библиотеках и т. д.
В ОКС принят иерархический метод классификации. Длина кодового обозначения — семь знаков, алфавит кода — цифровой. Структура кода ОКС приведена на рис. 4.1.
|
Машиностроение | |
25.080 | Металлорежущие станки |
*Деревообрабатывающие станки см. 79.120.10 | |
25.080.10 | Токарные станки |
В общероссийском классификаторе единиц измерения (ОКЕИ) объектами классификации являются единицы измерения, используемые в различных сферах деятельности. В ОКЕИ семь групп единиц: длины, площади, объема, массы, технические, времени, экономические.
ОКЕИ содержит два раздела и два справочных приложения.
Раздел 1 -- «Международные единицы измерения, включенные в ЕСКК» — сформирован на базе международной классификации единиц измерения, содержащейся в рекомендации «Коды для единиц измерения, используемых в международной торговле» Европейской экономической комиссии ООН (Рекомендация №20 РГ 4 ЕЭК ООН). Он включает наиболее употребительные в Российской Федерации единицы измерения. Оставшиеся вне его единицы измерения из указанной международной классификации вынесены в справочное приложение А.
Раздел 2 — «Национальные единицы измерения, включенные в ЕСКК» — включает дополнительные национальные единицы измерения, отсутствующие в международных классификациях.
Длина кодового обозначения — три знака, алфавит кода — цифровой. В классификаторе использована серийно-порядковая система кодирования.
Пример записи одной позиции из раздела 1 классификатора ОКЕИ приведен на рис. 4.2.
Существенной переработке из-за перехода страны к рыночной экономике подверглись ОКУД, ОКП, ОКОФ (основных фондов), ОКИСЗН.
Из-за прекращения централизованного планирования и управления экономикой в общероссийском классификаторе продукции сохранена лишь классификационная часть с шестиразрядным кодовым обозначением каждой позиции, а при необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции министерства (ведомства) могут создавать отраслевые классификаторы продукции, в которых в качестве первых шести знаков должны использоваться коды ОКП.
Классификаторы ОКПО, ОКОГУ, ОКЭР, ОКСО, ОКУН, ОКПДТР (см. Приложение 4) сохранили свое функциональное назначение с учетом доработки применительно к территории России, структуре ее системы управления.
Классификатор ЕСКД - единственный, который принят в качестве общероссийского без переработки.
Состав классификаторов будет расширяться по мере дальнейшего совершенствования процесса экономического развития страны и ее последовательной интеграции в мировую экономику.
Существенное отличие от ранее действующего порядка по ведению общесоюзных классификаторов - основным средством ведения общероссийских классификаторов и обеспечения взаимодействия с абонентами является информационно-вычислительная сеть статистики. Поэтому значительно повышается роль территориальных органов статистики, которые осуществляют информационное обслуживание абонентов своего региона.
Состав и содержание работ по созданию классификаторов технико-экономической информации, поддержанию их в актуальном состоянии (ведению) путем внесения изменений, а также порядок разработки классификаторов и их практического применения регламентированы комплексом государственных стандартов под общим названием —Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).
Основными задачами ЕСКК ТЭИ являются:
· упорядочение, унификация, классификация и кодирование информации, используемой в системе управления;
· создание комплекса классификаторов, необходимых для решения задач органами управления различного уровня;
· максимальное использование международных классификаций для решения задач, связанных с международным обменом информацией;
· обеспечение условий для автоматизации процессов обработки информации, включая создание автоматизированных банков данных;
· обеспечение информационной совместимости взаимодействующих информационных систем.
Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭИ являются экономические и социальные объекты и их свойства, информация о которых необходима для решения управленческих задач.
Примерный состав основных работ, предусмотренных ЕСКК ТЭИ, представлен на рис. 4.3.
Как видно из рис. 4.3, работы должны начинаться с постановки задачи по сбору, учету и анализу информации об объекте, которую должен решать орган управления. Он должен также сформулировать техническое задание на разработку классификатора. Далее осуществляется анализ множества объектов управления, выделяются их основные признаки, по которым с учетом поставленных задач формируются группы однородных объектов и выбираются методы классификации и кодирования множества.
Следующим этапом является разработка классификатора в порядке, установленном ЕСКК ТЭИ, включая разработку систем ведения классификатора и мероприятий по его внедрению.
Эти нормативные документы предназначены для решения задач организации и координации работы по стандартизации в России (ГОСТ Р 1.0-92).
Кроме правил и рекомендаций по стандартизации, в Российской Федерации предусмотрены аналогичные нормативные документы по метрологии, сертификации и аккредитации. В силу единства их функционального назначения общие положения, порядок разработки, принятия и регистрации правил и рекомендаций в значительной степени унифицированы и излагаются в ГОСТ Р 1.10-95.
Правила по стандартизации (ПР) - документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или)общетехнические положения, порядки (правила процедур), методы (способы, приемы) выполнения работ в области стандартизации, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ. Они разрабатываются при необходимости детализировать обязательные требования основополагающих организационно-технических и общетехнических стандартов, при отсутствии таких стандартов, а также в том случае, если разрабатывать и применять подобные стандарты нецелесообразно.
Рекомендации по стандартизации (Р) - документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедур), методы (способы, приемы) выполнения работ в области стандартизации, а также рекомендуемые требования к оформлению результатов этих работ. Рекомендации разрабатывают и принимают для предварительной проверки на практике еще не ставших типовыми положений, порядков, методов выполнения работ, а также правил оформления их результатов.
Правила и рекомендации не должны дублировать обязательные требования действующих государственных и межгосударственных стандартов и не могут противоречить этим требованиям.
К разработке проектов правил и рекомендаций привлекаются научно-исследовательские институты и другие организации, как относящиеся к системе Госстандарта России, так и не входящие в нее. Правила для межотраслевого применения вводятся в действие постановлением Госстандарта России и при необходимости регистрируются в Минюсте России. Рекомендации вводятся в действие решением руководства Госстандарта России (постановлением, приказом, распоряжением или личной подписью).
В заключении приведем особенности обозначений правил и рекомендаций для различных областей. Обозначение включает индекс (ПР - для правил, Р - для рекомендаций), код Госстандарта России (50), условное цифровое обозначение области деятельности (1 - стандартизация, 2 - метрология, 3 - сертификация, 4 - аккредитация), трехзначный регистрационный номер и две последние цифры года утверждения документа. Примеры обозначений: