Процессный подход

Из перечисленных принципов можно выделить процессный подход. В старой версии стандартов ИСО серии 9000 эта концепция была также обозна­чена, но имела рекомендательный характер. В новой версии эта концепция стала определяющей. Она заменила элементный подход к системе менеджмен­та качества. Процессный поход - это значительный шаг вперед, отражающий общемировые тенденции развития менеджмента. Благодаря такому подходу деятельность в СМК можно рассматривать не в статике, а в динамике, посколь­ку в процессе, в отличие от элемента, всегда присутствует временной фактор. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, приведена в ИСО 9000:2000 (рис. 5.1).

Для реализации процессного подхода при внедрении новой версии ИСО 9000 необходима увязка менеджмента с бизнес-процессами. В этом, вероятно, будет наибольшая трудность для российских предприятий, когорые лишь на­бирают опыт функционирования в рыночной экономике [77].

 

5.1 Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе (ИСО 9000:2000)

деятельность, добавляющая ценность

потоки информации

Производственные процессы, связанные с жизненным циклом изделия, можно разделить на два вида:

- основные процессы, добавляющие ценность,

- вспомогательные процессы, взаимодействующие с основными про­цессами, в темпе их выполнения (рис.5.2),

В процессы обеспечения ресурсами входит обеспечение следующими ре­сурсами: финансы, кадры, расходные материалы, энергия, технологическое оборудование, средства труда, средства метрологического обеспечения, средст­ва экологического обеспечения, внутризаводские транспортные средства, сред­ства обеспечения безопасности, средства информационного обеспечения.

Важной задачей управления является обеспечение взаимодействия про­цессов на стыке функциональных и производственных подразделений. Особен­но это имеет отношение к реализации процессов, функционирующих в темпе производства, при нарушении целостности которых могут быть большие непроизводительные потери. Эффективность процессного подхода возрастает при введении в структуру управления предприятием горизонтальных (матричных) или бригадных (управление по проектам) форм управления.

Рис. 5.2 Виды производственных процессов

Процессный подход к выполнению работ основан на установлении отношений «поставщик-потребитель» между участниками процессов. Установление таких отношений предполагает непрерывные ответы каждым работником, приступающим к выполнению процесса (операции), на следующие вопросы:

  • Кто принимает результат моей работы (кто потребитель)?
  • Кто выдает задание (информацию, ресурсы) для моей работы (кто поставщик)?
  • Как выполняются в моей работе требования моего потребителя и ожидания моего поставщика?

При выполнении каждого процесса надо:

  • Точно установить требования потребителя,
  • Урегулировать цели и соглашения по услуге,
  • В ходе процесса устранить все барьеры для взаимодействия и сотрудничества между подразделениями и службами предприятия.

На самом верхнем уровне, стратегическом, организация рассматривается как «черный ящик», взаимодействующий с заинтересованными сторонами. Поэтому основной критерий классификации процессов на этом уровне – клиент (заинтересованная сторона), ради которого процесс запускается.

Второй иерархический уровень – тактический – предполагает развертывание процессов, связанных с этапами жизненного цикла продукции (маркетинг, проектированиеи разработка, подготовка к производству, производство, хранение, продажа, послепродажное обслуживание, утилизация).

Третий уровень – оперативный – выделяет процессы, которые могут группироваться как в проекты, так и в действия отдельного сотрудника на рабочем месте.(подобие матрешки – от рабочего места до кабинета директора)

 

Процесс: входные и выходные воздействия

 
 

 


Ограничения и управляющие воздействия – это системные факторы, которые обусловливают процесс преобразования. Они обычно представляют собой выходные воздействия управленческих процессов.

Ресурсы– это производственные факторы, благодаря которым входные воздействия превращаются в выходные. Они присваиваются процессам по определенным правилам. Они требуют затрат и должны увеличивать ценность. Крайне важен учет затрат на них. Обычно это кадры, оборудование и т.д.