ГОСТ Р 50231-92
Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р)
Категории стандартов Российской Федерации
Категории стандартов
В зависимости от того, кто является сторонами (участниками) стандартизации, к какому географическому региону, политическому союзу или экономическому образованию они принадлежат, принято выделять различные уровни стандартизации (см. п. 1.4 данного учебного пособия). Характерными признаками некоторого такого уровня являются во-первых, возможность участия в стандартизации (иначе - степень ее открытости) и, во-вторых, статус органа, который в соответствии со своей компетенцией утверждает стандарт. Последнее обстоятельство определяет круг участников производственных отношений, для которых положения стандарта становятся нормами деятельности.
В соответствии с указанными признаками в международной практике принято различать стандарты следующих категорий.
Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО (Международная организация по стандартизации) и МЭК (Международная электротехническая комиссия). Поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах – членах ИСО и МЭК, добровольный.
Региональный стандарт - стандарт, принятый международной региональной организацией по стандартизации. Например, в рамках Европейского Экономического Союза (ЕЭС) существуют межправительственные организации CEN (Европейский комитет по стандартизации), CENELEC (Европейский комитет электротехнической стандартизации), ETSI (Европейский институт телекоммуникационных стандартов). Разработанные под их руководством и утвержденные ими стандарты имеют обязательный статус для стран-членов ЕЭС.
Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации. Таковыми являются, например, государственные стандарты Украины (ДСУ), Германии (DIN), Российской Федерации (ГОСТ Р).
Как уже было указано ранее, национальная стандартизация – это стандартизация в одном конкретном государстве. Но при этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений. Поэтому в каждом государстве как суверенном члене международного сообщества приведенная выше классификация стандартов на категории может углубляться.
ГОСТ Р 1.0-92 устанавливает, что международные и региональные стандарты могут использоваться в Российской Федерации, но в целях защиты национальных интересов оговаривает особый порядок их применения.
Здесь же вводится новая для практики международной стандартизации категория стандартов – межгосударственный стандарт (ГОСТ), который рассматривается как разновидность регионального стандарта. Напомним, что обозначение “ГОСТ” имели государственные стандарты СССР, бывшие республики которого в большинстве своем либо присоединились к Союзу Независимых Государств, либо в той или иной степени сотрудничают с ним. В Соглашении о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (см. подробнее п. 6.3 данного пособия) это обозначение было решено сохранить за стандартами, имеющими координирующее, солидаризирующее значение для стран-членов СНГ. В соответствии с Соглашением стандарт приобретает категорию межгосударственного, если он утвержден Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве.
Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. В них устанавливаются:
·* требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; требования пожарной безопасности; требования техники безопасности и производственной санитарии;
* требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
* основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению применению и утилизации продукции;
* правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве и эксплуатации (использовании) продукции, выполнении работ и оказании услуг. В том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества, а также сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.
Требования, устанавливаемые в государственных стандартах, могут быть как обязательными, так и рекомендательными. В этом заключается одно из принципиальных отличий стандартизации в России от стандартизации в Советском Союзе, где обязательными были все требования государственных стандартов.
Обязательные требования подлежат неукоснительному соблюдению всеми без исключения органами государственного управления и субъектами хозяйственной деятельности. Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условия о соответствии предмета договора обязательным требованиям государственных стандартов. Законом РФ «О стандартизации» и ГОСТ Р 1.0-92 к обязательным отнесены:
· требования, содержащиеся в стандарте и обеспечивающие
- безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственную безопасность и санитарные нормы;
- техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость продукции;
- единство методов контроля и единство маркировки.
· любые требования, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Другие требования государственных стандартов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях либо в том случае, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции (исполнителя услуги).
Соответствие обязательным требованиям государственных стандартов должно быть подтверждено испытаниями по правилам и процедурам обязательной сертификации. Соответствие продукта (услуги) другим требованиям может подтверждаться сообразно законодательным положениям о добровольной сертификации.
Практика российской стандартизации показала, что установленные в настоящее время признаки обязательности требований государственных стандартов противоречивы. Это часто становится причиной затруднений и произвола при отнесении конкретных требований к обязательным или рекомендуемым и, как следствие, – к незаконному применению или неприменению санкций за нарушение обязательных требований [9]. Поэтому в проекте новой редакции закона РФ «О стандартизации» статья 7 содержит совершенно новую формулировку условий обязательности государственных стандартов:
«Государственные стандарты являются добровольными для применения и соблюдения субъектами хозяйственной деятельности за исключением случаев, когда:
субъект хозяйственной деятельности указывает в сопроводительной технической документации на продукцию, работы и услуги или иным публичным образом (публичная оферта) заявляет о соответствии продукции, работ и услуг требованиям государственных стандартов;
федеральный орган исполнительной власти по стандартизации при принятии и введении в действие государственного стандарта устанавливает обязательность его соблюдения субъектами хозяйственной деятельности в части требований, необходимых для обеспечения любых видов безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической, электромагнитной и информационной совместимости и взаимозаменяемости, единства методов их контроля и единства маркировки, а также для идентификации продукции;
федеральными законами или принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлена обязательность соблюдения субъектами хозяйственной деятельности требований государственных стандартов, в том числе в виде ссылок на государственные стандарты.
Состав требований государственных стандартов, по которым осуществляется обязательная сертификация продукции и услуг, определяется законодательством Российской Федерации об обязательной сертификации продукции и услуг».
Такая формулировка отвечает международной практике и, в то же время, сохраняет полномочия Госстандарта России и Госстроя России принимать и вводить в действие государственные стандарты, обязательные для соблюдения субъектами хозяйственной деятельности. Тем самым не только сохраняется, но и развивается правовая основа государственного контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов.
Поскольку действие государственных стандартов распространяется на все органы государственного управления и субъекты хозяйственной деятельности, стандарты в области строительства и промышленности строительных материалов принимает Госстрой России, а в остальных областях – Госстандарт России. Все государственные стандарты регистрируются в Госстандарте России.
Обозначение государственного стандарта включает:
· индекс ГОСТ Р;
· регистрационный номер;
· отделенные тире две последние цифры года утверждения.
В обозначении стандартов на изделия, используемые только в атомной энергетике, после двух последних цифр года утверждения добавляется буква А.
Регистрационный номер государственного стандарта РФ может содержать две группы цифр, разделенные точкой. Это означает, что данный стандарт относится к комплексу (системе) общетехнических или организационно технических стандартов. При этом структура обозначения стандартов, принятая в конкретной системе, должна сохраняться (т. е., если стандарты системы подразделяются на группы, номер группы также должен входить в обозначение стандарта). Например, обозначения:
ГОСТ Р 2.50-93 и ГОСТ Р 2.51-93
показывают, что эти стандарты относятся к 5-й классификационной группе системы ЕСКД (ее номер в классификации систем стандартов – 2). Цифры, следующие за обозначением системы, - порядковый номер стандарта (отсчет начинается с 0). Таким образом в рассматриваемом примере ГОСТ Р 2.50 был принят первым, а ГОСТ Р 2.51 – вторым.
Государственная система стандартизации Российской Федерации допускает, что некоторые международные и региональные стандарты могут применяться в Российской Федерации в качестве государственных стандартов либо без изменений, либо с изменениями и дополнениями, отражающими потребности нашей страны.
В первом случае говорят, что государственный стандарт оформлен на основании аутентичного текста соответствующего стандарта и не содержит дополнительных требований, а его обозначение включает:
· индекс ГОСТ Р;
· обозначение соответствующего международного или регионального стандарта без указания года его принятия;
· отделенные тире две последние цифры года утверждения государственного стандарта.
Например, государственный стандарт Российской Федерации, оформленный на основе аутентичного текста международного стандарта ISO 9591:1992 и принятый в 1993 году, обозначается - ГОСТ Р ИСО 9591-93.
Во втором случае говорят, что государственный стандарт принят на основе аутентичного текста международного или государственного стандарта и содержит дополнительные требования. Его обозначение составляется по описанным выше правилам и дополняется обозначением исходного стандарта, которое заключается в скобки. Например, если стандарт ГОСТ Р 50231 был разработан в 1992 году на основе стандарта ISO 7173:1989, то его обозначение имеет вид:
(ИСО 7173-89).
В связи с расширением рыночных отношений и самостоятельности как отраслей, так и отдельных предприятий ориентация государственных стандартов на регулирование только межотраслевых вопросов весьма быстро утрачивает смысл. В связи с этим представляется интересным мнение о том, что такие стандарты неизбежно станут инструментами реализации государственной политики в различных сферах жизнедеятельности общества [9]. В частности, именно государственные стандарты, и только они должны устанавливать требования, определяющие уровень качества продукции, работ и услуг.