Основополагающие стандарты ИТ

 

Выделим две основополагающие концепции развития области ИТ:

Концепция глобальной информационной инфраструктуры. Глобальную информационную инфраструктуру можно определить как перекресток ряда базовых индустрий, к числу которых относятся: компьютерная, телекоммуникационная, индустрия бытовых электронных приборов (consumer electronics) и индустрия информационных содержаний или приложений (content или application industry). Общая стратегия практического воплощения Глобальной информационной инфраструктуры предполагает эволюционный путь развития, т.е. построение этой глобальной среды на основе уже существующих систем и технологий посредством их последовательной модернизации и интеграции на базе новых принципов и стандартов. Разработка концепции и технологий Глобальной информационной инфраструктуры относится к числу наиболее крупномасштабных проектов, реализуемых мировым сообществом и призванным качественно изменить условия жизни и деятельности человека (рис.Х[2]).

Рис. Х. Тенденции занятости рабочей силы в различных отраслях в период

1800 – 2000 гг

 

 

Рис. Х. Инновационные циклы (по Кондратьеву)

 

Кондратьев рассматривал промышленные (технологические) инновационные циклы, начиная с изобретения паровой машины. На рис. Х. первая волна определяется изобретением паровой машины, затем последовательно появляются изобретения в области электричества, химии и т.д. Мы сегодня находимся в начале инновационного цикла, связанного с открытиями в области обработки и передачи информации. Очевидно, что сегодня инфокоммуникации являются доминирующей отраслью с мировым годовым доходом €1,3 трлн.

Ключевыми составляющими этого инновационного цикла, формирующими профиль новой эры, являются широкополосные территориально распределенные/глобальные сети связи на базе технологии IP (Всемирная паутина, World Wide Web), приложения, связанные с мобильными сетями и устройствами, и огромное количество доступных услуг в областях коммерции, здравоохранения, образования и развлечений, формируемых с помощью инфокоммуникационных систем. В качестве основных приоритетов новой эры развития человечества выступают проблемы обеспечении здоровья и безопасности и личного благосостояния.

Оценивая в целом прогресс в сфере инфокоммуникаций, можно считать, что мы находимся на очень важном перекрестке на пути построения глобального информационного сообщества. Мы подошли к той точке, где в сегменте инфокоммуникаций фактически происходит процесс конвергенции телекоммуникаций, среды распространения информации и индустрии развлечений. В этих условиях возможно появление совершенно новых возможностей бизнеса и моделей бизнеса, и возникают в больших количествах.

 

Рис. Х. Основные тренды в современных телекоммуникациях

 

С функциональной точки зрения Глобальная информационная инфраструктура состоит из следующих уровней:

· сетевой инфраструктуры (Network infrastructure);

· программного обеспечения среднего уровня (Middleware);

· уровня приложений (Application).

Сетевая инфраструктура предоставляет надежный сервис для транспортировки различных видов информации, включая: данные, текст, факсимильные сообщения, аудио- и видеоинформацию, документы гипермультимедиа, графические образы, различные информационные контейнеры. На нижнем уровне она базируется на бесшовной интеграции базовых телекоммуникационных технологий: узкополосного и широкополосного ISDN (N-ISDN, B-ISDN); компьютерных сетей пакетной коммутации (PSDN) как, например, Internet и X.25; сетей кабельного телевидения (CATV); сетей мобильной связи; современных локальных сетевых технологий. Сети, интегрированные в такую инфраструктуру, могут иметь свою собственную более детальную структуризацию. Сетевая инфраструктура охватывает также сети конечных потребителей, так называемые пользовательские домашние сети (customer premises networks). Создание такой сетевой инфраструктуры возможно лишь на основе комплексной системы гармонизированных стандартов всех используемых типов сетевых и телекоммуникационных технологий.

Средний уровень включает функции, реализующие универсальные стандартизированные сервисы, используемые многими приложениями. К числу характерных функций Middleware относятся средства обеспечения защиты информации, служба справочника, служба имен, сервисы управления данными, учет стоимости обслуживания (биллинг) и т.п. Первоочередной задачей создания коллекции универсальных системных сервисов является стандартизация их функциональностей. Только в этом случае они смогут выполнить отводимую им роль и поддержать принципы открытых систем.

Уровень приложений охватывает широкий спектр стандартных информационных и телекоммуникационных проблемно-ориентированных сервисов, предоставление которых конечному пользователю и составляет основное назначение Глобальной информационной инфраструктуры. Наиболее известными сервисами являются: электронная почта, телефонный сервис, видеоконференции, телемаркетинг, телемедицина, интерактивная передача речи и видеоданных, оперативный поиск распределенных документов гипермультимедиа, дистанционное обучение и пр.

 

Рис. 1.12. Архитектура единой мультисервисной сети общего пользования, реализованной в рамках концепции NGN

Концепция открытых систем (регламентируется стандартом ISO 10000). В ней детально разработан и обоснован с экономической точки зрения подход к созданию информационных систем, удовлетворяющих целям открытости.

Области применения современных информационных систем (ИС), например, в крупных предприятиях, органах государственного управления, учреждениях науки и образования предъявляют к ним весьма высокие требования. Эти требования связаны, прежде всего, с необходимостью интеграции в единой системе задач, которые раньше могли решаться автономно - независимые «островки» автоматизации разных процессов производства, планирования, управления, снабжения и сбыта, а также интеграции разных технологий (обработка данных, текстов, изображений, машинная графика и т. д.). Другими словами, современные ИС уровня предприятия являются по своей сути интегрированными системами и формирующими единое информационное пространство предприятия, которые включает:

1) информационные ресурсы, содержащие данные, сведения, информацию и знания, собранные, структурированные по некоторым правилам, подготовленные для доставки заинтересованному пользователю, защищённые и архивированные на соответствующих носителях;

2) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства: поиск, сбор, обработку, хранение, защиту и передачу информации;

3) средства информационного взаимодействия, в том числе программно-аппаратных средств и пользовательских интерфейсов, правовых и организационно-нормативных документов, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационно-коммуникационных технологий.

Большинство информационных систем всех классов и назначений строятся на основе технологии открытых систем (ISO 10000). Внедрение принципов открытых систем в информационные системы базируется на стандартизации информационных технологий, являющейся интеграционным механизмом и мощным средством управления процессами развития информатизации.

Разработкой стандартов в области открытых систем занимаются международные, национальные и специализированные организации, например, такие как Общество Интернет (Internet Society), СЕН (Европейский комитет по стандартизации), IEEE (Институт инженеров по электротехнике и электронике), ЕКМА (Европейская ассоциация производителей компьютеров), ЕВОС (Европейские рабочие группы по открытым системам), ЕТСИ (Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций), NMF (Форум управления сетями) и др.

Термин открытые системы подразумевает сложный, постоянно растущий набор требований к информационным системам. Эти требования тесно связаны с тенденциями построения распределённых информационных сред на гетерогенной основе. В идеале открытые системы должны предоставлять открытые решения задач в любой области обработки данных, т.е. обеспечивать возможность потребителю выбирать из множества источников любые доступные средства, наиболее полно удовлетворяющие его запросы и позволяющие ему максимально эффективно решать стоящие перед ним задачи. Так, операционные системы должны обеспечивать одни и те же интерфейсы к системным сервисам независимо от класса систем (от мэйнфреймов до персональных компьютеров) и независимо от архитектуры системы (от единичного процессора CISC-архитектуры до многопроцессорных систем из RISС-процессоров). Приложения должны быть способны прозрачно осуществлять доступ к данным, вычислительным мощностям, утилитам пользователя и другим ресурсам, например, принтерам, дисковым массивам и др. Обслуживающий персонал и пользователи не должны замечать отличий в интерфейсах, наборе сервисов и инструментах на платформах различных фирм-производителей, или эти отличия должны быть минимальными.

Таким образом, при выполнении перечисленных идеальных условий организации смогут легко конструировать свою систему обработки данных (и на основе неё - свою информационную систему) из стандартных компонентов.

Однако такая задача трудно реализуема на практике. Технологии и стандарты могут перекрывать друг друга по выполняемым функциям. Некоторые стандарты и рекомендации могут быть очень сложными для их полной практической реализации. Новые технологии постоянно совершенствуются, и трудно предсказать, какая из них окажется удачной. Наконец, существующие системы также должны быть приспособлены к архитектуре открытых систем. Хотя открытые системы не являются решением всех проблем, эта идея хорошо разработана во многих областях, например, в телекоммуникациях. Она может предоставить основу для использования гетерогенности и других специфических особенностей вычислительных систем для получения максимального эффекта от построенной на их основе информационной системы.

На сегодняшний день открытые системы являются единственным общепризнанным способом решения обозначенных проблем. Вместе с тем, концепция открытых систем является динамичной, пока ещё не вполне законченной, но быстро развивающейся и открытой для всех заинтересованных сторон областью информационных технологий.

Существует несколько определений понятия открытая система (или среда открытых систем). Наиболее известными и широко принятыми являются следующие четыре определения, данные Международным институтом инженеров по электронике и электротехнике (IEEE), Всемирной независимой организацией по открытым системам Х/Ореn, международным консорциумом OSF и Международным телекоммуникационным союзом ITU.

По определению IEEE, средой открытых систем называется "исчерпывающий и консистентный [т.е. последовательный, внутренне согласованный и взаимосвязанный] набор международных стандартов по информационным технологиям и функциональных профилей стандартов, который специфицирует интерфейсы, сервисы и поддерживаемые форматы для достижения способности к взаимодействию и переносимости приложений, данных и пользователей".

По определению Х/Ореn[3], открытые системы — это "среда программного обеспечения, сконструированная и реализованная в соответствии со стандартами, которые являются независимыми от поставщиков и общедоступными".

По определению OSF[4], открытой системой называется "среда, использующая стандартный набор интерфейсов для программирования, коммуникаций, управления системой и пользовательских интерфейсов, использующих способность к взаимодействию, переносимость и сохранение инвестиций".

В определении ITU[5] и ISO "среда взаимодействия открытых систем" - это "абстрактное представление набора концепций, элементов, функций, сервисов, протоколов и т.д., определённых в эталонной модели OSI, и производных от них специфических стандартов, которые, будучи применены, позволяют осуществлять связь между открытыми системами".

Несмотря на отсутствие единства в определениях среди различных организаций можно, однако, выделить те свойства открытых систем, которые отражены во всех определениях и, следовательно, являются бесспорными:

• понятие "открытая система" относится преимущественно к программному обеспечению;

• основная цель открытых систем состоит в обеспечении:

а) способности к взаимодействию между гетерогенными системами;

б) переносимости приложений, пользователей и данных между гетерогенными системами;

• понятие «открытая система» может применяться и по отношению к отдельно взятой вычислительной системе, и к системе обработке данных в целом, и к построенной на её основе информационной системе, если они согласуются с концепцией открытости;

• стандарты играют ключевую роль в открытых системах.

Последнее свойство является особенно важным, так как на него прямо указывают все определения. Информационная система не может рассматриваться как открытая до тех пор, пока она не реализует функции, которые согласуются со стандартами, имеющими отношение к соответствующей области. Учитывая центральное место стандартов в концепции открытых систем, важно рассмотреть более подробно, что представляют собой стандарты, как и кем они создаются.

Уточним представление об архитектуре систем и средств, как внешнем их описании (reference model) с точки зрения того, кто ими пользуется. Архитектура открытой системы, таким образом, оказывается иерархическим описанием ее внешнего облика и каждого компонента с точки зрения:

· пользователя (пользовательский интерфейс),

· проектировщика системы (среда проектирования),

· прикладного программиста (системы и инструментальные средства /среды программирования),

· системного программиста (архитектура ЭВМ),

· разработчика аппаратуры (интерфейсы оборудования).

Рассмотрим основные аспекты и значение стандартизации для информационных технологий и, в особенности, для открытых систем.

Основными требованиями к совместимости информационных систем в сложной среде является переносимость и способность к взаимодействию. Рассмотрим подробнее смысл этих требований, различие между ними, методы их реализации в среде открытых систем.

Переносимость означает возможность перемещать между информационными системами приложения, данные и пользователей. Концепция переносимости применяется к разделённым, не связанным между собой системам, т.е. когда мы хотим взять один из этих объектов (приложение, данные, пользователя) из одной системы в другую, мы говорим о переносимости. Переносимость имеет три составляющие:

1) переносимость приложений означает возможность исполнения прикладных программ (заданного функционала) пользователя на платформе, отличной от той, для которой она была создана изначально. Само понятие переносимости не подразумевает никакого конкретного способа достижения этого качества открытых систем, хотя, как будет видно далее, переносимость приложений, например, может быть достигнута либо на уровне исходных текстов приложений на языках программирования, либо на уровне исполняемых кодов. В первом случае исходный текст перекомпилируется на каждой новой платформе, во втором — программа компилируется один раз и может исполняться на любой платформе из обозначенного множества. Но, ни в том, ни в другом случае это никак не влияет на пользователя, так как он всегда приобретает уже готовый объектный код.

2) переносимость данных означает возможность доступа приложений к одним и тем же данным на различных платформах (считая их не связанными между собой), т.е. приложения должны иметь единые механизмы манипулирования данными: создание, удаление, поиск, копирование и др.

3) переносимость пользователей означает, что пользователям и обслуживающему персоналу не потребуются дополнительные затраты на обучение, привыкание и накопление опыта работы в различных прикладных информационных системах, входящих в открытую среду. Они всюду будут работать с системой через единый интерфейс, обладать одинаковым набором сервисов, иметь равные возможности управления системой, равные права доступа к ресурсам и т.д.

Известны четыре подхода к решению проблемы переносимости программных продуктов:

· спецификация открытых программных интерфейсов для неограниченного использования разработчиками ПО;

· создание программных продуктов, которые могут работать на нескольких программных и аппаратных платформах;

· применение стандартных интерфейсов в программных продуктах (SQL, OSF/DCE, POSIX 1003 и пр.) в дополнение к их собственным интерфейсам;

· совмещение двух последних подходов.

Переносимость приложений реализуется посредством обеспечения сервисов и (или) интерфейсов интерфейс прикладного программирования.

Переносимость данных достигается путём поддержки платформой приложений форматов и протоколов обмена данными между системами.

Переносимость пользователей обеспечивается платформой приложений за счёт сервисов, инструментов (например, средств администрирования, средств разработки приложений) и интерфейсов, общих на нескольких платформах.

Способность к взаимодействию означает способность разнородных информационных систем выполнять некоторую работу вместе. Необходимым условием совместной работы двух или более систем является их взаимосвязанность. Они должны иметь физическое соединение между собой, которое позволит обмениваться данными. Но простого соединения вычислительных систем в сеть недостаточно для обеспечения возможности обмена данными. Наличие различных типов сетей: множества технологий передачи данных, множества производителей, множества коммуникационных протоколов – делает необходимым решение следующей задачи. Любая вычислительная система должна быть доступна из любой точки в пределах всей сложной сети. Когда мы хотим иметь возможность использовать ресурсы другой системы с имеющейся у нас системы, мы говорим о способности к взаимодействию.

Однако сама по себе возможность обмена данными через вычислительную сеть ещё не обеспечивает способности систем к взаимодействию. Им необходимо достичь общего понимания работы, которую они выполняют, а именно, все системы должны единообразно воспринимать порядок и значение сообщений, которыми они обмениваются, а также ту работу, которую каждая из систем должна выполнять индивидуально в ответ на получаемые сообщения. В общем случае эта задача решается при помощи интерфейсов систем и протоколов взаимодействия между их компонентами:

1.Интеграция приложений, поддерживающих разные бизнес-процессы предприятия. Программные интерфейсы взаимодействия этих приложений определяются с учетом функций управления процессами, модели бизнес-процессов, построенной с помощью инструментальных средств инжиниринга/реинжиниринга бизнес-процессов, и требуемой входной/выходной информации этих процессов.

2. Интеграция приложений на основе предоставления функций или данных, свойственных какому-либо приложению, в распоряжение другого приложения с тем, чтобы их взаимодействие на стадии исполнения обеспечило бы выполнение определенной прикладной функции ИС.

Как правило, средствами интеграции приложений в данной группе средств выступают службы программного обеспечения промежуточного слоя. Они обеспечивают прозрачную работу приложений в неоднородной сетевой среде, предоставляя им услуги в виде интерфейсов прикладного программирования (API), чтобы обеспечить взаимодействие частей приложений, распределенных по разным узлам корпоративной сети. К службам промежуточного слоя прежде всего относятся службы вызова удаленных процедур, обмена сообщениями, посредники (брокеры) запросов к объектам, мониторы транзакций.

3. Интеграция данных. Успешная реализация интеграции бизнес-процессов и приложений на двух предыдущих уровнях зависит от того, как будут интегрированы в системе данные, принадлежащие разным источникам данных, и базы данных. На этом уровне данные необходимо идентифицировать (т. е. указать их местоположение в распределенной системе), каталогизировать, необходимо построить модель метаданных (описать данные о данных).

4. Интеграция платформ. Современные ИС уровня предприятия строятся на основе распределенной клиент-серверной архитектуры, в решениях последних лет – трехзвенной или многозвенной. С учетом гетерогенности аппаратно-программных платформ это определяет необходимость в средствах интеграции неоднородных платформ, предоставляемых их поставщиками, например, в средствах интеграции систем, базирующихся на Windows и Unix.

5. Интеграция компонентов в составе приложения. Модульная структура приложений — один из основных способов обеспечения открытости ИС. В последние пять-семь лет серьезное развитие получила компонентная разработка приложений, главной особенностью которой является создание унифицированных интерфейсов программных модулей. Компонентом считается программный модуль и его унифицированный интерфейс, посредством которого другие компоненты могут подключаться к нему и поддерживать взаимодействие с ним.

Переносимость (portability) и способность к взаимодействию (interoperability) – различные, но взаимодополняющие качества открытых систем. Переносимость может рассматриваться как временной аспект: она позволяет перемещать ресурсы с одной системы на другую во времени. Способность к взаимодействию может рассматриваться как пространственное представление качеств открытых систем: она позволяет множеству систем, разделённых в пространстве, сообща использовать ресурсы.

В настоящее время существует очень большое количество стандартов в области открытых систем. Они определяют различные элементы технологии открытых систем: эталонные модели, сервисы, интерфейсы, форматы, протоколы, руководства и рекомендованные методики. Эти стандарты могут различаться по сложности, по широте охватываемых проблем и относиться к любому аспекту информационных технологий.

С перечнем стандартов ИСО/МЭК по открытым системам можно ознакомиться на сайте: http://www.gostbaza.ru/?a=001.035.100. Государственная стандартизация – это, например стандарты ГОСТ 28906-91, ГОСТ 28907-91 и др.

 

Рисунок Х – Иллюстрация открытой информационной системы, где:

интерфейсы прикладных программ внутри системы (Application Program Interface - API); интерфейсы взаимодействия одной информационной системы с иными (внешними) информационными системами (External Environment Interface - EEI).

 

Спецификации внешних интерфейсов среды ИС и интерфейсов взаимодействия между компонентами самой среды – это строгие описания всех необходимых функций, служб и форматов определенного интерфейса. Совокупность таких описаний составляет модель открытых систем.

Таким образом, под открытыми системами следует понимать системы, обладающие стандартизованными интерфейсами (стандарты в данном случае являются соглашениями о функциональности и интерфейсах, которые поддерживаются продуктом или группой продуктов информационных технологий, обеспечивая таким образом совместимость между системами) Для более детального рассмотрения стандартов и компонентов интерфейса разобьем их на фрагменты, соответствующие основным классам сервисов:

API сервисы:

1) APIсервисов человекомашинного взаимодействия – важная группа сервисов, обеспечивающих возможность общения человека с компьютером и форму организации работы пользователя. Разделяются на:

· сервисы командного интерфейса. Основной стандарт в этой области – ISO/IEC 9945-2 (основан на IEEE Р1003.2).

· сервисы текстового пользовательского интерфейсапредоставляют простые средства общения пользователя с вычислительной системой при помощи ввода и отображения текстовых данных. Исторически это первая форма организации пользовательского интерфейса. Сейчас она в значительной степени вытеснена графическими интерфейсами.

· сервисы графического пользовательского интерфейса(GUI Graphical User Interface) обеспечивают для приложений возможность создавать и манипулировать визуальными объектами на экранах компьютеров. Пользователи должны иметь единый, легко понятный им стиль общения с вычислительной системой через такой интерфейс. На сегодняшний день GUI является общепринятой формой организации пользовательского интерфейса.

· сервисы графикиподдерживают работу приложений с графическими объектами.

2) API сервисов данных – сервисы, связанные преимущественно с доступом, манипуляцией и обменом данными. Они включают:

· сервисы файловой системы, которыеобеспечивают базовые сервисы для хранения, доступа и манипулирования файлами, организованными в виде потока байтов или в виде записей. Стандарты на API файловых сервисов обычно являются составной частью стандартов на функциональность операционных систем.

