Вопр.Миф как феномен культуры. Теории и интерпретации мифа
Миф (предание, сказание)-это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. Авторы мифов, как правило, неизвестны. Содержанием мифов явл. рассказы:- о сотворении мира;- об основании др. государств и городов;- о поступках культурных героев;- о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.
Миф-это первая из историч. известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда явл. человек.
Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они возникают на основе способности чел. верить в определенную структуру бытия. Мифологические сюжеты и образы явл. надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.
Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к
природным стихиям, обожествленным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человеч.деятельность всецело подчинена магич. обрядам.
Для мифологич. сознания характерен магический (колдовской) способ взаимодействия с миром. Англ. ученый Фрэзер выделял т.н. «закон магической симпатии», объединяющий чел. и предмет.На основании этой магич. симпатии можно воздействовать на волю др. чел. с помощью определен. обрядов.
Мифологическое сознание обладает уникальной способностью. Оно регламентирует поступление новых знаний, т.к в нем превалирует система обрядов и ритуалов, систематизирующая приток новой информации о мире. И поэтому миф не разлагается в результате накопления знаний.
Для мифологического сознания характерно:
- растворение челов. в мире; - полное отождествление чел. с природой, ее обожествление; - фетишизм, т.е. поклонение неодуш. предметам; - анимизм, т.е. вера в существ. духов,одушевленность предметов.
Расцвет мифа относится к периоду первобытно-общинной формации. В эту
эпоху миф явл.: - организатором поведения членов первобытного коллектива; - аккумулятором его волевых устремлений; - стержнем, осью всей общественной жизни.
Несмотря на мифологич. образы, миф вовсе не явл. чистой иллюзией.Миф включает в себя и многие элементы верного отражения действительности, оценок тех или иных явлений. Без этого было бы невозможно стабильное существование первобыт. коллектива. Мифы систематизировали коллективный опыт людей. В мифах обобщен и отработан опыт общественного развития отношений между: человеком и природой и - коллективом и индивидом.
Миф стал и самой ранней формой донаучного знания. Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза, знания, от которого в дальнейшем развивались области человеч. познания и творчества - философия, искусство, наука, религия т.д. Коллектив (община) играл для чел. роль среды. Именно через общину индивид приспосабливался в природе и к общественной жизни. Коллектив формировал систему правил и ценностей, а чел. моделировал свое поведение. Постепенное овладение чел. силами природы, восхождение общественного сознания «от мифа к логосу» (т.е. к расширительному природопониманию) делает возможных появление элементов собственно научного познания.
Др. мифы привлекают к себе пристальное внимание многих современ. исследователей. Мифотворчество, как и худож. твор-во, благодаря активной роли в нем бессознательного начала, явл. многосмысленным, поэтому каждая новая эпоха может открывать в мифах новые значения. Жизненность этих смыслов еще раз подтверждает факт того, что мифология во многом верно отражала обществ. отношения на самом раннем этапе их развития и создала первичные социальные связи, которые сохранились относительно неизменными на историч. пути формирования человеч.общества.