Основные задачи модернизации российского образования
Схемы сертификации
Схема сертификации – состав и последовательность действий третьей стороны при проведении сертификации соответствия.
Схемы сертификации и их классификации разработаны ИСО. Но могут быть и другие схемы.
При обязательной сертификации применяются схемы, предусмотренные Госстандартом России или др. гос. органом;
При добровольной сертификации схемы выбираются из числа применяемых в Системе ГОСТ Р органом по сертификации и заявителем;
Количество схем сертификации 11 (1, 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а, 5, 6, 7, 8)
Различаются схемы по следующим пунктам:
1. По полноте и порядке проведения испытаний (например: испытания типового образца, испытания партии продукции, испытание каждого образца и др);
2. По уровню проведения проверки производства (проверка не проводится, анализ состояния производства, сертификация производства, сертификация систем качества и др.);
3. По наличию и жесткости инспекционных испытаний (отсутствие инспекции, испытание образцов, взятых у продавца, контроль стабильности производства и др.)
Чем больше номер схемы сертификации, тем более строгие и полные мероприятия по проверке и контроля.
При выявленных при инспекционном контроле нарушениях действие сертификата может быть приостановлено или сертификат может быть аннулирован.
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но и значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
Главным условием решения этой задачи стало введение государственного стандарта общего образования, который послужил руководством для разработки конкретных учебных программ для средней школы. Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся.
Государственный стандарт – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а так же основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
- федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией;
- региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации;
- компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.
Государственный стандарт по иностранным языкам призван определить общую часть содержания образования по предмету при наличии различных программ, учебных планов и учебников и составить основу для развития дифференциации обучения иностранным языкам. Государственный стандарт обеспечивает обязательное ядро содержания обучения иностранным языкам, независимо от типа учебного заведения. Это дает возможность сохранить единое образовательное пространство в многонациональном и поликультурном обществе, стимулировать дифференциацию образования и сохранить преемственность в обучении предмету по разным моделям и вариантам (Гальскова Н. Д.).
Необходимость создания государственного стандарта очевидна, т.к. он позволяет унифицировать требования, предъявляемые к учащимся по окончании учебного заведения того или иного типа, а также определить уровень владения иностранным языком на каждом этапе обучения.
Разработка образовательного стандарта в нашей стране способствует обеспечению более высокого уровня образования и выработке отечественных документов, аналогичных общепринятым в странах Европейского Сообщества и других странах. Например, Государственный стандарт для общеобразовательных школ Великобритании (National Curriculum) содержит разделы, которые соответствуют изучаемым предметам. В нем имеется раздел по иностранным языкам, представляющий собой типовой учебный план (Curriculum), на который опираются при разработке учебных программ (syllabus).
Британский стандарт по иностранным языкам формулирует цели и задачи обучения, а также требования к уровню владения языком, которые определяются этапом обучения; особо оговариваются требования к уровню владения восточными языками. В рамках каждого этапа указанные требования разбиты на восемь групп, соответствующих восьми уровням обученности (level), которые учащиеся могут достичь в зависимости от своих способностей и желания; предусмотрен также наивысший уровень, который превосходит стандартные. В стандарте также излагается примерная тематика, виды деятельности, в которых учащиеся принимают участие на уроке, даются рекомендации по работе с отстающими учениками (Колесникова И.Л., Долгина О.А.).
Появление государственного стандарта по иностранным языкам в России было важным этапом в развитии методической науки и практики.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее – федеральный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года. (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:
- переход к 4-х летнему начальному образованию;
- введение профильного обучения на старшей ступени школы;
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся; - экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;
- обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
- повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д.
В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образования внесены следующие основные изменения в содержание отдельных учебных предметов (по сравнению с Обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденного приказом Минобразования России в 1998 г.):
- Русский и Иностранный языки – существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетенции. Значительно увеличен удельный вес предметов: введено обязательное изучение Русского языка в старшей школе и Иностранного языка со 2-го класса начальной школы.
- Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его обучению.
Введение государственного стандарта, однако, не означает подчинения учебного процесса жесткому шаблону, а, напротив, открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вокруг обязательного ядра содержания вариативных программ, разнообразных технологий обучения, учебных пособий.
Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам и включает:
- цели изучения ИЯ;
- обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
- требования к уровню подготовки выпускников начальной, основной и полной средней школы.
Цели обучения ИЯ направлены:
· на развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);
· развитие и воспитание школьников средствами ИЯ.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования;
· требования к уровню подготовки выпускников – это установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.
Федеральный компонент образовательного стандарта по ИЯ позволяет достичь эквивалентности в уровне языкового образования, как в рамках единого российского образовательного пространства, так и общеевропейского. (Методическое письмо Министерства образования РФ, сентябрь 2004).
Совет Европы (СЕ) – интернациональная организация, представляющая интересы 44 стран Европы. Ее цель – способствовать культурному и общеобразовательному развитию граждан Европы, давая им возможность учиться в течение всей жизни. Более чем тридцатилетний опыт работы СЕ показал, что изучение ИЯ может внести большой вклад в этот процесс (Гальскова Н.Д.).
В апреле 1997 г. СЕ принял документ под названием: «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция». Необходимость появления этого документа объясняется изменившимися геополитическими условиями. Страны-члены СЕ координируют усилия в области разрабатываемых технологий, совместно решают сходные проблемы и устанавливают единые стандарты и требования. Преподавание иностранного языка не стало исключением. Опираясь на документы, разработанные Советом Европы, можно выделить следующие уровни владения ИЯ (английским языком):
1. Waystage Level User
2. Threshold Level User
3. Vantage Level/Independent User
4. Effectiveness Level/Competent User
5. Mastery Level/Good User.
Благодаря усилиям СЕ сложилась единая система оценки знаний в области иностранных языков в Европе. Существует также Ассоциация тестирующих учреждений Европы, разрабатывающих содержание экзаменов и стандарты по европейским языкам (Соловова Е.Н.).
Так, в частности, можно отметить международную систему тестирования по английскому языку – International English Language Testing System, IELTS. Этот тест для тех, кто собирается поступать в средние и высшие учебные заведения Великобритании. Подготовиться и сдать такой экзамен можно и в России – в отделениях Британского совета. Так, например, в декабре 1994 года в Британском совете в Москве первый раз прошли экзамены на получение международных Кембриджских сертификатов о знании английского языка как иностранного. С того времени количество желающих сдать эти экзамены увеличилось, что, безусловно, свидетельствует о растущей популярности и потребности в подобных сертификатах в России (Балакирева М. А.).
Каждое учебное заведение устанавливает для иностранных студентов определенный проходной балл по английскому языку. Как правило, 6 – 7 считается хорошим результатом, но все-таки нужно заранее выяснить, какой именно проходной балл в выбранном учебном заведении. Результат экзамена IELTS действителен в течение двух лет.
В Великобритании работает множество экзаменационных комиссий. Одна из наиболее известных – Экзаменационная комиссия Кембриджского университета – University of Cambridge ESOL Examinations (English for Speakers of Other Languages). В настоящее время это одно из ведущих агентств в мире по оценке уровня языковой подготовки. Свидетельства, выданные Cambridge ESOL Examinations, действительны в течение жизни, их признают все без исключения учебные заведения Великобритании, а также компании и работодатели во всем мире. Эти экзамены известны как «кембриджские».
Немного истории появления этих экзаменов. В 1858 году при Кембриджском университете был создан отдел под названием «Экзаменационный синдикат Кембриджского университета» (University of Cambridge Local Examinations Syndicate - UCLES). Первым экзаменом, который был сдан в Кембридже в 1913 году, стал Certificate of Proficiency in English. Первоначально этот экзамен предназначался для учителей английского языка, чей родной язык не английский. Сейчас его могут сдать не только учителя, но и все желающие. Кроме того, кандидаты могут сдать в дополнение к этому экзамену экзамен по литературе. Если оба экзамена успешно сданы, то оба сертификата являются экивалентными уровню „А“ Общего сертификата об образовании (General Certifiсate of Eduсation) – стандартному экзамену в Великобритании для поступления в университет.
Другой экзамен, First Certifiсate in English, появился в 1939 году и стал самым популярным экзаменом среди молодежи и взрослых. Уровень этого экзамена – Upper- Internmediate.
В дальнейшем появились различные экзамены для изучающих и преподающих английский язык. Например, экзамен Certificate of Advanced English был введен в 1991 году с тем, чтобы помочь кандидатам (помимо приобретения сертификата, широко признаваемого в высших учебных заведениях) подойти от First Certificate in English к самому сложному экзамену - Certificate of Proficiency in English, а также с тем, чтобы приблизить языковые требования экзамена к реальным жизненным потребностям кандидатов в языке.
Помимо указанных трех экзаменов существует еще два, специально разработанных для международного рынка. Это Key English Test (самая первая ступень; введена в России с 1998 года) и Preliminary English Test (следующий по сложности экзамен; он введен в России в 1997 году). Затем места по шкале сложности распределяются так: First Certifiсate in English - Certifiсate of Advanced English - Certificate of Proficiency in English.
С вхождением России в международное сообщество и расширением рынка образования международные сертификаты приобретают особое значение. В странах – членах Европейского Сообщества разработаны свои стандарты по тестированию и сертификации языковых знаний. Учреждения этих стран входят в Европейскую ассоциацию языкового тестирования (Association of Language Testers in Europe - ALTE), целью которой является создание экзаменационных стандартов и содействие международному признанию сертификатов. Кембриджский экзаменационный синдикат также является членом Европейской ассоциации и, со своей стороны, предлагает экзамены по английскому языку. Почему именно Кембриджские экзамены привлекают изучающих английский язык?
Во-первых, Кембриджские сертификаты признаются удовлетворяющими требованиям в области английского языка при поступлении в университеты и другие высшие учебные заведения Великобритании и других стран Европы (исключая аспирантуру), а также при приеме на работу (например, сертификата, называемого First Certificate in English, достаточно для поступления на работу в сфере коммерции, промышленности и общественных контактов на секретарские должности, а сертификат, называемый Certificate of Proficiency in English, требуется при приеме на работу, где нужны более глубокие и полные знания языка).
Во-вторых, что касается содержания Кембриджских экзаменов, то они проверяют все аспекты владения языком и умения и навыки по всем видам речевой деятельности: чтение, письмо, понимание на слух и речь. Они состоят из пяти частей (Papers): Reading, Writing, Use of English, Listening, Speaking. Поэтому данные экзамены предоставляют возможность наиболее полно проверить знания кандидатов по языку (Балакирева М.А.).
Типы заданий в Кембриджских экзаменах дают возможность не только переходить от одного уровня сложности к другому, но и следить за прогрессом в изучении языка учащимися, т.к. существует преемственность в типах и организации заданий. Например, в части письма большинство типов сочинений повторяется во всех экзаменах: статья, рассказ, описание, аргументированное изложение мнения, письмо (делового или неделового характера).
Содержание каждой части экзамена соответствует уровню, определенному для каждого экзамена Кембриджским экзаменационным синдикатом. Соответственно тестируются разноуровневые навыки чтения, письма и т.д. (Балакирева М.А.).
Дадим краткое описание Кембриджских экзаменов: