В промышленно развитых странах
Следует заметить, что эволюцию любого вида функцио-
нального менеджмента, и логистики в том числе, следует
рассматривать в двух аспектах:
1) востребованность в рамках форм управления, суще-
ствовавших ранее, вмененность в обязанность управлен-
цам другой сферы, дальнейшее обособление и легитимация
в качестве самостоятельного вида функционального менед-
жмента;
2) развитие данного функционального менеджмента как
самостоятельного вида управления. В этом аспекте логи-
стика как искусство комплексного управления материаль-
ными и информационными потоками на пути от источника
сырья до конечного потребителя применяется в экономике
около 50 лет, пройдя в своем развитии четыре этапа.
Первый этап приходится на конец 60-х — начало 70-х гг.
XX в. В этот период логистика существовала большей ча-
стью как образ мышления, в практической же области
этот период связан лишь с частичной оптимизацией рас-
пределения продукции (в США эта фаза получила на-
звание «физического распределения»). Востребованность
подобной деятельности объясняется тем, что рынок поку-
пателей на тот момент претерпел качественные изменения
вследствие появления философии маркетинга, при этом
сервис поставок приобрел решающее значение в стратегии
рынка,
К этому времени фирмы в острой конкурентной борьбе
исчерпали резервы увеличения прибыли непосредственно
в производстве и стали концентрировать внимание на по-
вышении качества поставок продукции, т. е. на улучшении
работы в сфере распределения. Более активное развитие
логистики было невозможным из-за состояния инфраструк-
турной базы материальных и информационных потоков, от-
сутствия адекватных организационных форм, соответству-
ющего хозяйственного механизма. На практике основное
внимание было обращено на решение достаточно важных,
но все же частных проблем: развитие складских комплексов
и оперативных транспортных средств, информационных се-
тей и банков данных, методов управления материальными
потоками на отдельных участках кругооборота средств об-
ращения.
Глава 1. Цели, задачи и эволюция логистики
Второй этап приходится на вторую половину 70-х —
начало 80-х гг. XX в. Востребованность логистики в За-
падной Европе и Северной Америке и экспансия Японии
в сфере производства и торговли обусловили энергетиче-
ский кризис. В этот период обозначились переход к зада-
че управления материальными потоками по всему воспро-
изводственному циклу, а также отличие логистического
управления от управления физическим распределением
продукции и сквозного управления потоками материалов
и информации (рохрематики). Заметим, что к тому момен-
ту традиционные задачи по оптимальному размещению
складов, расчету объема партии поставок, схемам марш-
рутных перевозок решались по отдельности и независимо
друг от друга. Так, если удавалось добиться относительно-
го снижения стоимости перевозок, то это уже рассматри-
валось как показатель эффективности управления процес-
сами транспортировки.
Для этого этапа развития логистики стала характер-
ной оптимизация в сфере обращения. Было установлено,
что оптимизации отдельных составляющих деятельности
фирмы явно недостаточно, ибо любое изменение расходов
в одном из видов деятельности (перевозка, производство,
складирование) фирмы непременно оказывает влияние
на сопряженные процессы, причем далеко не всегда благо-
приятное.
Так, стремление к максимальному снижению издержек
на транспортировку может принести фирме значительные
убытки, если при этом снижается скорость и особенно на-
дежность поставки. В соответствии с логистической кон-
цепцией критерий экономической эффективности стали
трактовать как минимум суммарных затрат на транспорти-
ровку, материально-техническое обеспечение и собственно
производство.
Именно в начале этого этапа в научных разработках
и хозяйственной практике в области координации скла-
дирования и транспортного обслуживания вместо терми-
на «управление физическим распределением продукции»
стали использовать термин «логистика». Такая перемена
носила отнюдь не формальный характер: логистические
исследования вышли за рамки управления физическим
распределением продукции, в них нашел отражение более
широкий круг вопросов, связанных с оптимальным ис-
пользованием всего ресурсного потенциала фирмы. Ми-
1А Эволюция логистики в промышленно развитых странах
нимизация издержек фирмы стала функцией комплекса
экономико-организационных мероприятий.
Третий этап приходится на 90-е гг. XX в. На этом этапе
определяющей стала реализация принципа движения ре-
сурсов и продукции «точно в срок» с широким использова-
нием информатизации и оптимизации производства.
Суть этого подхода заключается в том, что в основном
производстве используется технология, позволяющая
обходиться без создания существенных запасов материа-
лов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий,
в то время как в системе обеспечения предусматривают-
ся поставки в строго определенное время через соответ-
ствующие интервалы. По этой технологии подача грузов
в зону производственного потребления в необходимых
случаях осуществляется с точностью до минуты. На этом
этапе складываются элементы целостного выражения ло-
гистики. Сопоставляя массу продукции, которая находит-
ся в движении и на складах, с той, что включена непосред-
ственно в производственный процесс, а также сравнивая
время прохождения через эти звенья, можно сделать вы-
вод о том, что производительность труда фирмы определя-
ется пропускной способностью ее транспортно-складской
системы. Из этого следует, что логистика как научная ор-
ганизация снабжения может способствовать увеличению
товарного предложения фирмы и повышению ее конку-
рентоспособности.
Благодаря этому логистика рассматривается сейчас и как
один из факторов конкуренции, и как современная рыноч-
ная концепция, для которой характерно признание коммер-
ческой роли транспорта и материально-технического обе-
спечения в общей структуре фирм. Подразделения фирм,
занимающиеся доставкой и хранением товаров и материа-
лов и нередко понимаемые ранее как звено оптовой торгов-
ли, с существованием которого приходится мириться, стали
приобретать соответствующие вес и значение. Теперь стра-
тегия фирм разрабатывается с участием руководства ука-
занных структурных подразделений.
Первые три этапа развития логистики представлены
на рис. 1.1.
Четвертый, современныйу этап развития логистики, на-
чало которого совпало с началом XXI в., следует назвать пе-
риодом глобализации, так как именно она является одной
из основных тенденций развития всей экономики, высту-
Рис. 1.1. Этапы формирования и развития логистики
|
|
14. Эволюция логистики в промышленно развитых странах
пая стимулятором всех современных инновационных про-
цессов.
Под интеграцией и глобализацией мировой экономи-
ки часто подразумеваются схожие процессы: интеграцию
понимают как процесс взаимодействия национальных хо-
зяйств нескольких государств на основе кооперации и меж-
дународного разделения труда, а также экономическое объ-
единение субъектов, развитие и углубление взаимосвязей
между ними; глобализацию экономики трактуют как рост
взаимозависимости экономик всех стран, в основе которо-
го лежит углубление интернационализации производства
и капитала.
С макроэкономических позиций под глобализацией
подразумевается процесс сближения и интеграции нацио-
нальных рынков капитала, ценных бумаг, товаров, услуг,
рабочей силы, при этом мировой рынок рассматривается
не просто как совокупность этих рынков, а как целостное
экономическое пространство, единый рынок с региональ-
ными и национальными подсистемами. В основе глобали-
зации мировой экономики лежат следующие факторы:
· активное вовлечение в мирохозяйственные связи быв-
ших социалистических стран;
· необходимость решения глобальных экологических
проблем;
· ускорение научно-технического прогресса (НТП)
и переход к постиндустриальному, информационному об-
ществу.
Глобализация бизнеса, обостряя конкуренцию, сти-
мулирует развитие ресурсного потенциала фирм с целью
всестороннего повышения конкурентоспособности. В гло-
бальной логистической системе все ресурсы становятся
«информационно-пространственно-временными».
Развитие современных информационно-компьютерных
технологий и телекоммуникационных систем создает но-
вые возможности для построения и функционирования
организационно-управленческих структур глобальных
компаний. Пространство и время не являются препятстви-
ем для менеджмента этих фирм как в собственном управ-
лении, так и в интеграции (построении организационных
отношений) со своими логистическими партнерами.
Существенные изменения, происходящие в торговом,
таможенном, налоговом, транспортном законодательстве
многих стран, приводят к созданию и развитию глобальных
Глава 1. Цели, задачи и эволюция логистики
межгосударственных транспортных, телекоммуникацион-
ных, дистрибутивных и других макрологистических систем;
появлению международных логистических посредников,
что и позволяет реализовывать глобальные логистические
стратегии с учетом всех мировых рынков и оптимизации
тотальных (совокупных) затрат.
Глобализация определяет перспективу дальнейшего
развития логистики в мировой экономике. Для этого эта-
па характерно усложнение рыночных отношений, усиление
и усложнение конкуренции. Перечислим факторы, обуслов-
ливающие основные тенденции развития логистики:
· увеличение числа транснациональных корпораций
(ТНК), позиционируюшіих себя на международном рынке
как глобальные компании, и усиление конкуренции между
ними;
· приход глобальных компаний на национальные рынки;
· усиление роли политического фактора в принятии ре-
шений по формированию и развитию транспортных кори-
доров (параллельных или в дополнение к ныне действую-
піим) — государства включаются в конкурентную борьбу
за привлечение транзитных грузов;
· возрастание роли портов в привлечении грузопотоков
и обострение конкурентной борьбы между портами отдель-
ных регионов;
· проникновение на национальные рынки транспорт-
ных услуг крупных зарубежных компаний;
· расширение перечня и повышение требований к каче-
ству предоставляемых логистических услуг.
Все это непосредственно касается становления и разви-
тия логистики и в России. Если развитие логистики в зару-
бежных странах эволюционировало под действием опреде-
ленных экономических и технологических факторов, было
вызвано поиском новых конкурентных преимуществ в уси-
ливающейся конкурентной борьбе, то российские фирмы
с самого начала становления рыночных отношений долж-
ны были принять современные логистические принципы.
Сложность текущего момента развития логистики в России
состоит в том, что на каждом конкретном российском пред-
приятии логистика находится на своем этапе развития (эта-
пы развития логистики фирмы те же, что и для логистики
в целом — фрагментация, становление, развитие, интегра-
ция, глобализация); поэтому следует говорить о неравно-
мерности развития российской логистики.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
В создавшихся условиях особенно важно выделить
наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе
предложить механизм выбора таких приемов и методов ло-
гистики, которые бы позволяли достигать конкурентных
преимуществ и усиливать конкурентную позицию фирмы
на рынке. Начиная с середины 1970-х гг. логистический
менеджмент наряду с функциональными алгоритмами стал
выполнять целеполагающую функцию, а логистическая по-
литика, так же как производственная, финансовая, кадро-
вая и прочие, стала важной составляющей корпоративной
стратегии фирм.
Контрольные вопросы и задания