Полномочия государственных органов управления по сертификации

В Законе установлены цели сертификации, определен национальный орган по сертификации — Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), определены основные направления его деятельности по сертификации.

Закон определяетследующиецели сертификации:

• создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

• содействие потребителям в выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

• контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды;

• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Закон определяет правовые основы организации системы сертификации.

Согласно Закону к участникам сертификации могут быть отнесены:

- государственные органы;

- организации, которые создают систему сертификации;

- испытательные лаборатории; центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции;

- изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

Закон закрепляет положение о том, что в систему сертификации могут входить несколько систем по сертификации конкретных видов однородной продукции, причем все они должны руководствоваться едиными правилами, принципами и документами, хотя могут иметь свою специфику. Именно такой объединяющей системой в России является система обязательной сертификации "ГОСТ Р".

Положения, касающиеся обязательной сертификации, содержаться в разд. II Закона, где указано, что объекты обязательной сертификации определяются законодательными актами Российской Федерации. Объекты обязательной сертификации, относящиеся к товарам народного потребления, а также работ, услуг, реализуемых гражданам, определяются на основе ст. 7 Закона "О защите прав потребителей". Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России, но могут быть возложены и на другие федеральные органы управления Российской Федерации.

Формы обязательной сертификации устанавливает Госстандарт либо другие уполномоченные на то органы, причем все они должны учитывать сложившуюся зарубежную и международную практику.

Согласно Закону осуществлять руководство и координацию сертификации могут федеральные органы исполнительной власти в отдельных отраслях. Например, сертификация средств связи и услуг связи проводится на основе Федерального закона "О связи", а испытания осуществляются в уполномоченных на то испытательных центрах и лабораториях, аккредитованных Госстандартом России. Сертификат соответствия выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Другими федеральными органами по сертификации являются Госсанэпиднадзор Минздрава РФ, Госкомэкологии РФ, Министерство природных ресурсов РФ, государственная ветеринарная служба и др.

Закон "О техническом регулировании" регламентирует обязанности участников сертификации:

- правомочия государственных органов управления,

- обязанности центрального органа системы сертификации,

- обязанности органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра), а также изготовителя (продавца) товара.

Закон определяет условия ввоза импортируемой продукции, главным из которых является наличие сертификата и знака соответствия обязательным требованиям российских стандартов, что должно быть предусмотрено в контрактах купли-продажи, если продукция подлежит обязательной сертификации. В развитие требований Закона в 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ "О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров", в котором предусматриваются дополнительные меры по защите внутреннего потребительского рынка от некачественной продукции. Постановление устанавливает следующие меры: преимущественное проведение сертификации продукции и систем качества у изготовителя до заключения контракта, маркировку продукции знаком соответствия; усиление уголовной и административной ответственности за ввоз на территорию России и реализацию импортных товаров, потенциально опасных для жизни и здоровья потребителя; доведение до потребителя информации о происхождении продукции зарубежного производства; введение листов-вкладышей (этикеток) на импортируемые пищевые продукты на русском языке, где должны быть указаны сведения о составе, пищевой ценности, условиях хранения и использования; ужесточение контроля за качеством ввозимой продукции; введение обязательной сертификации строительных материалов, изделий и конструкций, а также медицинской техники.

В ст. 15 Закона устанавливаются положения по государственному контролю и надзору за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией. Каждый государственный орган управления, который занимается организацией и проведением обязательной сертификации, осуществляет государственный контроль и надзор за указанными выше объектами согласно правилам, установленным этими руководящими органами.

Но Закон допускает также, что контроль и надзор имеют право проводить специально уполномоченные на то органы государственного управления, которые не создают систему сертификации. Их полномочия определяются Правительством РФ или законодательными органами. Например, Госторгинспекция получила права по контролю и надзору согласно Постановлению Совета Министров РФ.

Контроль за сертифицированной продукцией по существу есть проверка ее соответствия обязательным требованиям стандартов по безопасности, а это фактически совпадает с объектом государственного надзора и контроля за выполнением обязательных требований стандартов). Но к государственному контролю и надзору по отношению к обязательной сертификации добавляется еще и проверка соблюдения правил обязательной сертификации изготовителем (продавцом), органами по сертификации и испытательными центрами. Учитывая единство объекта контроля, Госстандарт утвердил "Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)". Установленный этим документом порядок обязателен для должностных лиц Госстандарта и проверяемых субъектов хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Закон "О техническом регулировании" четко разграничивает источники финансирования различных направлений деятельности по сертификации. В ст. 16 приведен перечень работ, которые финансируются государством. В него включены:

• разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

• участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и сотрудничеству с национальными органами по сертификации зарубежных стран;

• участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

• разработка проектов законодательных актов по сертификации;

• научные исследования, имеющие общегосударственное значение;

• работы по государственному контролю и надзору за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

• ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации, архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

• другие работы по обязательной сертификации, если это определено законами России.

Все работы, связанные с обязательной сертификацией конкретной продукции, оплачивает заявитель. При этом порядок оплаты определяется федеральными органами исполнительной власти, которые руководят системами сертификации определенных видов продукции, т.е. по каждой системе обязательной сертификации отдельно. Установленный порядок оплаты подлежит согласованию с Министерством финансов РФ. Подобный способ оплаты целесообразен с точки зрения зависимости стоимости работ от степени сложности продукции, ее вида и отличительных особенностей методов испытаний, испытательного оборудования, продолжительности и т.п. Окончательный размер стоимости устанавливается в договоре между заявителем и органом по сертификации. Согласно Закону эти расходы заявитель вправе отнести на себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм.

Все рассмотренные выше законоположения связаны с обязательной сертификацией.

Что касается добровольной сертификации, Закон указывает, в каких случаях возможна добровольная сертификация, принципы ее организации и права заявителя при заключении договора о добровольной сертификации. Все особенности этого вида сертификации и правила ее проведения в России рассмотрены далее.

Разд. IV Закона "О сертификации продукции и услуг" устанавливает ответственность за нарушение положений данного документа. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер, определяется по фактам нарушений правил обязательной сертификации, а несут ее виновные юридические, физические лица или органы государственного управления. Норма ответственности определяется законодательством РФ. Ответственность за нарушение правил сертификации установлена Законом РФ "О защите прав потребителей" для субъектов хозяйственной деятельности, органов по сертификации, испытательных лабораторий.

В соответствии с Законами "О защите прав потребителей" и "О техническом регулировании" в России организованы испытательные центры, система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательного, так и добровольного характера. Для упрочения доверия к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний требуется гармонизация правил, принципов и целей сертификации. Для этого и были приняты Правила сертификации в РФ и другие документы.

 

На основании Закона РФ "О техническом регулировании" государственные органы управления уполномочены создавать системы сертификации для проведения обязательной сертификации в области своей компетенции. Это не запрещает им заниматься и добровольной сертификацией наравне с другими организациями.

Рассмотрим области деятельности государственных органов по сертификации.

Госстрой России организует сертификацию в области инженерных исследований, проектных и строительных работ, а также аккредитацию соответствующих органов по сертификации строительной продукции.

Госкомсвязи РФ осуществляет сертификацию средств связи на право их использования. Сертификация проводится на специально для этих целей выделенных предприятиях, которые аккредитованы Госстандартом. В компетенцию Госкомсвязи входит также обеспечение сертификации следующих видов продукции: информационно-вычислительных систем, автоматизированных систем и сетей, программных средств для компьютеров, баз и банков данных. В область сертификации данного Комитета не включаются средства и системы, обеспечивающие безопасность жизни, имущества, охрану здоровья людей и защиту окружающей среды.

Министерство путей сообщения России отвечает за проведение сертификации образцов новой техники для решения вопроса о целесообразности серийного производства.

Министерство транспорта РФ обеспечивает сертификацию транспортных средств, оборудования и материалов для всех видов транспорта, включая электрический транспорт и дорожное хозяйство.

Федеральная авиационная служба России проводит сертификацию воздушных судов и оборудования международных аэропортов, выдает сертификаты заинтересованным государствам в соответствии с их законодательством.

Госкомитет РФ по физической культуре и туризмуучаствует в сертификации туристских услуг и товаров, используемых в этой области.

Управление почтовой связи Госкомсвязи РФорганизует сертификационные работы по услугам почтовой связи.

Российское космическое агентствоорганизует сертификацию космической

Министерство обороны РФучаствует в сертификации космической техники на договорной основе.

Непосредственно или косвенно в сертификации также участвуют органы государственного надзора — Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Пограничный государственный ветеринарный надзор, органы государственного энергетического надзора, противопожарная служба, Российские Морской, Речной и Авиарегистры, Министерство здравоохранения и Госсанэпиднадзор.

Госгортехнадзорвзаимодействует с Системой сертификации ГОСТ Ρ Госстандарта России и является центральным сертификационным органом в объеме своей компетенции. Кроме того, он участвует в аккредитации испытательных лабораторий по испытаниям горно-шахтного оборудования на соответствие требованиям правил и норм безопасности, содержащихся в соответствующих стандартах. Практически все правила и нормы безопасности горно-шахтного оборудования, рудничных электротехнических изделий, взрывчатых материалов и устройств для взрывных работ, грузоподъемников и сосудов под давлением утверждает Госгортехнадзор. Он же осуществляет государственный надзор за этими видами продукции.

Госатомнадзорорганизует работу по сертификации на соответствие требованиям ядерной и радиационной безопасности ядерных материалов, радиоактивных веществ, оборудования, используемых в мирных и оборонных целях. Госатомнадзор разрабатывает нормы и правила этого вида безопасности и осуществляет государственный надзор за безопасностью при производстве и применении соответствующих его компетенции материалов, веществ, изделий и устройств.

Пограничный государственный ветеринарный надзорвыдает ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства и другие документы при импорте, экспорте и транзите через российскую территорию подконтрольных ему "грузов животного происхождения". Эта служба также не пропускает подконтрольные ей грузы на территорию РФ без ветеринарных сертификатов, осуществляет надзор за соблюдением ветеринарных условий при импорте и экспорте.

Федеральная энергетическая комиссия РФ (ФЭК)организуют и осуществляют сертификацию электрических установок, приборов, поднадзорных им работ и услуг совместно с Госстандартом РФ.

Государственная противопожарная служба МВД Российской Федерациисертифицирует средства обеспечения пожарной безопасности, а также продукции и услуги на соответствие требованиям пожарной безопасности, если таковые содержатся в нормативных документах.

Российский Морской Регистр— орган государственного технического надзора и классификации морских гражданских судов. К его компетенции относятся также судовые холодильные установки, грузоподъемные устройства и контейнеры. Морской

Регистр разрабатывает и издает правила и нормы по безопасности плавания людей и надежности перевозки грузов, охране морской среды. Надзор проводится на всех стадиях жизненного цикла судов. По существу все свидетельства о годности к плаванию, выдаваемые Морским Регистром на конкретной стадии жизненного цикла судна, являются сертификатами соответствия. Почти все свидетельства имеют срок действия (как правило, четыре года), причем предусматривается ежегодное подтверждение. На некоторые виды материалов и изделий, необходимых для постройки судна, Морской Регистр выдает сертификаты соответствия. Деятельность Российского Речного Регистрааналогична, но связана с другими группами объектов надзора и сертификации.

Российский Авиарегистрпроводит сертификацию самолетов и выдает сертификат летной годности. Нормы летной годности, содержащие требования к безопасности авиационной техники, разрабатываются на основе стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Рос-авиарегистр осуществляет также надзор за гражданскими воздушными судами на всех стадиях жизненного цикла самолетов и вертолетов, за составными частями, комплектующими деталями и материалами, которые применяются в данной отрасли производства.

Надзор за лекарственными средствами и медицинской техникой находится в ведении Минздрава России.Специфика его роли в сертификации заключается в том, что к серийному производству продукция этой отрасли допускается только после специальных испытаний (технических и медицинских), по результатам которых Минздрав выдает разрешение. Оценка соответствия уже используемых лекарств и медтехники может осуществляться также и посредством сертификации.

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ (Госсанэпиднадзор)проводит сертификацию новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфицирующих средств, а также выдает гигиенический сертификат, который является разрешением как для серийного производства в России, так и для импорта целого ряда товаров. Сертификат подтверждает их безопасность для здоровья человека при соблюдении установленных условий. Гигиенические сертификаты выдаются на этапе согласования нормативной документации до начала серийного производства продукции.

Призаключении контракта на импорт товаров, подпадающих под компетенцию данного государственного органа, необходимо в контракте оговаривать условие обязательного представления таможенным органам гигиенического сертификата до выпуска партии на таможенную территорию.

Санитарно-эпидемиологическому надзору согласно Закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" подвергаются новые технологии, материалы, вещества и изделия бытового и производственного назначения, продовольственное сырье и пищевые продукты, все другие товары, с которыми непосредственно соприкасается человек. Нормативной базой государственного надзора и сертификации в данной области служат санитарные правила, в которых установлены критерии безопасности и безвредности товаров для человека и среды его обитания.

Госсанэпиднадзор выдает гигиенические сертификаты на продукты для детского питания, на пестициды, пищевые добавки, новые или нетрадиционные виды продовольственного сырья, а также на продукцию, закупаемую на основании международных договоров. На все иные виды продукции гигиенические сертификаты выдают центры санитарно-эпидемиологического надзора республик (в составе РФ), краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга.

В деятельность по сертификации постепенно включаются и другие органы государственного управления. Предоставление полномочий по сертификации столь широкому кругу организаций привело к образованию дополнительного поля для регулирования правил и процедур сертификации. Для этого создан Межведомственный совет по сертификации и аккредитации.

Координацию деятельности по сертификации отдельных групп продукции осуществляет Госстандарт, отвечающий сообразно своим функциям за реализацию государственной политики в области сертификации. Правовой основой для такого вида деятельности являются соглашения, заключаемые государственными органами управления с Госстандартом. В соглашениях оговариваются такие вопросы, как выбор системы сертификации; объекты сертификации и нормативные документы; выбор аккредитующего органа; формы сертификатов; инспекционный контроль; ведение Реестра системы сертификации и порядок взаимодействия с Госстандартом.

Соглашения предусматривают три формы взаимодействия государственного органа управления с Госстандартом:

• проведение сертификации вне Системы ГОСТ Ρ по своим правилам с выдачей собственных сертификатов и знаков соответствия (т.е. отсутствие прямого взаимодействия);

• вхождение в Систему ГОСТ Ρ я получение от Госстандарта РФ отдельных прав по сертификации конкретных видов продукции, относящихся к компетенции государственного органа;

• вхождение в Систему ГОСТ Ρ и деятельность в полном соответствии с ее правилами.

Большинство органов государственного управления имеют соглашения с Госстандартом. Например, соглашение с Госсанэпиднадзором предусматривает, что продукция, подлежащая обязательной сертификации, допускается к ней только при наличии гигиенического сертификата.

Подобные соглашения заключаются Госстандартом и с негосударственными структурами, проводящими сертификацию, например, Торгово-промышленной палатой, Международным объединением "СовАск", акционерным обществом "Сертификация в бизнесе к торговле" и т.д.