Информационное обеспечение

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, государственный метрологический контроль и надзор

Основная цель государственного контроля и надзора – защита интересов государства, потребителей и товарного российского рынка от недоброкачественной продукции (работ, услуг) посредством обеспечения соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства, а также нормативных документов в области стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации и защиты прав потребителей.

Государственный контроль и надзор производится на всех стадиях обращения продукции (при разработке, подготовке к производству, изготовлении, реализации, использовании, хранении, транспортировании и утилизации), реализации процесса (услуги). Осуществляется через подведомственные Госстандарту России центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ), научно-исследовательские институты и другие предприятия и организации.

Основными задачами центров стандартизации, метрологии и сертификации являются:

· осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований нормативных документов, законодательных и иных правовых актов Российской Федерации в области стандартизации, обеспечения единства измерений, обязательного подтверждения соответствия и защиты прав потребителей;

· выполнение функций органа Государственной метрологической службы по обеспечению единства измерений;

· организация и проведение работ по обязательной и добровольной сертификации и подтверждению соответствия продукции (работ, услуг), сертификации систем качества, аккредитации;

· координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

· выполнение платных работ и оказание платных услуг юридическим и физическим лицам в области стандартизации, обеспечения единства измерений, испытаний, подтверждения соответствия продукции (работ, услуг), сертификации систем качества, аккредитации;

· предоставление информации в области стандартизации, обеспечения единства измерений, испытаний, подтверждения соответствия аккредитации, государственного контроля и надзора органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Нетрудно заметить, что круг перечисленных задач гораздо шире, чем только Государственный контроль и надзор. Это обусловлено тем, что каждый ЦСМ имеет статус территориального органа Госстандарта России и на закрепленной за ним территории осуществляет полномочия Госстандарта России по реализации государственной политики в сфере стандартизации, обеспечения единства измерений, подтверждения соответствия и т. д. Собственно в сфере государственного контроля и надзора на него возложены следующие основные функции:

· государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации работ и оказания услуг;

· государственный надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности правил обязательной сертификации;

· государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, соблюдением метрологических норм и правил субъектами хозяйственной деятельности, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, количеством товаров, отчуждаемых при совершенствовании торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их фасовке и продаже;

· государственный метрологический контроль, включающий испытания в целях утверждения типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности юридических лиц по ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Существует 104 центра стандартизации метрологии и сертификации, расположенных в большинстве субъектов Российской Федерации. Для осуществления своей деятельности ЦСМ располагают развитой материально-технической, в том числе испытательной базой и высококвалифицированными специалистами. Общая численность работающих – более 13000 чел., в том числе 2200 государственных инспекторов.

Государственные инспекторы являются должностными лицами, персонально утверждаются в порядке, установленном Госстандартом России, и имеют документ установленного образца. Председатель Госстандарта России является Главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений является. Руководители ЦСМ являются Главными государственными инспекторами на территориях. Права государственных инспекторов, их обязанности и порядок осуществления надзорной деятельности установлены приказом Госстандарта России (см. Приложение 3).

Руководители субъектов хозяйственной деятельности обязаны обеспечивать государственным инспекторам:

· свободный доступ в служебные и производственные помещения при предъявлении удостоверения государственного инспектора;

· использование технических средств и специалистов, предоставление документов и сведений, необходимых для проведения государственного надзора;

· отбор проб и образцов продукции для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемого субъекта хозяйственной деятельности.

Информация о деятельности Госстандарта России и ЦСМ в сфере реализации региональной политики и осуществления государственного контроля и надзора публикуется в журналах: «Стандарты и качество», «Вестник Госстандарта России» и «Партнеры и конкуренты».

Территориальные органы Госстандарта России - не единственные элементы системы, обеспечивающей выполнение обязательных требований государственных стандартов. К органам, осуществляющим государственный контроль и надзор за соблюдением этих требований, относится, например, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета РФ по торговле (Госторгинспекция). В соответствии с Положением о Госторгинспекции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.05.93 № 501, ей предоставлено право осуществлять контроль за качеством и безопасностью товаров народного потребления. Такая формулировка означает, что в компетенцию Госторгинспекции входит контроль не всех обязательных требований государственных стандартов, а лишь тех, которые существенны для обеспечения безопасности товара.

Информационное обеспечение в рамках ГСС играет чрезвычайно важную роль хотя бы потому, что Законом РФ «О стандартизации» установлено требование о доступности нормативных документов по стандартизации (в той части, в которой они не составляют государственной тайны), а также официальной информации о таких документах. Этим же законом установлены основополагающие принципы распространения информации о нормативных документах по стандартизации.

Публикация официальной информации о государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, а также информации о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения входит в компетенцию Госстандарта России. Исключительное право официально публиковать государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации имеют только Госстандарт России и те органы государственного управления, которые приняли эти нормативные документы.

