ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Разработка документов, определяющих цели существования организации, ключевые моменты корпоративной культуры. Примеры целеполагающих документов:

- МИССИЯ КОМПАНИИ

Миссия - это генеральная цель существования компании, ответ на вопрос "Зачем?". Четкое понимание миссии помогает строить стратегические цели, направления развития компании, формы ее взаимодействия с окружающей средой. Разработка миссии компании полезна в ситуациях:

  • развития стратегического управления компанией (постановки целей, долгосрочных планов развития)
  • необходимости развития/изменения корпоративной культуры
  • посттренингового сопровождения (после тренинга "Пространство для развития", стратегических сессий).

Формы работы при разработке миссии компании:

  • анализ существующих документов компании
  • глубинное интервью с первыми лицами компании (собственниками)
  • проблемная сессия с ключевыми лицами компании (специально организованная групповая работа)

Результат работы:

  • разработанный документ (Миссия компании)
  • рекомендации по дальнейшим шагам (как правило, разработка Миссии является первым шагом стратегического планирования и/или развития корпоративной культуры в целом)

- КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВИЛА

Пример реализованного проекта

Запрос компании:
"В компании нет общих правил, а сотрудники говорят, что надо".

Анализ ситуации:
Интервью с сотрудниками компании показали, что им действительно не хватает общепринятых "правил игры": за что поощряют, за что наказывают, по каким принципам устанавливают "ценность" каждого сотрудника (и размер его оплаты) и т.п.

Нужно заметить, что это достаточно частая проблема в компаниях, развивавшихся по "семейному" принципу, с тесными родственно-дружественными связями и неформальными внутренними отношениями.

Предложение:
Были предложены и реализованы следующие шаги:

1.Разработка ценностей компании - как ключевых правил жизни в компании.

2.Разработка корпоративных механизмов, процедур, позволяющих реализовать данные ценности.

Так как в качестве центральной ценности сотрудниками был выдвинут принцип профессионализма, то главным шагом стала разработка системы оценки для персонала компании (как система оценки и развития профессионализма). Дополнительно были разработаны или скорректированы и другие связанные корпоративные документы (Правила внутреннего распорядка, Положение об оплате, Должностные инструкции по ключевым позициям, Описания ключевых рабочих процедур в компании).

Результаты:
Предложенная система оценки позволяет:
- проводить текущую (ежемесячную) оценку работы сотрудника, влияющую на размер его оплаты за месяц
- проводить ежегодную аттестацию сотрудника, результатом которой является присвоение профессиональной категории (что, в свою очередь, определяет размер базового оклада и дополнительных бонусов)
Система оценки задает для сотрудников те самые общие "правила игры": что принято или не принято в нашей компании, каким требованиям должен соответствовать сотрудник, за что он может быть наказан или поощрен. Такая прозрачность работает не только на отношения, но и дополнительно мотивирует сотрудников, ясно указывая возможности для развития.
Кроме того, четкая система координат помогает быстрее и точнее адаптировать, "вписать" в компанию новых сотрудников, что актуально для компании, т.к. стратегические планы предполагают существенный рост, в т.ч. и по количеству персонала.

- КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС КОМПАНИИ (корпоративная книга)

Корпоративный кодекс компании - свод необходимой информации о компании, ответ на вопрос "Что должен знать каждый сотрудник компании".

Такая корпоративная книга может включать в себя миссию компании, ее историю, основные корпоративные стандарты.

Разработка такой книги полезна в ситуациях:

  • роста численности компании
  • появления и развития филиалов, дочерних структур
  • серьезных изменений в стратегии развития, системе управления компанией
  • постановки системы управления персоналом
  • посттренингового сопровождения (после тренинга "Пространство для развития", других тренингов стратегической направленности)

Во всех этих случаях разработка Корпоративного кодекса компании помогает создать единое понимание сотрудниками целей и принципов существования и развития организации, требований к сотрудникам как членам команды.

Формы работы при разработке Корпоративного кодекса:

  • анализ существующих документов компании - анкетирование сотрудников компании
  • структурированное интервью с ключевыми лицами компании
  • "фокус-группы" с различными категориями сотрудников
  • проблемный тренинг (с участием сотрудников компании) по созданию Корпоративного кодекса

Результат работы: