Вопр. Функционализм Б.Малиновского и А.Рэдклифф-Брауна
Зарождение функционализма произошло в Англии,где он стал господствующим.
Особенностью явл.рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача-разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними.Каждая "атомарная клеточка" культуры исследуется не в качестве случайного образования,а как выполняющая определ.задачу,функцию в социокультурной общности.Нередко отдельный элемент представляет собой звено,без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Функционалистов волнует вопрос,как действует культура "здесь и сейчас",какие задачи она решает,как воспроизводится.
Представителем этого напр. был Бронислав Малиновский.М.стремился построить логически стройную и эмпирически обоснованную теорию культуры. По его наблюдениям, этнологи чаще всего ограничивались внешним описанием предметов, но М. считал, внешнее наблюдение легко вводит в заблуждение,а без понимания внутренних мотивов поведения культуру познать невозможно.Он возражал против описательного, фактографического характера этнологической науки.
Свою теорию культуры М. изложил в книге «Научная теория культуры».Культура, по его мнению, возникает прежде всего вследствие необходимости удовлетворения своих биологич.потребностей.Различия между культурами обусловлено различием в способах удовлетворения человеч.потребностей.Помимо основных потребностей М.выделил производные потребности, порожденные культурной средой, а не природой. М. полагал, что базовые потребности и их культурное удовлетворение, могут быть связаны с возникновением нов.культур.потребностей.Средства удовлетворения основных,производных потребностей представляют собой некую организацию, которая состоит из единиц,названных М. институтами.
Рассматривая культуру как систему устойчивого равновесия, М. не отрицал происходящих в ней изменений и заимствования каких-то элементов из др.культуры. Однако если в ходе этих изменений уничтожить какой-либо элемент культуры (напр.,запретить обряд), то вся этнокультурная система, а значит, и народ, может погибнуть. Целостность культур. системы нарушать нельзя. Даже варварские обычаи местных народов просто так уничтожать нельзя. Сначала необходимо выяснить все функции, которые они выполняют, и подобрать им полноценную замену.
М. резкой критике подверг «теорию пережитков» Тайлора. М. утверждал, что в культуре не может быть ничего лишнего, случайного, все существующее в культуре должно иметь какую-нибудь функцию.
М. критиковал диффузионистское напр.с его идеей заимствования культур,т.к.они понимали культуру не как живое органическое целое, а лишь как совокупность мертвых вещей.
Радклифф-Браун. он создал научное направление, названное английским структурализмом или структурным функционализмом, в котором сочетались функционалистский и структуралистский подходы в анализе общественной жизни, сознания и поведения людей и их культуры. В книгах «Метод этнологии и социальной антропологии» и «Историческая и функциональная интерпретация культуры» он изложил свое понимание науки о человеке и человеч. жизни, и методах ее исследования.
Исходной научной идеей Брауна было утверждение, что основной наукой, изучающей человека, явл. антропология, которая делится на три направления: человеческую биологию, доисторическую археологию и этнографию. Последняя в свою очередь разделяется на этнологию и социальную антропологию.
Этиологией он предложил называть науку, занимающуюся конкретно-историческим изучением отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними. Основным методом этнологии явл. историческая реконструкция человеч.культуры с опорой на свидетельства письменных источников. Социальная антропология, по его мнению, представляет собой совсем др.направление. Ее задача-не реконструкция конкретной культуры отдельных народов, а поиск общих законов социального и культурного развития. Эта наука пользуется индуктивным методом (отбор и обобщение материалов) , аналогичным методам естественных наук.
Таким образом, по Брауну, этнология изучает конкретные факты, касающиеся прошлого и настоящего отдельных народов, тогда как социальная антропология ищет и исследует общие законы, развития человечества и его культуры, применяя метод, который Б. назвал сначала «функциональный», а в последствии-«сравнительный».
Представители функционалистского направл. придерживались основных постулатов функционализма:
• Человеч.общество, развивается как живой организм.Элементы выполняют определен. функции, т.е. человеч.общество строится на взаимосвязанных и дополняющих друг друга культур. элементов.
• Любая социальная система сост. из «структур» и «действий». «Структуры»-устойчивые модели, посредством которых индивиды осуществляют отношения между собой и окруж. средой.
• Культура служит трем основным потребностям индивида: базовым (в пище, жилище), производным (в разделении труда, в защите) и интегративным (в психологич. безопасности, законах, религии).
• Ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, которые явл. регуляторами поведения людей. Выполняя эту функцию, они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей людей и их совместного существования.