Для распространения официальной информации о нормативных документах по стандартизации Госстандарт составляет, издает и распространяет специальные сборники (указатели).

Каждый четный год издается годовой указатель «Государственные стандарты» в четырех томах. Первые три тома - систематизированный перечень действующих на год издания межгосударственных стандартов (стран СНГ) и действующих стандартов Российской Федерации. Четвертый том - номерной указатель упомянутых выше стандартов. Выходит отдельным выпуском каждый нечетный год.

Ежемесячно издается информационный указатель «Государственные стандарты». В нем публикуются изменения к действующим стандартам, принятые за истекший месяц, перечень вновь утвержденных межгосударственных стандартов и национальных стандартов Российской Федерации, а также сведения об отмене и замене стандартов.

Также ежемесячно выходит информационный указатель «Технические условия». Здесь публикуются перечень действующих технических условий и изменений к ним. Дается информация о держателе подлинника документа с указанием его наименования и адреса.

Непосредственно издание и распространение указателей осуществляет ИПК «Издательство стандартов». Это единственное в стране (а также на территории СНГ) издательство, обладающее правом издания и распространения официальных изданий стандартов (кроме стандартов по строительству), указателей, правил по стандартизации, метрологии и сертификации. Оно издает также литературу по стандартизации, метрологии и сертификации. В 1994 г. издательство получило право издавать стандарты, принятые Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации и обеспечивать ими предприятия государств-членов Содружества Независимых Государств.

«Издательство стандартов» имеет не только полиграфическую базу, но и свою собственную сеть распространения. Более 30 тысяч предприятий России и государств-членов СНГ являются постоянными абонентами на получение продукции издательства. Любое российское или зарубежное предприятие может заказать действующие в России официальные документы в области стандартизации, метрологии и сертификации (со всеми принятыми к ним изменениями) непосредственно в издательстве стандартов или по электронной почте.

Печатную продукцию можно также приобрести или заказать в территориальных отделах издательства (магазинах стандартов).

С 1998 года ИПК Издательство стандартов издает для реализации отдельные документы на дискетах.

Для стандартизации, как и для всякой другой деятельности, большое значение имеет информация научно-технического характера. В системе Госстандарта распространение такой информации осуществляется через журналы, выпускаемые РИА «Стандарты и качество».

Журнал "Стандарты и качество".Этожурнал Госстандарта России для руководителей предприятий, служб стандартизации и качества, НИИ и вузов. Тематика: вопросы стандартизации, управления качеством, сертификации, опыт работы в области качества предприятий, национальная и международная стандартизация, учебные материалы по управлению качеством. Здесь же освещаются вопросы хода проведения и итоги конкурсов на Премии Правительства России в области качества.

Журнал "Методы менеджмента качества"- научно-практический журнал по актуальным проблемам управления качеством. На страницах журнала публикуются материалы по тематике: методы и инструменты управления качеством в промышленности, медицине, торговле, образовании, антикризисная стратегия на основе методов анализа качества, общие проблемы надежности, безопасность технических систем.

Журнал "Вестник Госстандарта России"представляет собой официальное издание Госстандарта России. Здесь публикуются документы по основным видам его деятельности – стандартизации, метрологии, сертификации, госнадзору.

Журнал "Партнеры и конкуренты"адресован органам по сертификации, испытательным и аналитическим лабораториям. Тематика публикаций: вопросы аккредитации, сертификации, испытаний, новые и действующие методики, сличительные испытания, лабораторное оборудование, официальная информация Госреестра систем сертификации.

Журнал "Европейское качество"представляет собой русскоязычную версию одноименного журнала, который издается в Лондоне на английском языке и является официальным печатным органом Европейской организации по качеству. Издается с 1998 года. На страницах этого журнала анализируются прогрессивные тенденции в области обеспечения качества, освещаются вопросы хода проведения и итоги конкурсов на Европейскую премию по качеству.

Кроме перечисленных журналов РИАиздает каталог "Стандартизация. Метрология. Сертификация. Управление качеством. Экология".В Каталоге представлены периодические и непериодические издания, информационные услуги, программное обеспечение в области стандартизации, метрологии, сертификации, управления качеством, экологии.

Госстандарт России создает и ведет Федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации (Федеральный фонд стандартов - ФФС). Здесь хранятся также международные и региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты зарубежных стран. Государственные органы управления, принявшие в пределах своей компетенции нормативные документы по стандартизации, а также субъекты хозяйственной деятельности, утвердившие нормативные документы по стандартизации, формируют и ведут информационные фонды этих документов и обеспечивают пользователей информацией о них и самими документами на договорной основе.

Организацию и координацию работ, связанных с функционированием Федерального фонда стандартов, выполняет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству(ВНИИКИ). Кроме того, ВНИИКИ разрабатывает стандарты на термины и определения, стандарты по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД), репрографии, основные положения единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации (ЕССК). Проводит сертификацию информационных технологий. Издает каталоги, реферативные сборники, аналитические обзоры, терминологические словари, указатели по проблемам стандартизации и качества.

ВНИИКИ выполняет функции Российского информационного центра по преодолению технических барьеров в торговле Всемирной торговой организации (РИЦ ВТО) и Главного информационного центра Госстандарта России(ГИЦ Стандарт).

РИЦ ВТО осуществляет справочно-информационное обеспечение для выпуска качественной, безопасной и конкурентоспособной продукции. Задачами РИЦ ВТО являются предоставление информации организациям и гражданам Российской Федерации, зарубежным странам-членам ВТО о действующих или разрабатываемых стандартах и системах сертификации, а также направление другим странам отзывов на их нормативные документы.

ГИЦ Стандарт формирует и ведет электронные массивы документов Федерального фонда стандартов, а так же другой информации по стандартизации и качеству. Осуществляет справочно-информационное обслуживание пользователей. Для решения поставленных перед ним задач ГИЦ Стандарт взаимодействует с информационными центрами стандартов федеральных органов исполнительной власти и институтов, имеющих фонды нормативных документов.

В целом информационные ресурсы в сфере стандартизации включают:

· отечественные, международные и зарубежные национальные нормативные документы,

· технико-экономическую информацию по контролю и надзору за соблюдением государственных стандартов;

· данные по организации, планированию и контролю работ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Указанные ресурсы характеризуются большими быстроменяющимися массивами, децентрализацией хранения, высокой степенью достоверности и насчитывают около 900 тыс. документов. Структура информационных ресурсов в сфере стандартизации, их распределение по видам носителей и формы справочно-информационного обслуживания пользователей представлены на рис.3.3.

 

 
 

Для оперативного обеспечения пользователей достоверной информацией создана Автоматизированная система обработки информации по стандартизации, метрологии и сертификации (АСОИ). Она является открытой распределенной системой, объединяющей информационные ресурсы организаций Госстандарта России. Состоит из 15 функциональных автоматизированных информационных систем (АИС), разработка которых осуществляется организациями Госстандарта России по закрепленной тематике. Координацию работ по созданию АСОИ в целом осуществляет ВНИИКИ.

АСОИ создана на базе корпоративной сети (рис. 3.4): центральный узел находится в Госстандарте России, базовый узел - во ВНИИКИ, 30 опорных узлов - в организациях Госстандарта России и других министерств и ведомств, 100 региональных и локальных узлов - в центрах стандартизации и метрологии. Она реализована на основе архитектуры клиент-сервер.

Ядром сети является информационная сеть МАКРОНЕТ, которая: предоставляет пользователям централизованный доступ к ее информационным ресурсам; объединяет Центральный, Базовый и Опорные узлы выделенными каналами связи; предоставляет пользователям локальных сетей в Центральном, Базовом и Опорном узлах, централизованный доступ в сеть ИНТЕРНЕТ.

 
 

Пользователи корпоративной сети делятся на две категории: внешние и внутренние. К числу внешних пользователей относятся:

· федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации (кроме входящих в сеть);

· субъекты хозяйственной деятельности, общественные объединения, физические лица Российской Федерации;

· Секретариат и страны-участницы Всемирной торговой организации;

· зарубежные организации и физические лица.

Информационное обслуживание в АСОИ предусматривает обеспечение пользователей:

· библиографической информацией на основе баз данных по стандартизации, метрологии, сертификации, техническим барьерам в торговле и др.;

· текстами документов на основе полнотекстовых баз данных;

· справочно-аналитической информацией по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации и др.

Предусматривается также информационное обслуживание по разовым и тематическим запросам, в пакетном режиме и в режиме on-line.

Оказание информационных услуг предприятиям промышленности и коммерческим структурам производится на основе хозяйственных договоров. Информационное обслуживание центров стандартизации и метрологии, организаций Госстандарта России осуществляется по тарифам, согласованным с Госстандартом России. Предоставление информации странам-членам ВТО по тематике Соглашений «О технических барьерах в торговле» и СФС осуществляется на бесплатной основе.

Контрольные вопросы и задания по третьему разделу

1. Дайте определение Государственной системе стандартизации (ГСС) Российской Федерации. Каковы основные принципы и задачи ГСС?

2. Назовите важнейшие структурные элементы Государственной системы стандартизации в России.

3. Приведите обозначения и наименования стандартов комплекса стандартов ГСС.

4. Раскройте содержание стандартов, входящих в комплекс ГСС РФ.

5. Какова структура Госстандарта России? Каковы направления его деятельности?

6. Перечислите основные функции Госстандарта России в области стандартизации.

7. Каковы структура и основные функции технических комитетов России по стандартизации (ТК)?

8. Перечислите основные службы стандартизации субъектов хозяйственной деятельности.

9. Каковы основные задачи и функции Центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ) в сфере государственного контроля и надзора?