Госстандарт России и направления его деятельности

Назначение и состав Государственной системы стандартизации в Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ

Государственная система стандартизации(ГСС) – механизм управления разработкой, производством, обращением и применением продукции во всех отраслях экономики и на всех уровнях управления ею.

В СССР целью функционирования ГСС была объявлена задача опережающего создания нормативно-технической и метрологической базы для решения определяемых КПСС задач экономического и социального развития страны. Принципами построения функционирования и развития ГСС были объявлены системность, комплексность, планомерность, народнохозяйственный характер, оптимальность, директивность и динамизм.

Распад Советского Союза в 1991 г. и образование суверенного государства «Российская Федерация» потребовали создания новой национальной системы стандартизации, учитывающей следующие реально существующие условия:

· неизбежность и необратимость преобразования экономики на основе рыночных отношений, что требует существенного повышения самостоятельности предприятий, обеспечения свободы выбора методов хозяйствования и многообразия форм собственности;

· необходимость и целесообразность интеграции экономики страны в европейскую и мировую экономику;

· целесообразность сохранения и укрепления хозяйственных, торговых и научно-технических отношений с вновь образовавшимися независимыми государствами (с учетом реально сложившейся интеграции производства);

· необходимость проведения независимой, но согласованной с бывшими партнерами по СССР политики в области стандартизации.

Работа по обеспечению соответствия ГСС новым условиям началась с принятия закона РФ «О стандартизации». На основании правовых норм, установленных им, были сформулированы принципы и задачи стандартизации в России на современном этапе ее развития.

К задачам, которые должны быть решены в Российской Федерации с применением стандартизации, относят:

· обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

· установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

· определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

· унификация конструктивных частей изделий;

· разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

· оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

· создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

· организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов.

Указанные задачи должны решаться на основе следующих принципов:

· целесообразность разработки стандарта определяется его необходимостью в социальном, экономическом и техническом аспектах;

· приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

· стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты, правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

· разработка стандарта должна быть основана на консенсусе заинтересованных и участвующих в ней сторон (т. е. – на взаимном согласии). При этом должно быть учтено мнение каждого участника по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

· разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

· стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

· обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

· стандарты, применяемые на разных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Указанные выше задачи и принципы стандартизации нашли свое отражение в комплексе актов ГСС Российской федерации, который впервые был опубликован в 1994 г. Он представляет собой комплекс государственных стандартов ГОСТ Р «Государственная система стандартизации Российской Федерации». В настоящее время этот комплекс включает:

· ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения. Устанавливает общие организационно-методические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей (субъектов хозяйственной деятельности ), с государственными органами управления, друг с другом.

· ГОСТ Р 1.2-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов. Устанавливает требования к разработке , согласованию, принятию, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов Российской Федерации.

· ГОСТ Р 1.4-93. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических , инженерных обществ и других общественных объединений. Устанавливает общие положения к разработке, принятию, учетной регистрации, изданию, применению, контролю за соблюдением обязательных требований, изменению и отмене стандартов отраслей, а также объекты стандартизации и общие правила разработки и применения стандартов предприятий, стандартов научно-технических , инженерных обществ и других общественных объединений.

· ГОСТ Р 1.5-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.Устанавливает общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению государственных стандартов Российской Федерации, стандартов отрасли, стандартов предприятия, стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений и изменений к стандартам.

· ГОСТ Р 1.8-95. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов. Устанавливает порядок разработки проектов межгосударственных стандартов, автором которых является Российская Федерация или межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК), ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию; порядок рассмотрения в Российской Федерации проектов межгосударственных стандартов, авторами которых являются другие государства-участники Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации или МТК, ведение секретариатов которых возложено на эти государства; порядок применения в российской федерации принятых межгосударственных стандартов; порядок внесения изменений в действующие межгосударственные стандарты, а также порядок прекращения их применения в Российской Федерации.

· ГОСТ Р 1.9-95. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам.Устанавливает общие требования к порядку маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам Российской Федерации (ГОСТ Р) и (или) межгосударственным стандартам (ГОСТ), применяемым на территории Российской Федерации, а также порядок выдачи лицензий на маркирование им продукции и услуг.

· ГОСТ Р 1.10-95. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации и информации о них. Устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию, регистрации, изданию, обеспечению, изменению и отмене правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, к информации о них, а также требования к их изложению и содержанию.

Закон РФ «О стандартизации», комплекс стандартов Государственной системы стандартизации, а также подзаконные акты Правительства Российской Федерации и Госстандарта России образуют нормативно-правовую базу деятельности по стандартизации в Российской Федерации. Кроме перечисленных документов к ГСС относят и различные нормативные документы по стандартизации, в форме которых обобществлены результаты уже выполненных работ по стандартизации. Более подробно эти документы рассмотрены в разделе 4 данного пособия.

Важным элементом ГСС являются органы и службы стандартизации, которые собственно и выполняют самые различные работы, связанные со стандартизацией. Все эти работы выполняются на плановой основе.

В систему органов и служб стандартизации РФ входят:

· Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), подчиненный Правительству РФ;

· Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации в центральном аппарате Госстроя РФ, который также подчинен Правительству Российской Федерации;

· группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах государственных органов управления, подчиненных Правительству РФ;

· подразделения (службы) стандартизации, создаваемые самими субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями и организациями).

На основании Постановления Правительства РФ № 1320 от 09.11.98 г. «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии» (в настоящий момент действует в редакции, принятой Постановлениями Правительства РФ № 498 от 07.05.99 г. и № 612 от 19.08.2000 г.) Госстандарт России является федеральным органом исполнительной власти. Он осуществляет межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации. Является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

Госстандарт России осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации, которые составляют единую систему. В систему Госстандарта России входят:

· центральный аппарат;

· научно-исследовательские институты;

· опытные заводы;

· редакционно-информационное агентство (РИА) «Стандарты и качество»

· издательско-полиграфический комплекс «Издательство стандартов»;

· территориальные органы Госстандарта;

· учебные заведения и другие организации.

Центральный аппарат Госстандарта России возглавляют председатель, первый заместитель и два заместителя председателя. В настоящее время председателем Госстандарта России является Воронин Владимир Петрович. Имеется 9 управлений: управление делами, кадров и защиты информации, экономики, научно-техническое, метрологии, сертификации, региональной политики и государственного надзора, машиностроения, а также управление продукции сельскохозяйственного производства, пищевой, легкой и химической продукции. Кроме того, имеются отделы: отдел продукции тяжелой промышленности, сырья и материалов; информатики, электротехники и приборостроения; пресс-служба.

В соответствии с Законами РФ «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» и Положением о Госстандарте России, утвержденном Правительством Российской Федерации (постановление № 498 от 07.05.99 г.), ему поручены следующие направления деятельности:

· организация и государственное управление стандартизацией;

· организация и государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений;

· формирование и реализация государственной политики в области сертификации продукции и услуг;

· создание условий для обеспечения качества и безопасности российских товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках;

· государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, государственный метрологический контроль и надзор;

· участие и защита интересов России в деятельности международных (региональных) организаций по стандартизации, метрологии и сертификации;

· осуществление головной роли в координации деятельности министерств и ведомств по выполнению условий присоединения России к Соглашениям ВТО по техническим барьерам в торговле, а также по санитарным и фитосанитарным мерам.

· обеспечение ведущей роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии и сертификации в рамках СНГ в соответствии с принятым межправительственным Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (от 13 марта 1992 г.);

· профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров в области стандартизации, метрологии, сертификации и обеспечения качества.

Рассмотрим некоторые из направлений деятельности Госстандарта России более подробно.

Организация и государственное управление стандартизацией.Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятого в 1995 году Закона Российской Федерации "О стандартизации" и комплекса стандартов ГСС. Для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции и технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной (региональной) стандартизации Госстандартом создаются технические комитеты (ТК) по стандартизации. Работы по государственной стандартизации проводятся по планам государственной стандартизации, составляемым Госстандартом России с учетом определяемых им стратегических направлений работ по государственной стандартизации, перспективных программ работ ТК, предложений предприятий, государственных органов управления.

Именно во исполнение государственного управления стандартизацией в РФ государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Госстрой России.

Управление стандартизацией подразумевает постоянное совершенствование ГСС. В настоящее время Госстандартом России внесены на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О стандартизации”, “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об обеспечении единства измерений”, “О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям” и “О технических барьерах в торговле”.

Организация и государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений.Осуществляется на основе Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Во исполнение этого закона разработан комплекс нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ).

В ведении Госстандарта России находится Государственная метрологическая служба, которая включает государственные научные метрологические центры (метрологические научно-исследовательские институты) и органы Государственной метрологической службы на территориях субъектов Российской Федерации (территориальные органы Госстандарта России). Госстандарт России осуществляет руководство Государственной службой времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО); Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

Госстандарт России осуществляет государственный метрологический контроль (утверждение типа средств измерений; поверку средств измерений; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений) и надзор (за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже).

Формирование и реализация государственной политики в области сертификации продукции и услуг.Осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». В области сертификации Госстандарт России:

· устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации продукции, услуг (работ), систем качества и производств, гармонизированные с международными нормами и правилами;

· проводит государственную регистрацию систем обязательной и добровольной сертификации и знаков соответствия;

· на основании устанавливаемого Правительством России перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, формирует номенклатуру объектов обязательной сертификации с указанием в ней нормативных документов, на соответствие которым должна проводиться сертификация;

· осуществляет контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией и информирует специалистов народного хозяйства и общественность о результатах сертификации.

Госстандарт России – национальный орган Российской Федерации по сертификации. В соответствии с законами Российской Федерации на него возложена организация работ по обязательной сертификации товаров и услуг, предназначенных для личных бытовых нужд, а также средств производства, оружия и боеприпасов. В этих целях Госстандарт России создал систему сертификации ГОСТ Р, в рамках которой оказывает следующие услуги:

· проводит аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), ведет их реестр;

· осуществляет подготовку экспертов по сертификации, ведет их реестр;

· проводит регистрацию и ведет реестры сертификатов;

· ведет реестр предприятий, получивших сертификат на систему качества, производство;

· обеспечивает создание организационно-методической базы сертификации и испытаний;

· ведет разработку систем сертификации однородной продукции, услуг, работ.

Головным институтом в системе Госстандарта России по разработке научно-методических и организационных основ сертификации продукции, услуг, систем качества является Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС).

Создание условий для обеспечения качества и безопасности российских товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.Важным средством стимулирования работ по улучшению качества продукции и услуг и содействия внедрению эффективных методов управления качеством является учреждение национальных премий по качеству. В Российской Федерации таковыми являются Премии Правительства Российской Федерации в области качества, которые были учреждены постановлением Правительства Российской Федерации № 423 от 12 апреля 1996 года. В настоящее время действует Положение о премиях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации № 206 от 24 февраля 1999 г.

Премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности и за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Организации, вышедшие в финал конкурса и подтвердившие свои достижения в области качества в процессе обследования экспертными комиссиями, награждаются дипломами Совета по присуждению премий. Торжественная церемония награждения лауреатов проходит в Зале наград Дома Правительства Российской Федерации. Конкурсы на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества проводятся ежегодно, начиная с 1997 года. Участие организаций в конкурсе добровольное.

В основу модели премии заложены принципы всеобщего управления качеством. Модель премии включает оценку организации в баллах по двум группам универсальных критериев, применяемых для оценки организаций разной величины и видов производств (услуг). Первая группа критериев характеризует деятельность предприятия по обеспечению качества, вторая - результаты, достигнутые предприятием в области качества. Критерии российской премии гармонизированы с моделью Европейской премии по качеству. Лауреаты конкурса получают призы и дипломы Правительства Российской Федерации и право использовать символику премии (рис. 3.1) в своих рекламных материалах.

За четыре года были получены заявки на участие в конкурсе от организаций из 63 субъектов Российской Федерации. Если в 1997 г. было 121 участник, то в 2000 г - 166, причем 35 из них приняли участие повторно. По итогам конкурсов 1997-2000 годов премии присуждены 36 организациям.

В 1998 году Госстандартом России, Академией проблем качества и РИА «Стандарты и качество» учреждена всероссийская Программа-конкурс «100 лучших товаров России», которая направлена на поддержку региональных инициатив и интеграцию усилий государственных, промышленных, коммерческих и общественных организаций в направлении повышения качества отечественной продукции. Конкурс имеет двухуровневую организационную структуру (региональный и федеральный уровень). Общее управление и утверждение Дипломантов и Лауреатов Программы осуществляет Координационный Совет организаторов, который возглавляет председатель Госстандарта Российской Федерации Г. П. Воронин. Лауреат конкурса имеет право использовать золотой логотип Программы (рис.3.2) в рекламных целях с указанием года получения диплома.

Участие и защита интересов России в деятельности международных (региональных) организаций по стандартизации, метрологии и сертификации.Госстандарт России участвует в работе 17 международных и региональных организаций, в том числе Международной организации по стандартизации (ИСО); Международной электротехнической комиссии (МЭК); Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ); Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации стран Содружества Независимых Государств (МГС), Европейской Экономической комиссии ООН (EЭК ООН), Европейской организации по качеству (ЕОК). В рамках этой деятельности Госстандарт России разрабатывает и участвует в разработке международных (региональных) стандартов, правил и рекомендаций.

Кроме того, Госстандарт активно сотрудничает с зарубежными национальными органами по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации и качеству.

Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров в области стандартизации, метрологии, сертификации и обеспечения качества.Осуществляется через учебные заведения, входящие в структуру Госстандарта.

Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная) является государственным образовательным учреждением в сфере дополнительного образования в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством. Реализует образовательные программы по переподготовке и повышению квалификации специалистов по специальностям: стандартизация, метрология, сертификация и управление качеством продукции. Обучение производится в различных формах: с частичным отрывом от работы (при профессиональной переподготовке специалистов); с отрывом от работы в учебных группах со сроком обучения от трех до четырех недель; с частичным отрывом от работы по индивидуальным программам; краткосрочные семинары по учебным программам объемом до 100 учебных часов.

Академия включает 15 московских кафедр, одно представительство, 10 филиалов в различных регионах России и 2 филиала в странах-членах СНГ.

Московская инженерная школа метрологии и качества (МИШМиК) - государственное образовательное учреждение, имеющее статус колледжа. Является учреждением среднего профессионального образования повышенного типа, реализующим углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам, обеспечивающим обучающимся повышенный уровень квалификации. Подготовка осуществляется по следующим специальностям: 3401 «Радиотехнические измерения» (очная форма обучения), 3402 «Электротеплотехнические измерения» (очная форма обучения), 0602 «Менеджмент» с полным возмещением затрат на обучение (очная форма обучения), 0609 «Экспертиза качества потребительских товаров» с полным возмещением затрат на обучение (очная).

Регистр системы сертификации персонала (РССП) - образовательная, автономная, некоммерческая организация, учрежденная Госстандартом России и уполномоченная им выполнять функции Органа по сертификации компетентности экспертов Системы сертификации ГОСТ Р и Технического центра по аккредитации учебных центров по подготовке специалистов в области стандартизации, метрологии и сертификации. Кроме того, РССП аккредитован Госстандартом России на право повышения квалификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р и на право выполнения работ по сертификации компетентности экспертов Системы сертификации ГОСТ Р. Имеет лицензию Правительства г. Москвы на право ведения образовательного процесса в сфере дополнительного образования в области сертификации систем качества, продукции, услуг, персонала.

Уральский колледж метрологии и качества - Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования повышенного типа. Реализует углубленные профессиональные образовательные программы по индивидуальным учебным планам, обеспечивающим обучающимся повышенный уровень квалификации.

Имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданную Госстандартом России, по следующим специальностям: 3401 «Радиотехнические измерения» (очная и заочная формы обучения), 3402 «Электротеплотехнические измерения» (очная и заочная формы обучения), 3303 «Механические измерения» (очная и заочная форма обучения), 0304 «Стандартизация и контроль качества продукции» (очная форма обучения), 0609 «Экспертиза качества потребительских товаров» (очная и заочная форма обучения).