В промышленно развитых странах

 

Следует заметить, что эволюцию любого вида функцио-

нального менеджмента, и логистики в том числе, следует

рассматривать в двух аспектах:

1) востребованность в рамках форм управления, суще-

ствовавших ранее, вмененность в обязанность управлен-

цам другой сферы, дальнейшее обособление и легитимация

в качестве самостоятельного вида функционального менед-

жмента;

2) развитие данного функционального менеджмента как

самостоятельного вида управления. В этом аспекте логи-

стика как искусство комплексного управления материаль-

ными и информационными потоками на пути от источника

сырья до конечного потребителя применяется в экономике

около 50 лет, пройдя в своем развитии четыре этапа.

Первый этап приходится на конец 60-х — начало 70-х гг.

XX в. В этот период логистика существовала большей ча-

стью как образ мышления, в практической же области

этот период связан лишь с частичной оптимизацией рас-

пределения продукции (в США эта фаза получила на-

звание «физического распределения»). Востребованность

подобной деятельности объясняется тем, что рынок поку-

пателей на тот момент претерпел качественные изменения

вследствие появления философии маркетинга, при этом

сервис поставок приобрел решающее значение в стратегии

рынка,

К этому времени фирмы в острой конкурентной борьбе

исчерпали резервы увеличения прибыли непосредственно

в производстве и стали концентрировать внимание на по-

вышении качества поставок продукции, т. е. на улучшении

работы в сфере распределения. Более активное развитие

логистики было невозможным из-за состояния инфраструк-

турной базы материальных и информационных потоков, от-

сутствия адекватных организационных форм, соответству-

ющего хозяйственного механизма. На практике основное

внимание было обращено на решение достаточно важных,

но все же частных проблем: развитие складских комплексов

и оперативных транспортных средств, информационных се-

тей и банков данных, методов управления материальными

потоками на отдельных участках кругооборота средств об-

ращения.


 

 


 

 

Глава 1. Цели, задачи и эволюция логистики


 

Второй этап приходится на вторую половину 70-х —

начало 80-х гг. XX в. Востребованность логистики в За-

падной Европе и Северной Америке и экспансия Японии

в сфере производства и торговли обусловили энергетиче-

ский кризис. В этот период обозначились переход к зада-

че управления материальными потоками по всему воспро-

изводственному циклу, а также отличие логистического

управления от управления физическим распределением

продукции и сквозного управления потоками материалов

и информации (рохрематики). Заметим, что к тому момен-

ту традиционные задачи по оптимальному размещению

складов, расчету объема партии поставок, схемам марш-

рутных перевозок решались по отдельности и независимо

друг от друга. Так, если удавалось добиться относительно-

го снижения стоимости перевозок, то это уже рассматри-

валось как показатель эффективности управления процес-

сами транспортировки.

Для этого этапа развития логистики стала характер-

ной оптимизация в сфере обращения. Было установлено,

что оптимизации отдельных составляющих деятельности

фирмы явно недостаточно, ибо любое изменение расходов

в одном из видов деятельности (перевозка, производство,

складирование) фирмы непременно оказывает влияние

на сопряженные процессы, причем далеко не всегда благо-

приятное.

Так, стремление к максимальному снижению издержек

на транспортировку может принести фирме значительные

убытки, если при этом снижается скорость и особенно на-

дежность поставки. В соответствии с логистической кон-

цепцией критерий экономической эффективности стали

трактовать как минимум суммарных затрат на транспорти-

ровку, материально-техническое обеспечение и собственно

производство.

Именно в начале этого этапа в научных разработках

и хозяйственной практике в области координации скла-

дирования и транспортного обслуживания вместо терми-

на «управление физическим распределением продукции»

стали использовать термин «логистика». Такая перемена

носила отнюдь не формальный характер: логистические

исследования вышли за рамки управления физическим

распределением продукции, в них нашел отражение более

широкий круг вопросов, связанных с оптимальным ис-

пользованием всего ресурсного потенциала фирмы. Ми-


 

 

1А Эволюция логистики в промышленно развитых странах


 

 


 

нимизация издержек фирмы стала функцией комплекса

экономико-организационных мероприятий.

Третий этап приходится на 90-е гг. XX в. На этом этапе

определяющей стала реализация принципа движения ре-

сурсов и продукции «точно в срок» с широким использова-

нием информатизации и оптимизации производства.

Суть этого подхода заключается в том, что в основном

производстве используется технология, позволяющая

обходиться без создания существенных запасов материа-

лов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий,

в то время как в системе обеспечения предусматривают-

ся поставки в строго определенное время через соответ-

ствующие интервалы. По этой технологии подача грузов

в зону производственного потребления в необходимых

случаях осуществляется с точностью до минуты. На этом

этапе складываются элементы целостного выражения ло-

гистики. Сопоставляя массу продукции, которая находит-

ся в движении и на складах, с той, что включена непосред-

ственно в производственный процесс, а также сравнивая

время прохождения через эти звенья, можно сделать вы-

вод о том, что производительность труда фирмы определя-

ется пропускной способностью ее транспортно-складской

системы. Из этого следует, что логистика как научная ор-

ганизация снабжения может способствовать увеличению

товарного предложения фирмы и повышению ее конку-

рентоспособности.

Благодаря этому логистика рассматривается сейчас и как

один из факторов конкуренции, и как современная рыноч-

ная концепция, для которой характерно признание коммер-

ческой роли транспорта и материально-технического обе-

спечения в общей структуре фирм. Подразделения фирм,

занимающиеся доставкой и хранением товаров и материа-

лов и нередко понимаемые ранее как звено оптовой торгов-

ли, с существованием которого приходится мириться, стали

приобретать соответствующие вес и значение. Теперь стра-

тегия фирм разрабатывается с участием руководства ука-

занных структурных подразделений.

Первые три этапа развития логистики представлены

на рис. 1.1.

Четвертый, современныйу этап развития логистики, на-

чало которого совпало с началом XXI в., следует назвать пе-

риодом глобализации, так как именно она является одной

из основных тенденций развития всей экономики, высту-


 

 

Рис. 1.1. Этапы формирования и развития логистики

 
 


 

 

14. Эволюция логистики в промышленно развитых странах


 

 


 

 

пая стимулятором всех современных инновационных про-

цессов.

Под интеграцией и глобализацией мировой экономи-

ки часто подразумеваются схожие процессы: интеграцию

понимают как процесс взаимодействия национальных хо-

зяйств нескольких государств на основе кооперации и меж-

дународного разделения труда, а также экономическое объ-

единение субъектов, развитие и углубление взаимосвязей

между ними; глобализацию экономики трактуют как рост

взаимозависимости экономик всех стран, в основе которо-

го лежит углубление интернационализации производства

и капитала.

С макроэкономических позиций под глобализацией

подразумевается процесс сближения и интеграции нацио-

нальных рынков капитала, ценных бумаг, товаров, услуг,

рабочей силы, при этом мировой рынок рассматривается

не просто как совокупность этих рынков, а как целостное

экономическое пространство, единый рынок с региональ-

ными и национальными подсистемами. В основе глобали-

зации мировой экономики лежат следующие факторы:

· активное вовлечение в мирохозяйственные связи быв-

ших социалистических стран;

· необходимость решения глобальных экологических

проблем;

· ускорение научно-технического прогресса (НТП)

и переход к постиндустриальному, информационному об-

ществу.

Глобализация бизнеса, обостряя конкуренцию, сти-

мулирует развитие ресурсного потенциала фирм с целью

всестороннего повышения конкурентоспособности. В гло-

бальной логистической системе все ресурсы становятся

«информационно-пространственно-временными».

Развитие современных информационно-компьютерных

технологий и телекоммуникационных систем создает но-

вые возможности для построения и функционирования

организационно-управленческих структур глобальных

компаний. Пространство и время не являются препятстви-

ем для менеджмента этих фирм как в собственном управ-

лении, так и в интеграции (построении организационных

отношений) со своими логистическими партнерами.

Существенные изменения, происходящие в торговом,

таможенном, налоговом, транспортном законодательстве

многих стран, приводят к созданию и развитию глобальных


 

 


 

 

Глава 1. Цели, задачи и эволюция логистики


 

 

межгосударственных транспортных, телекоммуникацион-

ных, дистрибутивных и других макрологистических систем;

появлению международных логистических посредников,

что и позволяет реализовывать глобальные логистические

стратегии с учетом всех мировых рынков и оптимизации

тотальных (совокупных) затрат.

Глобализация определяет перспективу дальнейшего

развития логистики в мировой экономике. Для этого эта-

па характерно усложнение рыночных отношений, усиление

и усложнение конкуренции. Перечислим факторы, обуслов-

ливающие основные тенденции развития логистики:

· увеличение числа транснациональных корпораций

(ТНК), позиционируюшіих себя на международном рынке

как глобальные компании, и усиление конкуренции между

ними;

· приход глобальных компаний на национальные рынки;

· усиление роли политического фактора в принятии ре-

шений по формированию и развитию транспортных кори-

доров (параллельных или в дополнение к ныне действую-

піим) — государства включаются в конкурентную борьбу

за привлечение транзитных грузов;

· возрастание роли портов в привлечении грузопотоков

и обострение конкурентной борьбы между портами отдель-

ных регионов;

· проникновение на национальные рынки транспорт-

ных услуг крупных зарубежных компаний;

· расширение перечня и повышение требований к каче-

ству предоставляемых логистических услуг.

Все это непосредственно касается становления и разви-

тия логистики и в России. Если развитие логистики в зару-

бежных странах эволюционировало под действием опреде-

ленных экономических и технологических факторов, было

вызвано поиском новых конкурентных преимуществ в уси-

ливающейся конкурентной борьбе, то российские фирмы

с самого начала становления рыночных отношений долж-

ны были принять современные логистические принципы.

Сложность текущего момента развития логистики в России

состоит в том, что на каждом конкретном российском пред-

приятии логистика находится на своем этапе развития (эта-

пы развития логистики фирмы те же, что и для логистики

в целом — фрагментация, становление, развитие, интегра-

ция, глобализация); поэтому следует говорить о неравно-

мерности развития российской логистики.


 

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы


 

 


 

В создавшихся условиях особенно важно выделить

наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе

предложить механизм выбора таких приемов и методов ло-

гистики, которые бы позволяли достигать конкурентных

преимуществ и усиливать конкурентную позицию фирмы

на рынке. Начиная с середины 1970-х гг. логистический

менеджмент наряду с функциональными алгоритмами стал

выполнять целеполагающую функцию, а логистическая по-

литика, так же как производственная, финансовая, кадро-

вая и прочие, стала важной составляющей корпоративной

стратегии фирм.

 

 

Контрольные вопросы и задания