Подготовки изданий к производству

Порядок проведения работ на издательском этапе

Таблица 1

Издательский этап подготовки изданий к производству

 

Проектирование издания и подготовка его к полиграфическому воспроизведению установленными тиражами осуществляется в издательстве или организациях, имеющих лицензию на издательскую деятельность. По своей сути производственный процесс в издательстве по отношению к тиражированному изданию является процессом подготовки его к производству на полиграфическом предприятии.

Целью издательского этапа подготовки изданий к производству является:

· обеспечение высокого качества изданий как по содержанию, так и по оформлению;

· своевременное доведение издания до читателя и (сокращение сроков выхода изданий в свет;

· соответствие структуры издания и его оформления его назначению, условиям пользования в отношении удобочитаемости, прочности, долговечности;

· создание предпосылок для экономного расхода труда, денежных и материальных средств на полиграфическом предприятии;

· экономичность изданий, которая с производственной точки зрения определяется следующими требованиями:

1) соответствие издания действующим стандартам с целью наиболее полного использования возможностей полиграфического оборудования;

2) создание предпосылок для низкой трудоемкости полиграфического изготовления изданий. Для этого запланированная в издательстве технология изготовления заказа должна соответствовать технологии производственной базы;

3) наименьшая материалоемкость издания, которая обеспечивается подбором кегля шрифта, соответствием формата издания формату печатной машины, а также путем наиболее целесообразного оформления отдельных элементов издания — экономного расположения иллюстраций, спусковых и концевых полос и т.п.

Порядок проведения работ на издательском этапе подготовки изданий к производству и решаемые при этом задачи представлены в табл.1.

 

№ п/п Тип задачи Содержание работ
Организационная работа с автором Заключение договора между автором и издательством с указанием объемов и сроков подготовки рукописи
Экономическая Расчет авторского гонорара
Организационная Составление графика прохождения рукописи в издательстве
Технологическая Редакционная обработка рукописи: литературное или специальное редактирование рукописи; перепечатка; подготовка издательского оригинала
Конструкторская Конструкторско-оформительская стадия: Проектирование вида издания и его структуры; подбор формата и марки бумаги, формата полос издания, гарнитуры и кегля шрифта, характера и числа иллюстраций, красочности, вида обложки или переплета; проектирование внешнего оформления издания
Технологическая Выбор технологии изготовления заказа и создание макета издания
Организационная Выбор полиграфической базы; разработка графика прохождения заказана полиграфическом предприятии, составление технической издательской спецификации
Экономическая Расчет потребности в материалах; составление предварительной калькуляции заказа; определение стоимости издания

 

Первая стадия издательского этапа подготовки изданий к производству охватывает всю предварительную совместную организационную работу издательства с автором по каждому изданию.

Расчет авторского гонорара осуществляется экономической службой издательства.

График прохождения рукописи в издательстве составляется производственным отделом и регламентирует сроки подготовки ее к полиграфическому воспроизведению.

Технологическую задачу подготовки рукописи к производству в издательстве выполняют наборщики, верстальщики, литературные и технические редакторы, корректоры издательства.

Конструктурско-оформительская стадия связана с проектированием вида издания и решением вопросов его внутреннего и внешнего оформления. Основную работу на этой стадии выполняют технический и художественный редакторы. Они разрабатывают тип и конструкцию издания, определяют его составные элементы и характер технического и художественного оформления. Определяется формат издания, характер и количество иллюстраций, подбирается гарнитура и кегль шрифта. Производится разметка рукописи, создаются графические оригиналы и оригиналы иллюстраций.

На следующей стадии решаются технологические задачи подготовки издания к производству. Технолог производственного отдела издательства прорабатывает вопросы полиграфического исполнения издания, и с учетом его рекомендаций техническим и художественным редактором создается оригинал-макет издания. Оригинал-макет издания представляет собой текстовый и иллюстрационный материал, прошедший редакционно-издательскую обработку и предназначенный для воспроизведения полиграфическими средствами, каждая страница которого полностью совпадает с соответствующей страницей будущего издания. По оригинал-макету можно судить о характере оформления издания и о расположении на страницах намечаемого к выпуску издания рубрик, таблиц, примечаний, иллюстраций, графиков и т.п.

Конструкторская и технологическая подготовка издания в издательстве осуществляется в соответствии с техническими условиями, разработка которых базируется на системе государственной и отраслевой стандартизации и типизации продукции.

Стандартизация в полиграфии обеспечивается комплексом нормативно-технических документов: государственных (ГОСТ) и отраслевых стандартов (ОСТ), стандартов предприятий и технических условий. Основными задачами стандартизации в полиграфии является установление единых требований на каждом из этапов создания и выпуска издательской продукции. В качестве объектов стандартизации могут рассматриваться термины и определения, принятые в полиграфии и издательском деле: информационные данные об изданиях; виды издательской продукции (газеты, книги, нотные издания, учебники ит.п.); конструкции и элементы оформления изданий; технологические процессы создания продукции в издательствах (редакционно-издательские процессы) и на полиграфических предприятиях, а также документация на эти процессы; организация работ по управлению качеством изданий и т.п. Примеры стандартов в полиграфии; «Издания книжные для детей. Общие технические условия. ОСТ 29.127—96»; «Этикетки, отпечатанные способом офсетной и флексографской печати. Издательско-полиграфическое оформление. Общие технические условия» OCT 21.l—2001. Сущность типизации в издательском деле и полиграфии заключается в сведении к минимуму типов и видов продукции.

Под техническими условиями (ТУ) на издание понимают комплекс требований к определенному виду изданий, определяющих его качество, экономичность полиграфического изготовления и удобства использования. ТУ охватывают технические показатели издания, характер оформления, технологию его изготовления и качество применяемых материалов. Так, например, технические условия на книжно-журнальную продукцию содержат следующие общие элементы: формат бумаги и долю листа, объем издания и способ печати. В ТУ на наборные процессы регламентируются следующие параметры: ширина и высота полосы набора, количество строк текста на странице, гарнитура и кегль основного и дополнительного текста, характер выделений и рубрикаций, размер абзаца основного и дополнительного текста, таблицы и выводы, формулы, подписи к иллюстрациям, сноски, спуски, титульный лист, месторасположения оглавления и содержания, характер верстки или монтажа иллюстраций, обложка, выходные данные, колонцифра, колонтитул. В технических условиях на иллюстрационные формные процессы отражается характер иллюстраций — штриховые или полутоновые, черно-белые и цветные. Для печатных процессов в ТУ оговаривается сорт бумаги для текста, вкладок, приклеек, обложки, титульного листа и т.п. по брошюровочно-переплетным процессам технические условия содержат информацию о виде комплектовки и скреплении блоков, типе переплета и его оформлении, виде корешка, месте расположения вкладок, приклеек, накидок, наличии суперобложки, а также характеристику переплетных материалов и картона.

На организационной стадии технический редактор издательства обобщает и уточняет все вопросы, проработанные в ходе конструкторской и технологической подготовки издания, и составляет техническую издательскую спецификацию, которая содержит в себе технические условия на полиграфическое изготовление конкретного издания.

 


 
 

 


 
Планирование качества   Организация работ по качеству   Обучение и мотивация персонала
Информация о качестве
Разработка мероприятий

Оперативные меры Устранение дефектов
  Корректирующие и предупредительные мероприятия Повышение квалификации и мотивация персонала
  Улучшение материальной базы
  Улучшение управления предприятием и качеством
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
Создание продукции

Исследования Формирование качества  
Разработка  
Подготовка производства  
Изготовление  
             

 
 

 


Объекты Монтаж Эксплуатация Поддержание качества

Рис. 4.Функциональная схема управления качеством продукции (петля качества)


В последнее десятилетие вторжение компьютерной техники и цифровых технологий в полиграфическую промышленность привело к революционным изменениям в полиграфии. Однако компьютеры внесли в полиграфию не только технологические изменения, но и свою систему измерения. И все принятые ГОСТы и ОСТы вступили в противоречие с англо-американской системой измерения, привнесенной в полиграфическую промышленность компьютерами. А это уже проблема. И так, рассмотрим все по порядку.

Все сущее имеет свою историю, но оно существует и является реальностью только в настоящем. В настоящем в полиграфической промышленности действуют три системы измерения:

· Метрическая;

· Типографская (система Дидо), основанная на французском дюйме;

· Англо - американская, основанная на английском дюйме.

Метрическая система применяется для измерения следующих параметров:

— линейных величин (метр, сантиметр, миллиметр);

— весовых величин (тонна, килограмм, грамм);

— объемных величин (кубический метр, литр, кубический сантиметр).

В то время, когда ремесло книгопечатание было переведено на промышленную основу, отливка шрифтов выделилась в самостоятельное производство. Производство породило торговлю шрифтами, что и потребовало стандартизации размеров шрифтов, вспомогательных и пробельных материалов. Проблема возникла и настоятельно требовала решения в первой половине XYII в., за несколько десятилетий до разработки и внедрения метрической системы мер. Поэтому принятая в то время типографская система измерений содержит черты старой дюймовой системы, основанной на применении числа 12. Известно, что достоинство дюймовой системы - это простота деления на 2, 3, 4, 6 и 12 частей.

В 1737 г. французский типограф П.С. Фурнье предложил в качестве основной единицы для установления размеров шрифта использовать так называемый типографский пункт, являющийся 1/72 долей французского дюйма. Фурнье взял за основу размер парижской стопы равной 30,01 см., что не соответствовало французскому футу.

В 1880 г. парижский типограф Франсуа Амбруаз Дидо ввел новую меру, которая затем была названа нормальной. Дидо взял за основу королевскую стопу размером 32,48 см. По этому эталону дюйм равен 27,06 мм, и отсюда пункт 1/72 дюйма равен 0,3758 мм.

Типографская система(или типометрия) применяется для измерения линейных величин в наборном производстве в полиграфии при подготовке текстовых и изобразительных оригиналов к изданию.

Основная единица типографской системы, принятая до введения метрической системы в России (называется системой Дидо, по имени ее составителя), - это типографский пункт, который равен в метрической системе 1/72 французского дюйма, т.е. 0,3758 мм или, округленно 0,376 мм.

Более крупной единицей является квадрат, который равный 48 пунктам или 18,0432 мм (приближенно 18 мм). Доли квадрата принято записывать в виде простых дробей (например, 1/2 кв., но не 0,5 кв.).

На практике в полиграфии используют следующие

единицы типографской системы измерений:

1/2 квадрата. = 24 п. (пункта)

терция = 1/3 кв. = 16 п.

цицеро = 1/4 кв. = 12 п.

корпус = 10 п. боргес = 9 п.

петит = 1/6 кв. = 8 п.

нонпарель = 1/8 кв. = 6 n.

В работе полиграфисты применяют специальную измерительную линейку - строкомер с делениями в типографских единицах измерения.

Квадратэто:

1) одна из основных единиц типографской системы мер, равная 4 цицеро или 48 пунктам. 1 квадрат равен 18,043 мм;

2) пробельный материал, используемый при изготовлении наборных печатных форм для способа высокой печати.

Квадраты различают по кеглю (от 1 до 16 пунктов) и длине (1, 3/4 и 1/2 квадрата). Применяют для заполнения пробелов в неполных строках (в начале и конце абзаца), при наборе таблиц, формул, в акцидентных работах.

Кегль(кегель) - параметр, обозначающий размер шрифта, то есть расстояние между верхней и нижней гранями литеры. Включает высоту очка и заплечики; измеряется в типографских пунктах. На оттиске это высота отпечатка буквы с включением небольших пробелов сверху и снизу для образования межстрочных пробелов, а также для размещения надстрочных и подстрочных элементов букв, например, для букв и, и, д, б. Некоторые кегли имеют собственные названия, например, перл, цицеро и др.

Для обозначения шрифта того или иного размера используют форму «кегль 8», что означает: шрифт кеглем 8 типографских пунктов.

Многие шрифты имеют собственные специальные названия по размерам (кеглю). Например, самый маленький - диамант - кегль 4 (около 1,5 мм). Далее идут: Перл - кегль 5, Нонпарель - кегль 6, Моньон- кегль 7, Петит– кегль, 8 Боргес - кегль 9, Корпус- кегль 10, Цицеро- кегль 12, Миттель- кегль 14, Терция- кегль 16, Текст - кегль 20.

В Англии, США и некоторых других странах один типографский пункт равен 1/72 английского дюйма, т.е. 1/72 от 25,4 мм, то есть 0,3527 мм. (Для сравнения - один пункт системы Дидо равен 0,3758 мм.)

Компьютеры, впервые созданные и промышленно произведенные в США, изготовлены на базе английской системы измерения, основной единицей которой является английский дюйм. Это стало стандартом для компьютерной промышленности мира, и в настоящее время все производство компьютеров базируется на англо-американской системе измерения. Такова реальность. И к ней придется приспособиться, если нет возможности ее изменить, или подстроить под старую систему измерения. Конечно, в компьютер можно ввести изменения, и это не является проблемой, но почти никто это не делает, и все работают на базе английской системы измерения.

Нельзя категорично утверждать, что одна система измерения лучше другой. Они просто дают разные величины параметров, имеющих одинаковые названия в обеих системах и это, конечно, создает проблемы.

Путь решения этой проблемы уже наметился. Это использование третей метрической системы измерения в полиграфической промышленности. Размер полосы и длину строки все чаще уже измеряют в миллиметрах. Однако размеры шрифтов продолжают измерять кеглями и, иногда, используют и их индивидуальные названия (одинаковые для двух систем измерения), которые перечислены выше.

И если попытаться спрогнозировать тенденцию развития процесса сосуществования двух систем измерения - Дидо и англо-американской, то система Дидо рано или поздно уйдет в историю, вместе с наименованиями отдельных кеглей шрифтов. Однако если обозначение шрифтов сохранится и будет записываться, как, например, «кегль 10», то необходимо учитывать девальвацию размера и его несоответствие по системе Дидо.

Следовательно, необходимо будет пересмотреть все ГОСТы и ОСТы и внести соответствующие коррективы по размерам и требованиям. Например, рекомендуемый прежде кегль для определенного вида литературы (в частности, детской), необходимо повысить, так как сейчас текст набирается на компьютере и англо-американская система измерения дает заниженные величины кеглей.

Определять кегль шрифта в миллиметрах очень неудобно из-за дробных чисел. Переходя на миллиметровую систему измерений с сохранением обозначения шрифта цифрой, что в будущем наиболее вероятно, необходимо договориться, что цифры - это пункты в англо - американской системе, и внести соответствующие изменения в ГОСТы и ОСТы.