Международная организация по стандартизации (ИСО)

Национальный фонд стандартов Республики Беларусь

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 24.06.96 №418 создание и ведение в республике Национального фонда стандартов осуществляется Госстандартом.

Национальный фонд стандартов создан в целях обеспечения широкого применения субъектами хозяйствования всех форм собственности в своей деятельности нормативных документов по стандартизации.

Национальный фонд стандартов представляет собой совокупность нормативных документов по стандартизации на бумажных и магнитных носителях, включающих:

· государственные стандарты, классификаторы технико-экономической и социальной информации Беларуси и документы, представляемые разработчиками для утверждения государственных стандартов и классификаторов;

· межгосударственные, международные, региональные стандарты;

· национальные стандарты зарубежных стран;

· правила, нормы, рекомендации и другие нормативные документы по стандартизации;

· справочно-поисковый аппарат (базы данных, указатели, каталоги, картотеки).

В зависимости от содержания и юрисдикции или области распространения требований стандартов их делят на виды и категории. Категория определяется уровнем утверждения стандарта; в соответствии с этим различают международные (региональные), национальные и ведомственные стандарты и стандарты предприятий.

Международные стандарты — стандарты, принятые международной организацией по стандартизации. К ним относятся стандарты Международной организации по стандартизации ИСО, Международной электротехнической комиссии МЭК и другие.

Региональные стандарты — стандарты, принятые региональной организацией по стандартизации. К ним относятся стандарты Европейского экономического союза и стандарты других международных организаций, сложившихся по региональному принципу.

Межгосударственные стандарты — стандарты, принятые Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (индекс ГОСТ). Эти стандарты являются региональными стандартами СНГ.

Государственные стандарты Республики Беларусь— стандарты, утвержденные Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) Республики Беларусь или Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

В государственной системе стандартизации Республики Беларусь установлены следующие категории нормативных документов по стандартизации (уровни стандартизации):

ü государственные стандарты Республики Беларусь (индекс СТБ);

ü государственные строительные нормы и правила (индекс СНБ);

 

ü общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации РБ (индекс ОК РБ);

ü руководящие документы отраслей РБ (индекс РД РБ);

ü технические условия РБ (индекс ТУ РБ);

ü технические описания РБ (индекс ТО РБ);

ü стандарты предприятий (объединений предприятий, фирм, акционерных обществ, концернов) — (индекс СТП).

Утверждение нормативных документов осуществляется в соответствии с их категориями:

1) государственные стандартыРБ утверждают Госстандарт РБ и Министерство строительства и архитектуры РБ в соответствии со сферами деятельности этих организаций;

2) отраслевые НД разрабатывают, утверждают и применяют в порядке, установленном соответствующей отраслью. Отраслевые РД, разработанные в развитие и (или) в дополнение Государственных стандартов РБ, подлежат согласованию с Госстандартом РБ;

3) стандарты предприятий утверждает руководитель (заместитель руководителя) предприятия. Стандарты предприятий разрабатывают на нормы, требования, продукцию, которые применяются только в рамках данного предприятия. На продукцию, поставляемую потребителю, стандарты предприятий не разрабатывают.

Государственные стандарты РБ подлежат периодической проверке, как правило, не реже, чем одинраз в пять лет. Кроме того, при необходимости осуществляется внесение изменений, пересмотр и даже отмена стандартов.

Виды стандартов

Вид стандарта определяется спецификой объекта стандартизации, особенностями и полнотой нормируемьгх требований. Различают основополагающие стандарты, стандарты на продукцию, работы (процессы) и услуги, методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Стандарты, относящиеся к определенной продукции (включая полуфабрикаты) и к технологическим процессам, в системе межгосударственной стандартизации принято делить на следующие виды:

§ стандарты технических условий (всесторонних технических требований);

§ стандарты технических требований;

§ стандарты типов и основных параметром (размеров);

§ стандарты параметров (размеров);

§ стандарты конструкции и размеров;

§ стандарты сортамента;

§ стандарты марок;

§ стандарты правил приемки;

§ стандарты методов испытаний (контроля, анализа, измерений);

§ стандарты правил маркировки, упаковки, хранения и транспортирования;

§ стандарты правил эксплуатации и ремонта;

§ стандарты типовых технологических процессов;

§ стандарты на методы и средства поверкиизмерительных приборов.

