Сущность и значение управления качеством

Управление качеством полиграфической продукции

 

Для обеспечения качества нужна не только соответствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и четкое управление качеством. Управление качеством это — воздействие на производственный процесс создания продукции с целью обеспечения требуемого качества продукции. При изучении и практической организации управления качеством необходимо иметь в виду, что оно тесно соприкасается с рядом других научных дисциплин и направлений практической деятельности предприятия.

Во-первых, управление качеством, как один из аспектов общего управления предприятием, относится к сфере наук об управлении, а точнее — к производственному менеджменту, и потому оперирует понятиями и терминами этой науки.

Поскольку качество формируется в процессе создания продукции, первостепенное значение для управления качеством имеет знание технологии работ и организации производства, чтобы охватить весь производственный процесс, не оставив без контроля и воздействия ни одного этапа работ. Кроме этого, управление качеством, как всякое управление, не может осуществляться без соответствующей информации. Поэтому оно соприкасается с теорией информации, предполагает знакомство с маркетингом и патентно-лицензионной деятельностью.

Управление качеством связано также со стандартизацией, т.к. его основной нормативной базой являются, как правило, стандарты, в которых изложены требования к качеству, регламентирован порядок проверки и оценки качества.

Одной из основных функций управления качеством является контроль качества, который осуществляется соответствующими средствами измерений. Отсюда — необходимость метрологических знаний, в том числе — знание организации метрологического обеспечения производства на полиграфических предприятиях.

Применение конкретных методов контроля требует необходимых знаний в соответствующих областях техники, умение пользоваться статистическими методами и вычислительными методами.

Управление качеством обязательно требует знание действующего законодательства в области качества для усвоения производителями и потребителями своих прав, обязанностей и ответственности, связанных с обеспечением качества продукции.

Качество продукции — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением (ИСО 9000).

Качество — это совокупность свойств продукции, т. е. характеристик объекта относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Качество продукции это совокупность ее свойств, отражающая уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающие ей способность удовлетворять обуславливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений (или личного потребления). Требования к качеству продукции формируются потребителем (покупателем, заказчиком), разработчиками, изготовителями, а также государственными органами (приоритет принадлежит потребителю) и закрепляются в соответствующих нормативно-технических документах и договорах.

Показатель качества продукции —это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Он рассматривается применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации, или потребления, количественно характеризует пригодность продукции удовлетворять определенные потребности, может быть безмерным или выражаться в различных величинах, должен иметь наименование (например, интенсивность отказов) и числовое значение. Номенклатура показателей зависит от назначения продукции, у многоцелевой она может быть многочленной.

Система показателей качества должна отвечать следующим основным требованиям.

1. Характеризовать свойства продукции, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

2. Отражать технический уровень продукции, ее совершенство и безопасность.

3. Обеспечивать возможность планирования повышения качества продукции в целом и ее элементов на различных уровнях управления, а также оценки уровня качества и контроля при потреблении по различным назначениям.

4. Содержать показатели, отражающие стабильность качества на всех стадиях жизненного цикла продукции, и экономические, характеризующие затраты на разработку, изготовление, обращение и реализацию, потребление (эксплуатацию).

Следует подчеркнуть, что технологические показатели качества, относящиеся к условиям создания продукции, существенно влияющие на качество полуфабрикатов и готового изделия, надежность работы и производительность оборудования, могут отличаться от эксплуатационных или потребительских, и для потребителя могут не иметь никакого значения. Эксплуатационные показатели качества могут не оказывать влияния на технологический процесс и на внешний вид издания, но это не означает, что их можно не оценивать в процессе производства. В книжном производстве это прежде всего относится к удобочитаемости текста, раскрываемости книги и ее долговечности — показателям, важнейшим для рядовых читателей и книголюбов.

Качество продукции оказывает существенное влияние на сбалансированность и пропорциональность развития республики, касается всех сторон деятельности предприятия (фирмы).

Повышение качества продукции не только равнозначно увеличению объемов ее производства, но и означает сбережение трудовых и материальных ресурсов, рост экспортных возможностей, более полное удовлетворение различных потребностей (покупателя). Это и предопределено на современном этапе объективную необходимость выдвижения проблемы качество продукции в одну из важных задач.

Основной задачей каждого предприятия или организации является качество производимой продукции и предоставляемых услуг.

Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться предложением продукции, которые:

― удовлетворяют требованиям потребителя;

― отвечают определенным потребностям, области применения или назначению;

― соответствуют действующим стандартам и техническим условиям;

― предлагаются по конкурентоспособным ценам;

― продаются по ценам, приносящим прибыль.

Для достижения поставленных целей предприятие должно организовывать свою деятельность так, чтобы держать под контролем все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество производимой продукции и услуг. Объем такого контроля должен быть ориентирован на сокращение, устранение и предотвращение дефектов качества.

Эффективная система качества должна быть организована так, чтобы удовлетворять потребностям и требованиям потребителя и в то же время защищать интересы предприятия. Хорошо организованная система качества является эффективным средством управления при оптимизации и контроле качества продукции с точки зрения снижения риска, издержек и увеличения прибыли.

