Процессный подход
Из перечисленных принципов можно выделить процессный подход. В старой версии стандартов ИСО серии 9000 эта концепция была также обозначена, но имела рекомендательный характер. В новой версии эта концепция стала определяющей. Она заменила элементный подход к системе менеджмента качества. Процессный поход - это значительный шаг вперед, отражающий общемировые тенденции развития менеджмента. Благодаря такому подходу деятельность в СМК можно рассматривать не в статике, а в динамике, поскольку в процессе, в отличие от элемента, всегда присутствует временной фактор. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, приведена в ИСО 9000:2000 (рис. 5.1).
Для реализации процессного подхода при внедрении новой версии ИСО 9000 необходима увязка менеджмента с бизнес-процессами. В этом, вероятно, будет наибольшая трудность для российских предприятий, когорые лишь набирают опыт функционирования в рыночной экономике [77].
5.1 Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе (ИСО 9000:2000)
деятельность, добавляющая ценность
потоки информации
Производственные процессы, связанные с жизненным циклом изделия, можно разделить на два вида:
- основные процессы, добавляющие ценность,
- вспомогательные процессы, взаимодействующие с основными процессами, в темпе их выполнения (рис.5.2),
В процессы обеспечения ресурсами входит обеспечение следующими ресурсами: финансы, кадры, расходные материалы, энергия, технологическое оборудование, средства труда, средства метрологического обеспечения, средства экологического обеспечения, внутризаводские транспортные средства, средства обеспечения безопасности, средства информационного обеспечения.
Важной задачей управления является обеспечение взаимодействия процессов на стыке функциональных и производственных подразделений. Особенно это имеет отношение к реализации процессов, функционирующих в темпе производства, при нарушении целостности которых могут быть большие непроизводительные потери. Эффективность процессного подхода возрастает при введении в структуру управления предприятием горизонтальных (матричных) или бригадных (управление по проектам) форм управления.
Рис. 5.2 Виды производственных процессов
Процессный подход к выполнению работ основан на установлении отношений «поставщик-потребитель» между участниками процессов. Установление таких отношений предполагает непрерывные ответы каждым работником, приступающим к выполнению процесса (операции), на следующие вопросы:
- Кто принимает результат моей работы (кто потребитель)?
- Кто выдает задание (информацию, ресурсы) для моей работы (кто поставщик)?
- Как выполняются в моей работе требования моего потребителя и ожидания моего поставщика?
При выполнении каждого процесса надо:
- Точно установить требования потребителя,
- Урегулировать цели и соглашения по услуге,
- В ходе процесса устранить все барьеры для взаимодействия и сотрудничества между подразделениями и службами предприятия.
На самом верхнем уровне, стратегическом, организация рассматривается как «черный ящик», взаимодействующий с заинтересованными сторонами. Поэтому основной критерий классификации процессов на этом уровне – клиент (заинтересованная сторона), ради которого процесс запускается.
Второй иерархический уровень – тактический – предполагает развертывание процессов, связанных с этапами жизненного цикла продукции (маркетинг, проектированиеи разработка, подготовка к производству, производство, хранение, продажа, послепродажное обслуживание, утилизация).
Третий уровень – оперативный – выделяет процессы, которые могут группироваться как в проекты, так и в действия отдельного сотрудника на рабочем месте.(подобие матрешки – от рабочего места до кабинета директора)
Процесс: входные и выходные воздействия
Ограничения и управляющие воздействия – это системные факторы, которые обусловливают процесс преобразования. Они обычно представляют собой выходные воздействия управленческих процессов.
Ресурсы– это производственные факторы, благодаря которым входные воздействия превращаются в выходные. Они присваиваются процессам по определенным правилам. Они требуют затрат и должны увеличивать ценность. Крайне важен учет затрат на них. Обычно это кадры, оборудование и т.д.