Вопр.Эволюционистские концепции культуры (Морган, Фрезер)

Инновации в культуре.

Изменчивость культуры проявляется в обновлении, инновациях, а последние являются результатом творчества. Инновация– это изобретение или выработка новых идей, образов, моделей, нацеленных на изменение общественного бытия, выдвижение новых форм деятельности, нового типа мышления. Носителями новаторства могут выступать творческие личности или новаторские группы.

Инновация и обычай тесно взаимопереплетены. Инновация не входит в противоречие с обычаем, оно будто базируясь на нем, но понемногу заменяет в нем некоторые элементы, которые входят в противоречие с изменившимися условиями и добавляя в обычаи новое. Напр, на Востоке девушки в ходят в чадре (обычай) и в мини-юбке (мода-инновация). При этом, с точки зрения данной культуры, одно не противоречит др.

Культура все время испытывает воздействие новых поколений, вступивших в социум в изменившихся историч. условиях. Эта особенность побуждает чел. к творческой переработке достижений прошлого, преемственности и новаторству. Результатом подобной деятельности чел. явл. динамика культуры. Культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств и отношений. Неизменность культуры выражается понятием «статика»; те изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием «динамика».

 

Классический эволюционизм- направление, являвшейся наукой о человеческой культуре. Самостоятельная дисциплина, исследовавшая историческое развитие культур, осуществляла сравнительный анализ их различных типов, изучала закономерности функционирования, взаимодействие с природными условиями.

Почти одновременно в Германии, Франции, Англии и США появились первые эволюционистские концепции культуры. Основн. черты этого подхода: идея единства человеч. рода и единообразия развития культур (все народы идут по одному пути развития), прямая однолинейность этого развития - от простого к сложному, психологическое обоснование явлений культуры. идеи прогресса в общественном развитии.

идея первых исследователей культур- Это идея создания общей науки о человеке и культуре.

• В природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения;

К главным предметным областям исследований следует отнести: стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выяснение причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии.

В США ведущи представителем эволюционизма стал Льюис Морган . Он являлся сторонником идеи технологического детерминизма, согласно которой основными движущими силами социальных изменений оказываются изобретения и открытия. Потребности в пище, жилье, комфорте, и т. д. стимулируют поиск средств для их удовлетворения, приводят к технологическим новшествам. К подобным выводам М. приходит в своем фундаментальном труде «Древнее общество».

Параллельно с материальным прогрессом шел прогресс духовный, основу которого составили единые идеи: правительства, семьи и собственности. Идея правительства прослежена начиная с родовой организации и вплоть до современной политической организации.

Идея семейной организации рассмотрена в пяти различных формах, начиная от сожительства братьев с сестрами и вплоть до современной семьи. М. доказал, что человечество начало с различных форм группового брака и лишь в длительном пути развития дошло до индивидуального брака и семьи.

Идея собственности рассмотрена в ее различных формах существования и передачи по наследству.

М., делит всю историю человеческого общества на три эпохи: дикость, варварство, цивилизацию, в свою очередь, подразделяя каждую из них на низшую, среднюю и высшую ступени (этнические периоды).

В «Древнем обществе» М. ставит перед собой задачу показать наиболее ранние формы семьи, чем нам известные - патриархальная и моногамная, которые автор называет «современными». Возникновение моногамной, стало следствием длительного исторического эволюционного развития общества. Изменения в области технологий и изобретений, материальный рост сопрягались с трансформацией общественных, семейных отношений, охватывали и духовную сферу

человеческого бытия.

Концепция Дж. Фрезера-автор работ, посвященных изучению верований, мифов, обрядов, ритуалов самых различных культур. "Золотая ветвь" и "Фольклор в Ветхом завете" . книги "Тотемизм и экзогамия", "Почитание природы" и др.

Ф. одним из первых предпринял сравнительно-историческое изучение сюжетов Ветхого завета в сравнении с мифологией других народов. Был одним из создателей исторического подхода к Священному Писанию. Он явл. автором концепции эволюционных стадий в умственном развитии человечества. Согласно Ф., существуют три стадии такого развития: магия, религия, наука. На первой стадии развития человек верил в свои способности, в свою колдовскую силу приманивать зверя, наносить вред врагу на расстоянии и т. д. Затем человек стал приписывать сверхъестественные способности уже богам. К ним он стал обращаться с молитвами. На последней стадии своего развития человек пришел к выводу, что ни духи, ни он сам не управляют развитием и функционированием природы. Место богов заняли законы.

Не лишено основания мнение о том, что в современной культуре сосуществуют все три типа умственно-культурного развития, выделенные Фрезером.

Эволюционистская концепция культуры Тайлора концепцию Т. изложил в книге "Первобытная культура".

Ее суть можно свести к двум положениям. Во-первых, история культуры начинается с появления на Земле полуцивилизованной расы людей; во-вторых, с этой стадии культура пошла двумя путями: назад, к обществу дикарей, и вперед, к цивилизованным людям. Т. был убежден, что все культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские страны).

В своих исследованиях Т. пытался применить естественно-научную систематику.

Все народы и культуры соединены между собой. Естественно-научный метод Т. - в изучении явлений культуры, поиска их общих черт.Явный акцент в изучении культуры Т. делал на анализе ее духовной стороны, религии, магии и связанных с ними обрядов.