· сервисы баз данных. Основными и доминирующими стандартами в отношении сервисов БД являются стандарты ISO 10032:1993 – Reference Model for Data Management (Нормативная модель управления данными) и ISO 9075, определяющий SQL (Structured Query Language) – непроцедурный язык манипулирования данными для реляционных СУБД. Расширенная версия SQL определена в спецификации X/Open XPG4. Существует много других версий языка SQL. Среди интерфейсов, позволяющих обеспечить доступ к СУБД из внешней среды (в частности, из других СУБД) выделяется четыре спецификации:

а) Remote Database Access (RDA) – стандарт ISO/IEC 9579, поддерживаемый X/Open;

б) Distributed Relational Database Architecture (DRDA) – разработка фирмы IBM;

в) Open Database Connectivity (ODBC) – разработка фирмы Microsoft, имеющая сильную поддержку в промышленности;

г) Integrated Database API – совместная разработка фирм Borland, Novell, WordPerfect.

· Сервисы обработки транзакцийпозволяют вычислительным системам выполнять операции с данными, требующие высокой степени целостности. Основными и наиболее полными стандартами по обработке транзакций являются:

а) ISO 10026 – OSI Distributed Transaction Processing (OSI-TP). Этот стандарт определяет модель, сервисы и коммуникационные протоколы для распределённой среды обработки транзакций. Основными элементами в модели обработки транзакций являются прикладные программы, менеджеры ресурсов, к которым осуществляется доступ, и менеджер транзакций, обеспечивающий основные качества транзакций: неделимость, целостность, блокирование ресурсов, неизменяемость состояния ресурсов.

б) X/Open Transaction Processing Group (XTP). В него входят: нормативная модель обработки транзакций (X/Open DTP), ТХ – спецификация интерфейсов между прикладными программами и менеджером транзакций, ХА – спецификация интерфейса между менеджером транзакций и менеджерами ресурсов (предоставляет менеджеру транзакций возможность структуризации работы менеджеров ресурсов внутри транзакции).

· Сервисы печатипредназначены для упрощения печати данных на различных типах носителей и просмотра их пользователем перед печатью. Среди стандартов по сервисам печати следует выделить ISO 10175 – Document Printing Application (DPA) и ISO 10180 – Standard Page Description Language (SDPL), основанный на языке PostScript, а также IEEE PI 003.7 – администрирование печати.

· Сервисы обмена даннымиподдерживают способность перемещать данные между системами через внешнюю среду путём записи их на распознаваемый обеими системами носитель в формате, дающем возможность обеим системам одинаково интерпретировать данные. Различают два аспекта рассматриваемой проблемы: преобразование кодировки символов из одного машинного представления в другое и распознавание полученной информации приложениями. Наиболее значительными являются следующие стандарты по форматам обмена данными:

а) ISO 9735 – EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transportation) – набор стандартов, определяющих формат и структуру документов, используемых в делопроизводстве и электронном документообороте.

б) ISO 8613 – ODA/ODIF (Open Document Architecture / Open Document Interchange Format) – набор стандартов по структуризации и прозрачному для пользователей обмену сложными составными документами, включающими несколько типов информации: текст, рисунки, геометрическую графику.

в) ISO 8879 – SGML (Standard Generalized Markup Language) – язык представления структуры, содержания и формата документа.

г) XML.

3) API сетевых сервисов. Функция сетевых сервисов – предоставление общих услуг по транспортировке между системами сообщений, посылаемых приложениями. Сетевые сервисы могут быть в свою очередь подразделены на две группы согласно тому, видимы или нет они для транспортных пользователей.

4) API внутренних сервисов платформы. Любая прикладная программа включает три компонента: логику приложения, сервисы данных и сервисы представления информации. Логика приложения выполняет специфические для конкретного приложения функции и реализуется с помощью системных сервисов и сервисов языков программирования. Сервисы данных приложения выполняют операции ввода/вывода, требуемые приложением. Сервисы представления приложения управляют взаимодействием с пользователем.

ЕЕI сервисы. EEI определяет следующие типы сервисов и, соответственно, интерфейсов:

  • коммуникационные сервисы (Communication Services);
  • информационные сервисы (Information Services);
  • сервисы взаимодействия человека с компьютером (Human/Computer Interaction Services).