Глава 2. Стратегия и тактика закупочной деятельности на предприятии

На результаты работы предприятия очень влияют факторы работы поставщиков, а именно качество их сырья, надежность поставок, затраты на приобретение и доставку. Поэтому предприятие должно периодически проводить оценку поставщиков, чтобы иметь возможность выбрать лучшего из них или отказаться от услуг тех, партнерство с которыми не имеет должного эффекта.

Основным показателем, в котором отражаются все затраты поставщика и эффективность его работы, является цена на предлагаемое сырье. Эта цена на сырье, в свою очередь, является затратами для предприятия-потребителя сырья. Пример:

Поставщик - КОМПАНИЯ «OLOUDIS»
Товар Расходы, руб. Всего
Вискоза Хлопковолокно Пряжа
Цена 23 руб/кг 30 руб/кг 40 руб/кг -
Объем поставки 100 тонн 150 тонн 180 тонн 430 тонн
Общая стоимость 2 300 000 4 500 000 7 200 000 14 000 000
Таможенные платежи: НДС оплата там. пошлины там. оформление плата за СВХ (1 день)   460 000 345 000 3 450   900 000 675 000 6 750 1 050   1 440 000 1 080 000 10 800 1 050   2 800 000 2 100 000 21 000 3 100
Паспорт сделки 322 000 630 000 1 008 000 1 960 000
Карантинное оформление 15 000 22 500 27 000 64 500
Разгрузка вагонов 75 000 112 500 135 000 322 500
Транспортировка до склада 2 400 3 000 3 600 9 000
Банковское обслуживание 2 300 4 500 7 200 14 000
Всего 3 525 850 6 855 300 10 912 860 21 294 010

 

Примечание. В данном случае мы предполагаем идеальную ситуацию поставки, то есть поставку товаров в полном объеме.

Рассмотрим, как были получены некоторые цифры.

1. Цена на поставляемое сырье, зафиксированная в договоре, является твердой и не может изменяться в течение всего срока действия договора. С учетом этого, стоимость контракта составляет:

2. При перемещении через таможенную границу РФ уплачиваются следующие таможенные платежи: 1) таможенная пошлина; 2) налог на добавленную стоимость; 3) акцизы; 4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; 5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; 6) таможенные сборы за таможенное оформление; 7) таможенные сборы за хранение товаров; 8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; 9) плата за информирование и консультирование; 10) плата за принятие предварительного решения; 11) плата за участие в таможенных аукционах.

В данном случае при перевозке хлопка, вискозы и пряжи через таможенную границу РФ заказчик (согласно принятому базисному условию DDU) будет оплачивать следующие платежи:

2.1. Налог на добавленную стоимость, при взимании которого таможенные органы руководствуются Налоговым кодексом (ч. 2) от 19.07.2000. В соответствии с этими законами НД взимается только при ввозе товаров на территорию РФ. Ставки НДС установлены в следующих размерах: 1) 10% - по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей по соответствующим перечным, утвержденным Правительством РФ; 2) 18% - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Значит, НДС составит: 14000000 *0,18 = 2520000 руб.

2.2. Таможенную пошлину - обязательный взнос, взимаемый при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с нее (согласно Закону РФ «О таможенном тарифе»). Ставки импортных пошлин установлены Правительством РФ и достаточно высоки, поскольку являются на сегодняшний день одним из основных источников пополнения государственного бюджета. В данном случае размер ставки составляет 15% от таможенной стоимости, т.е. величина таможенной пошлины:

2.3. Таможенные сборы за таможенное оформление. Данный сбор состоит из двух частей: 1) в российских рублях – 0,1% от таможенной стоимости товаров; 2) в иностранной валюте – 0,05% от таможенной стоимости товаров. Примем условно, что заказчик будет производить платеж (причем отсрочка или рассрочка при оплате сборов не предоставляется) в российских рублях в размере:

2.4. Плата за хранение товаров на складе временного хранения установлена в размере 210 рублей за 1 тонну в месяц. Значит, если прибывшее в адрес заказчика сырье находилось на СВХ всего один день, что говорит об оперативной работе представителя предприятия на таможне, то плата за хранение 430 тонн сырья составит:

3. Как уже описывалось выше, при импорте товаров из-за границы предприятие должно открывать Паспорт сделки, с помощью которого уполномоченный им банк контролирует процесс исполнения сделки с иностранным партнером. Плата за открытие Паспорта составляет 14% от стоимости товаров, т.е.:

4. Карантинное оформление. Поскольку импортные товары подлежат обязательной государственной карантинной экспертизе, проверяющей качество сырья на соответствие ГОСТам и сертификатам качества, то заказчик (при условии, что плата за экспертизу составляет 150 рублей за 1 тонну) несет расходы в размере:

5. Разгрузка вагонов на станции назначения (г. Иваново) и погрузка сырья на автомашины осуществляется путем найма грузчиков на самой станции с оплатой 750 рублей за 1 тонну, то есть расходы заказчика на погрузо-разгрузочные работы составляют:

6. Последним этапом по доставке сырья заказчику является его транспортировка до склада на грузовиках, нанятых заказчиком по той причине, что предприятие не имеет такого большого автопарка. Плата за аренду 1 машины - повременная, составляет 300 рублей за 1 час. Общий объем сырья в 430 тонн можно перевезти КАМАЗами грузоподъемностью 30 тонн, значит, требуется 15 машин, а расходы на транспортировку длительностью в 2 часа, следовательно, будут:

Здесь нужно уточнить, что во времени использования транспорта учтены его потери времени при разгрузке сырья на складе заказчика.

7. Поскольку предприятия используют безналичную форму расчетов (платежное поручение), банк, обслуживающий заказчика, берет за выполнение финансовых операций вознаграждение в сумме 0,1% от стоимости контракта, то есть:

Таким образом, общие расходы заказчика в случае приобретения сырья у иностранного поставщика составляют 21 294 010 рублей.

Теперь рассмотрим пример покупки сырья у российского поставщика на условиях оплаты транспортных расходов самим заказчиком.

 

Поставщик
Товар Расходы, руб. Всего
Вискоза Хлопковолокно Пряжа
Цена 27 руб/кг 40 руб/кг 50 руб/кг -
Объем поставки 100 тонн 150 тонн 180 тонн 430 тонн
Общая стоимость 2 700 000 6 000 000 9 000 000 17 700 000
НДС 540 000 1 200 000 1 800 000 3 540 000
Погрузка 75 000 112 500 135 000 322 500
Транспортировка до склада 22 200 27 750 33 300 83 250
Банковское обслуживание 2 700 6 000 9 000 17 700
Страхование 59 400 132 000 198 000 389 400
Всего 3 399 300 7 478 250 11 175 300 22 052 850

В данном случае главным отличием поставки является полное отсутствие таможенных платежей, однако транспортные расходы возрастают почти в 9 раз (83 250 рублей), поскольку сырье перевозится уже не со станции, а со склада поставщика, например, из Москвы. Сырье, доставляемое автотранспортом, может подвергаться риску утраты или порчи, поэтому заказчик осуществляет его страхование в размере 2% от 110%-ой стоимости груза, то есть:

(В первом случае страхование проводил поставщик, поскольку согласно базисному условию DDU это было его обязанностью.)

Остальные расходы (НДС, погрузка на автомашины, плата за банковское обслуживание) приняты в таких же размерах, что и в первом случае.

Таким образом, общие расходы заказчика в случае приобретения сырья у поставщика из Москвы составляют 22052850 рублей.

ВЫВОД. При покупке сырья у поставщика №1 - КОМПАНИЯ «OLOUDIS» заказчик экономит 758 840 рублей, что является значительной денежной суммой. И это несмотря на то, что предприятие тратит огромные средства на таможенные платежи и время на доставку товаров из Ближнего Зарубежья намного увеличивается.

Однако конечную оценку поставщиков можно будет дать только после расчета таких коэффициентов, как коэффициентов качества, ритмичности, конкурентоспособности поставщиков, поскольку выше рассматривалась идеальная ситуация, т.е. поставка сырья без нарушений поставщиками договорных соглашений о количестве и качестве товаров.