Системы стандартов

Стандарты с аббревиатурой ГОСТ, по соглашению принятые сейчас в СНГ в качестве межгосударственных стандартов для всех его участников, включают ряд формализованных систем, с индексацией типа ГОСТ 2.309 — 73. Первое число означает номер системы, которой принадлежит стандарт. Номер системы отделяется от номера подсистемы или номера конкретного стандарта точкой. Следующая после тире группа цифр соответствует двум последним цифрам года утверждения стандарта. Аналогичный подход принят в республике Беларусь, например СТБ 1.0 — 96. Некоторые системы стандартов включают в себя подсистемы. В обозначении после точки может быть указана цифра, означающая наличие и порядковый номер подсистемы, например ГОСТ 12.1.ХХХ — XX, ГОСТ 12.2.ХХХ — XX, ГОСТ 12.3.ХХХ — XX и ряд других. Следующая после порядкового номера подсистемы группа цифр означает порядковый номер данного стандарта в рамках конкретной системы. Системы неравнозначны по объему, о чем свидетельствует число цифр после номера системы (в приведенных примерах номеров стандартов знак X заменяет конкретную цифру): одни содержат до десятка стандартов (ГОСТ 1.Х — XX, СТБ 1.Х —XX), а другие содержат сотни (ГОСТ 8.ХХХ — XX). Системы стандартов рождаются и отмирают, в результате чего исчезают некоторые номера, например, полностью изъяты ранее действовавшие системы ГОСТ 11.ХХ — XX (Прикладная статистика), ГОСТ 16.ХХХ — XX (Управление технологическими процессами) и некоторые другие.

 

Обозначения ТУ присваивает предприятие-разработчик продукции в соответствии со следующей структурой обозначения ТУ:

ТУ РБ ХХХХХХХХ. ХХХ — ХХ


Код документа

 

Условное обозначение

принадлежности ТУ к Республике Беларусь

 

Код предприятия-разработчика

(восемь знаков)


Порядковый регистрационный номер (три знака)

 

Две последние цифры года утверждения

 

Службы стандартизации

Национальную службу стандартизации возглавляет Государственный комитет, который выполняет функции планирования, управления и контроля в области стандартизационного и метрологического обеспечения, а также научного обеспечения этих работ и работ по управлению качеством. В Республике Беларусь высшим органом по стандартизации является Госстандарт РБ — Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. В непосредственном подчинении Госстандарта РБ находятся научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами стандартизации и метрологии, а также территориальные органы, которые осуществляют надзор и контроль. Объектом контроля являются вопросы внедрения и соблюдения стандартов, обеспечения единства измерений и качества продукции и услуг. Кроме того, в систему Госстандарта входят информационно-издательские службы, занимающиеся вопросами издания и распространения НД по стандартизации, причем современное состояние информационной техники и оргтехники позволяет широко использовать в этих целях компьютерные системы и сети.

Информационно-издательские службы Госстандарта обладают монопольным правом издания и распространения НД по стандартизации в связи с официальным характером документов и необходимостью абсолютного соответствия их содержания оригиналам. Копирование напечатанных стандартов допускается только методами репрографии (фотография, ксерокопирование и др.) поскольку при этом в отличие от перепечатки в документ не могут быть внесеныискажения из-за ошибок оператора.

Любой нормативный документ по стандартизации подлежит совершенствованию, а это означает, что при необходимости в него вносят изменения, которые должны быть доведены до всех пользователей НД и внесены на все ранее выпущенные рабочие экземпляры документов.

Очевидно, что все работы в области стандартизационного обеспечения не могут быть выполнены только силами Госкомитета и его служб. В связи с этим работами теоретического и практического характера по поручению Госкомитета могут заниматься предприятия и организации, обладающие необходимым научным потенциалом, вне зависимости от их ведомственного подчинения. Такие субъекты называются базовыми организациями по стандартизации. Кроме того, в любом ведомстве и на любом предприятии есть службы стандартизации, которые административно подчиняются своему руководству, но методически работают под началом соответствующих служб Госстандарта. Службы стандартизации и предприятий выполняют все виды работ в области стандартизации, входящих в их компетенцию.

Службы стандартизации на предприятии метут быть организованы как отдел, лаборатория или бюро стандартизации. На малых предприятиях функции службы стандартизации могут быть возложены на одного из инженерно-технических работников. Вне зависимости от структуры службы стандартизации выполняют все необходимые виды работ в области стандартизационного обеспечения производства и научных исследовании.

Основными функциями службы стандартизации предприятия являются:

§ планирование работ по стандартизации (планирование разработки стандартов предприятия с осуществлением всех необходимых исследовательских и опытных работ, а также планирование внедрения государственных и отраслевых стандартов);

§ разработка проектов государственных стандартов и отраслевых НД по заказам вышестоящих органов стандартизации (проводится в соответствии с планами государственной и отраслевой стандартизации и свидетельствует о признании высокой квалификации и возможностей соответствующей службы);

§ осуществление контроля внедрения и соблюдения стандартов на предприятии, в том числе осуществление нормоконтроля (стандартизационного контроля) конструкторской и технологической документации;

§ информационное обеспечение предприятия нормативными документами по стандартизации, в том числе НД отраслевой и государственной стандартизации, а также международными стандартами;

§ проведение исследований и разработок в области стандартизации и управления качеством.

Работа по созданию стандарта от планирования его разработки до утверждения и издания осуществляется в определенной последовательности, которая прошла многократную апробацию и используется практически всеми разработчиками (рис. 1.4).

ПЛАН РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

 
 


ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА СТАНДАРТ

 
 


ПРОЕКТ СТАНДАРТА (первая редакция)

 
 


РАССЫЛКА ПРОЕКТА СТАНДАРТА

 
 


СБОР И ОБРАБОТКА ОТЗЫВОВ

 
 


ПРОЕКТ СТАНДАРТА (вторая редакция)

 
 


СОГЛАСИТЕЛЬНОЕ СОВЕЩАНИЕ

 
 


УТВЕРЖДЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ

 
 


ИЗДАНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Рис. 2. Порядок разработки стандарта

Наиболее эффективной формой планирования и разработки стандартов предприятия является комплексная работа по стандартизации в рамках системы управления качеством. Такая работа по стандартизации позволяет выделить приоритетные направления разработки стандартов, охватить нормативной документацией все необходимые области и обеспечить взаимную увязку сроков разработки и содержания документ по стандартизации.

 

В 1946 году была создана Международная организация по стандартизации ИСО(греч. равный).Ее членами являются более 120 стран, на долю которых приходятся более 95 % мировою выпуска продукции. Целью ИСО,как записано в уставе, является содействие стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и помощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. Членами ИСО являются национальные организации по стандартизации.

Полноправный член ИСОимеет право участвовать во всех рабочих органах, получать копии всех рабочих документом, представлять для рассмотрения замечания по ним.Представители полноправного члена ИСО могут быть избраны в руководящие органы. Членство в ИСО является платным. Ежегодный взнос зависит от удельного веса каждой отдельной страны в мировой торговле и в производстве промышленной продукции.

ИСО состоит из руководящих и рабочих органов. К руководящим органам относится Генеральная ассамблея, являющаяся высшим органом, Совет, комитеты Совета, секретариат. Генеральная ассамблея собирается на сессии раз в три года. В период между сессиями руководство ИСО осуществляет Совет, избираемый Генеральной ассамблеей сроком на три года. При ИСО работают комитеты и технические комитеты (ТК) (рис. 3). Наиболее значимы следующие комитеты ИСО:

1) ПЛАКС(техническое бюро) — комитет по планированию работ. Избирается на три года. Вырабатывает рекомендации для Совета по вопросам организации, координации и планирования технической деятельности ИСО. Комитет рассматривает предложения по созданию и роспуску технических комитетов, готовит рекомендации по внесению изменений и дополнений в директивы по технической работе в ИСО. По поручению Совета принимает решение в отношении названий технических комитетов и сферы их деятельности, закрепления секретариатов технических комитетов за членами ИСО.

2) СТАКО— комитет по изучению научных принципов стандартизации. Разрабатывает терминологию в области стандартизации, сертификации, аккредитации, испытаний.

3) КАСКО— комитет по сертификации. Разрабатывает идеологию создания систем сертификации, в частности создал стандарты ИСО серии 9000.

4) ИНФКО — комитет по информации. Координирует работу информационных центров по стандартам, разрабатывает рекомендации по классификации и кодированию стандартов и других нормативных документов для целей их автоматизированной обработки. Цель ИНФКО — автоматизированный обмен информацией между странами о национальных стандартах.

5) ДЕВКО — комитет помощи развивающимся странам в области стандартизации, в задачи которого входит выявление потребностей развивающихся стран в области стандартизации, контроля качества продукции, метрологии, сертификационных испытаний и оказание помощи с учетом выявленных потребностей.

6) КОПОЛКО — комитет по вопросам потребления, разрабатывающий на базе стандартизации рекомендации, направленные на информирование потребителей о качестве продукции, формах обучения потребителей и мерах но защите их интересов.

8) РЕМКО — комитет по стандартным образцам, который разрабатывает руководства для технических комитетов ИСО.

 

Технические комитеты ИСО утверждаются по поручению Совета комитетом ПЛАКО.

 
 

 

 


Республика Беларусь вступила в ИСО в 1993 году. Представители более 20 предприятий нашей страны участвуют в работе технических комитетов ИСО.

Технические комитеты ИСО разработали более 12 тысяч стандартов. Создание Технического комитета происходит, если возникает необходимость в разработке группы стандартов по определенной тематике. Заинтересованная сторона в лице комитета-члена, Технического комитета, комитета Генеральной ассамблеи (либо организации, не являющейся членом ИСО) направляет в ИСО соответствующую заявку. Технический комитет создается при условии, что большинство комитетов-членов проголосуют за его создание и не менее пяти из них намерены стать членами "Р" в этом Техническом комитете.

В технической работе ИСО участвуют свыше 30 тысяч экспертов из разных стран мира. С ИСО поддерживают связь около 500 международных организаций, в том числе все специализированные агентства ООН, работающие в смежных направлениях. ИСО поддерживает постоянные рабочие отношения с региональными организациями по стандартизации. ИСО тесно сотрудничает с Европейским комитетом по стандартизации (СЕМ) и Международной электротехнической комиссией (МЭК).

Стандарты ИСО серии 9 000,появившиеся впервые в 1987 г., в настоящее время имеют огромную популярность, т.к. обобщили опыт национальных организаций по управлению качеством. Серия стандартов ИСО 9 000 является основой для достижения стабильного качества любым предприятием.

Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000-9004, принятых международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г. и обновлённых в 1994г.

Стандарт ИСО 9000содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности фирмы.

Стандарт ИСО 9004 – это методические указания для общего руководства качеством на предприятии.

Стандарт ИСО 9001-9003 – это модели систем обеспечения качества на различных стадиях производственного процесса.

Серия международных стандартов ИСО-9000 включает следующие документы:

ИСО-8402Управление качеством и обеспечение качества — Словарь

ИСО 9000-1: 1994 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества — Часть 1: Руководящие указания по выбору и применению (стандартов этой серии)

ИСО 9000-2: 1993 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества — Часть 2: Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003

ИСО 9000-3: 1991 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества — Часть 3: Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения

ИСО 9000-4: 1994 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества — Часть 4: Руководство по управлению программой надежности

***

ИСО 9001: 1994 Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании

ИСО 9002: 1994 Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании

ИСО 9003: 1994 Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях

***

ИСО 9004-1: 1994 Общее руководство качеством и элементы системы качества — Часть 1: Руководящие указания

ИСО 9004-2:1991 Общее руководство качеством и элементы системы качества — Часть 2: Руководящие указания по услугам

ИСО 9004-3: 1993 Общее руководство качеством и элементы системы качества — Часть 3: Руководящие указания по перерабатываемым материалам

ИСО 9004-4: 1993 Общее руководство качеством и элементы системы качества — Часть 4: Руководящие указания по улучшению качества

ИСО 10011-1: 1990 Руководящие указания по проверке систем качества — Часть 1: Проверка

ИСО 10011-2: 1991 Руководящие указания по проверке систем качества — Часть 2: Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества

ИСО 10011-3: 1991 Руководящие указания по проверке систем качества — Часть 3: Руководство программой проверок

ИСО 10012-1: 1992 Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования — Часть 1: Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования

ИСО 10013Методические указания по разработке руководств

Получившая система стандартов (точнее ее подмножество — 9001-9003) обладает определенной вложенностью, то есть каждый последующий стандарт определяет систему качества для более узкой области нежили предыдущий. Стандарты 9000 и 9004 определяют общие требования к системе качества и модели управления качеством.

 

 

Согласно стандарту ИСО 9004 жизнь изделия подразделяют на 11 этапов:

1. маркетинг, поиски и изучение рынка (МРК) (необходимо установить, какая продукция нужна потребителю, какого качества и по какой цене);

2. проектирование и разработка технических требований, разработка изделия, конструкторская подготовка производства (КПП) (конструктор устанавливает возможность изготовление продукции, материалы и ориентировочную цену);

3. материально-техническое обеспечение (МТО);

4. технологическая подготовка производства (ТПП);

5. производство (ПР);

6. контроль, проведение испытаний и обследований (КИО);

7. упаковка и хранение (УХ);

8. реализация и распределение продукции (РСП);

9. монтаж и эксплуатация (МИЭ);

10. техническая помощь и обслуживание (ОБС);

11. утилизация после использования (УТ).

На стадии маркетинга необходимо продумать все этапы вплоть до утилизации продукции. На каждом этапе должна осуществляться оценка качества.

На стадии материально-технического обеспечения материалы. Комплектующие детали и узлы, покупаемые предприятием, становятся частью выпускаемой продукции и оказывают непосредственное влияние на качество изделия. Поэтому поступление поставок должно планироваться и контролироваться на основе четко определенных требований к техническим условиям, чертежам, договорам и заказам на поставку.

На стадии производства продукции планирование производственных операций должно давать уверенность в том, что эти операции осуществляются определенным образом и в определенной последовательности. Выбранные технологические процессы должны производить продукцию в соответствии с установленными техническими условиями. На протяжении всего производственного процесса должна производиться проверка соответствия продукции характеристикам качества и установленным требованиям.

Управление качеством предусматривается на протяжении всего цикла жизни изделия. При этом стандарты требуют учитывать аспекты безопасности продукции для человека и окружающей среды.

Стандарт ИСО 9004является руководящим документом, влияющим на качество продукции на всех этапах «петли качества» — от выявления потребностей до удовлетворения нужд потребителей. Все рекомендации стандарта должны учитываться при разработке эффективной системы качества.

Показатели качества определены стандартом ИСО 8402 —86 «Качество. Словарь».

Предусмотрено 10 групп показателей:

§ назначения;

§ надежности;

§ технологичности;

§ патентно-правовые;

§ эргономические;

§ эстетические;

§ транспортабельности;

§ унификации;

§ безопасности;

§ экологические.