В настоящее время все шире используются международные стандарты (например, ИСО серии 9002), отражающие международную практику управления качеством продукции на предприятии. В них особая роль отводится политике предприятия в области качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции. Она предусматривает: улучшение экономического положения предприятия, расширения и завоевание новых рынков сбыта, достижения технического уровня продукции, превышающего достигнутый на ведущих фирмах, ориентацию на удовлетворение потребителя, выпуск новой высококачественной продукции, снижения дефицитности выпускаемой, увеличение ее гарантийных сроков службы и др.

Принципы обеспечения качества продукции.Для начала под качеством условимся понимать совокупность свойств и характеристик продукции. Эти свойства и характеристики могут быть самыми разнообразными как по уровню, так и по сочетанию. Поэтому в реальной жизни мы имеем дело с различными уровнями качества, говорим о сортности, о низком или высоком качестве продукции, о тех или иных вариантах или моделях выпускаемых изделий.

Под обеспечением качества будем понимать процесс формирования необходимых свойств и характеристик продукции или результат, когда говорят, что требуемое качество обеспечено (достигнуто).

Основными факторами качества служат технические, административные и человеческие факторы. Отмечено это и в международных стандартах ИСО 9000. Другими словами можно сказать, что для обеспечения качества требуется:

1) необходимая материальная база (покупные изделия и материалы, технологическое и испытательное оборудование, средства измерений, здания, сооружения, транспорт и т.д.;

2) квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе (человеческий фактор);

3) глубоко продуманная организационная структура и четкое управление предприятием в целом и управление качеством — в частности.

Два из этих факторов — активный квалифицированный персонал и материальная база — определяют необходимую основу для выпуска высококачественной продукции. Поэтому эти факторы можно, по-видимому, считать фундаментом, базой качества.

Третий необходимый фактор качества — организация и управление предприятием — дополняет этот фундамент, позволяет реализовать возможности, которые создаются материальной базой и человеческим фактором. Ибо нельзя выпускать продукцию, имея только станки, материалы и людей. Нужно еще организовать работу, т.е. создать необходимые структуры и наладить управление.

Таким образом можно, по-видимому, с уверенностью утверждать, что указанные три фактора- необходимая материальная база, активный и квалифицированный персоны и четкая организация работ; в совокупности составляют не только необходимые, но и достаточные условия для обеспечения качества продукции.

Рис. 4.1. Схема обеспечения качества продукции
Наглядно это представлено в виде схемы на рис. 4.1. Как показывает практика, первоочередным фактором, с которого надо начинать решение проблемы качества, является человеческий фактор, а в нем — заинтересованность работников в повышении качества продукции. Объясняется это прежде всего тем очевидным соображением, что незаинтересованный работник не будет хорошо работать даже на прекрасном оборудовании, а заинтересованный будет искать, находить и использовать, любые возможности для достижения высокого качества.

 
 

 


Принцип управления качеством продукции.Ранее мы условились понимать управление качеством как воздействие на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание управления включает в себя три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам механизм воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся теперь на механизме, «технологии» управления качеством.

Как всякий процесс управления, управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций. Состав функций управления качеством можно представить следующим образом:

v политика в области качества

v планирование качества;

v обучение и мотивация персонала;

v организация работы по качеству;

v контроль качества;

v информация о качестве продукции, потребностях рынка и научно-техническом прогрессе;

v разработка необходимых мероприятий;

v принятие решений руководством предприятия;

v реализация мероприятий;

v взаимодействие с внешней средой (решение вопросов качества с поставщиками, потребителями, государственными органами).

Все функции тесно связаны между собой и их последовательная реализация представляет собой процесс управления качеством продукции.

Этот процесс должен охватывать все этапы производства и может быть представлен в виде «петли качества», изображенной на рис.4.4. Причем, если по результатам контроля качества и анализа полученной информации будут подготовлены, утверждены руководством и внедрены все необходимые мероприятия — следующий цикл управления повторится уже на более высоком уровне. В результате петля качества превратится и так называемую «спираль качества» с повышением качества продукции после каждого успешного цикла управления.

При рассмотрении принципа управления качеством следует иметь в виду, что в международном стандарте по терминологии (ИСО 8402) выделены два аспекта управления качеством: «общее» руководство качеством (quality management) и управление качеством как оперативная деятельность (qualitycontrol).

Рис. 2. Аспекты и функции управления качеством
функции  
 
 

Для наглядности распределение функций по указанным аспектам управления можно представить следующим образом:

 

В этом процессе функции общего руководства как бы настраивают весь производственный процесс на нужный режим, который в дальнейшем поддерживается за счет оперативного управления качеством.

Рассмотрим еще один принцип управления качеством предложенном Демингом (США) — цикл PDCA (рис.4.3)

 
 

 


В данном случае предусматривается выполнение четырех этапов работ:

Ø Планирование

Ø Выполнение работ — действие

Ø Контроль результатов

Ø Корректирующие действие

Работа по циклу может повторяться до тех пор, пока не будет достигнут запланированный результат.