Лекция 5

Стандарты ИСО серии 9000:2000.

 

Чтобы быть конкурентоспособными и вести успешную экономическую деятельность, предприятиям и поставщикам необходимо применять высокоэффективные и результативные системы управления своей деятельностью. Использование таких систем управления должно вести к постоянному улучшению качества продукции, повышению удовлетворенности потребителей и других заинтересованных лиц предприятия (работников, владельцев, субподрядчиков, общества в целом).

Требования потребителей часто включаются в технические условия. Однако сами по себе технические условия не могут быть гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворять, если в организационной системе, включающей в себя снабжение продукцией и ее обслуживание, имеются какие-либо несоответствия. Поэтому были разработаны международные стандарты на элементы системы управления организациями в области качества – системы качества, применяемые к основным отраслям промышленности и экономики, так называемый стандарт серии ИСО 9000.

Международные стандарты семейства ИСО 9000 описывают элементы, которая должна включать в себя система качества, а не способы их внедрения. Они не навязывают единообразие систем качества, поскольку система управления зависит от задач предприятия, вида производимой им продукции и присущего ему практического опыта. Поэтому система качества одного предприятия неминуемо будет отличаться от системы качества другого предприятия. Эти стандарты описывают лишь минимальные требования, которые необходимо выполнить предприятию при создании систем качества.

Этапы разработки и выпуска продукции:

- Маркетинг (исследование рынка, разработка концепции),

- Проектирование продукции,

- Подготовка производства (включая испытания),

- Производство (включая снабжение),

- Хранение,

- Сбыт (отгрузка, обслуживание, утилизация).

Каждый из этих этапов сильно влияет на качество выпускаемой продукции. Учитывая, что большинство предприятий построены по функциональной организационной схеме, при которой каждое функциональное подразделение преследует свои интересы, конечное качество продукции зачастую волнует сильнее всего сбытовиков – в чьи обязанности входит продавать изготовленную продукцию.

Рассмотрим на примере изготовления венского стула.

 


Кроме того, необходимо учитывать затраты на производство продукции.

Десятичное правило стоимости качества

 

95% контроля должно быть сосредоточено в начале производства (в Японии).

Взаимосвязь ТОМ и стандартов ИСО серии 9000.Включение в систе­му ТРМ стандартов ИСО 9000 до выхода новой версии ИСО 9000:2000 было в значительной степени искусственным. Это связано с тем, что ТРМ — динамиче­ская, непрерывно развивающаяся и самодостаточная система, в то время как стандарты ИСО серии 9000 старой версии — статичная методология фиксирова­ния (сертификатом на систему качества) и инспектирования определенного уровня качества продукции. При этом система качества выступает больше как структура, чем система управления качеством. Не случайно в новой версии произошла замена термина «система качества» на термин «система менедж­мента качества», отражающий динамичность системы.

В новой версии стандарта ИСО 9000:2000 обеспечена их преемствен­ность с ТОМ путем органической привязки фундаментальных принципов ме­неджмента качества к документам этих стандартов. Рассмотрим кратко эти принципы и средства их отражения в стандартах [10,23]. Развернутое содержа­ние принципов менеджмента качества приведено в Приложении 2.

5.1 Краткая характеристика стандартов ИСО серии 9000:2000.

ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Провозглашает восемь принципов менеджмента качества; описывает основные положения системы менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.

ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования. Определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей.

ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Руководство по анализу и улучшению деятельности.Предоставляет методическую помощь по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем это делает ИСО 9001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации и эффективности, а также ее результативности. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон. ИСО 9004:2000 рекомендуется как руководство для организаций, руководящий состав которых желает выйти за рамки требований ИСО 9001, преследуя цель постоянного улучшения качества.