ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
Разработка документов, определяющих цели существования организации, ключевые моменты корпоративной культуры. Примеры целеполагающих документов:
- МИССИЯ КОМПАНИИ
Миссия - это генеральная цель существования компании, ответ на вопрос "Зачем?". Четкое понимание миссии помогает строить стратегические цели, направления развития компании, формы ее взаимодействия с окружающей средой. Разработка миссии компании полезна в ситуациях:
- развития стратегического управления компанией (постановки целей, долгосрочных планов развития)
- необходимости развития/изменения корпоративной культуры
- посттренингового сопровождения (после тренинга "Пространство для развития", стратегических сессий).
Формы работы при разработке миссии компании:
- анализ существующих документов компании
- глубинное интервью с первыми лицами компании (собственниками)
- проблемная сессия с ключевыми лицами компании (специально организованная групповая работа)
Результат работы:
- разработанный документ (Миссия компании)
- рекомендации по дальнейшим шагам (как правило, разработка Миссии является первым шагом стратегического планирования и/или развития корпоративной культуры в целом)
- КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВИЛА
Пример реализованного проекта
Запрос компании:
"В компании нет общих правил, а сотрудники говорят, что надо".
Анализ ситуации:
Интервью с сотрудниками компании показали, что им действительно не хватает общепринятых "правил игры": за что поощряют, за что наказывают, по каким принципам устанавливают "ценность" каждого сотрудника (и размер его оплаты) и т.п.
Нужно заметить, что это достаточно частая проблема в компаниях, развивавшихся по "семейному" принципу, с тесными родственно-дружественными связями и неформальными внутренними отношениями.
Предложение:
Были предложены и реализованы следующие шаги:
1.Разработка ценностей компании - как ключевых правил жизни в компании.
2.Разработка корпоративных механизмов, процедур, позволяющих реализовать данные ценности.
Так как в качестве центральной ценности сотрудниками был выдвинут принцип профессионализма, то главным шагом стала разработка системы оценки для персонала компании (как система оценки и развития профессионализма). Дополнительно были разработаны или скорректированы и другие связанные корпоративные документы (Правила внутреннего распорядка, Положение об оплате, Должностные инструкции по ключевым позициям, Описания ключевых рабочих процедур в компании).
Результаты:
Предложенная система оценки позволяет:
- проводить текущую (ежемесячную) оценку работы сотрудника, влияющую на размер его оплаты за месяц
- проводить ежегодную аттестацию сотрудника, результатом которой является присвоение профессиональной категории (что, в свою очередь, определяет размер базового оклада и дополнительных бонусов)
Система оценки задает для сотрудников те самые общие "правила игры": что принято или не принято в нашей компании, каким требованиям должен соответствовать сотрудник, за что он может быть наказан или поощрен. Такая прозрачность работает не только на отношения, но и дополнительно мотивирует сотрудников, ясно указывая возможности для развития.
Кроме того, четкая система координат помогает быстрее и точнее адаптировать, "вписать" в компанию новых сотрудников, что актуально для компании, т.к. стратегические планы предполагают существенный рост, в т.ч. и по количеству персонала.
- КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС КОМПАНИИ (корпоративная книга)
Корпоративный кодекс компании - свод необходимой информации о компании, ответ на вопрос "Что должен знать каждый сотрудник компании".
Такая корпоративная книга может включать в себя миссию компании, ее историю, основные корпоративные стандарты.
Разработка такой книги полезна в ситуациях:
- роста численности компании
- появления и развития филиалов, дочерних структур
- серьезных изменений в стратегии развития, системе управления компанией
- постановки системы управления персоналом
- посттренингового сопровождения (после тренинга "Пространство для развития", других тренингов стратегической направленности)
Во всех этих случаях разработка Корпоративного кодекса компании помогает создать единое понимание сотрудниками целей и принципов существования и развития организации, требований к сотрудникам как членам команды.
Формы работы при разработке Корпоративного кодекса:
- анализ существующих документов компании - анкетирование сотрудников компании
- структурированное интервью с ключевыми лицами компании
- "фокус-группы" с различными категориями сотрудников
- проблемный тренинг (с участием сотрудников компании) по созданию Корпоративного кодекса
Результат работы: