Вопр. Религия в контексте культуры
Роль техники в развитии культуры
Культура, по определению, едина, универсальна. Наука и техника входят в нее в качестве элемента. И прежде всего, техника явл.важнейшей культур.ценностью.
Если природа сотворила человека мыслящим, разумным, то техника сделала его преобразующим. под техникой мы понимаем систему материальных, инструментальных средств, с помощью которых чел.воздействует на окружающий мир, преобразует его, создаёт и воспроизводит культуру. Прогресс технич.средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование явл. важнейшим фактором развития культуры.
В технике фиксируются традиции. Эти традиции обусловлены общечеловеческими потребностями и явл. актом социального наследования. В основе социальной наследственности лежит труд и его орудие – техника. Ей принадлежит роль в осуществлении и передаче традиций. Некоторые из традиций прошлой культуры становятся устаревшими, другие сохраняются и развиваются. Традиции в развитии техники предполагают новации, появление качественно новых технологий.
Как важнейшая культурная ценность, материальное основание всей культуры техника раскрывает внутреннее богатство культуры, разнообразие ее содержания. В этом смысле можно говорить о технической культуре как характеристике культурного потенциала общества.
Культура и научно-технический прогресс.Прогресс современного общества нельзя представить без развития науки и техники, но стремительное повышение роли науки и техники актуализирует сложный спектр мировоззренческих,социально-этических и др.проблем и требуют неизбежной расплаты:ухудшение состояния окружающей Среды,нехватка ресурсов и др.
Техника, заменяя рабочую силу чел. и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. Как следствие, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей.
Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми.
Нет сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии чел., оказывает влияние на общекультурное развитие личности: способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, обостряет понимание людьми смысла своей жизни. Но также несёт в себе угрозу духовной односторонности.
культурообразующий фактор развития человечества, несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой. Поэтому особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему гуманизации науки.
Религия-одна из древн. разновидностей культуры и существует в обществе на любом этапе его развития. В религии заложен особый опыт человечества, связанный с видением общей картины мира
Среди факторов возникновения религии выделяются:
-зависимость общества и отдельного человека от внешнего мира, наполненного случайностями;
-зависимость каждого чел. от существующих общественных отношений;
-психологические факторы (напр.,страх, тревога за будущее,личное страдание) .
Понимание сущности религии оказывается различным в зависимости от того, дается это определение самой религией или религиоведением. Любая религия представляет собой откровение, воспринятое каким-либо пророком от самого божества. Так, согласно Библии основные положения религии были переданы Моисею; в исламе Аллах сообщил свою волю Мухаммеду. Для научного взгляда на религию характерно ее понимание как такой формы сознания, в которой признается существование земного и потустороннего.
Для любого взгляда на религию признаются три взаимосвязаных между собой элемента: культ (основные объекты поклонения), вера (особое эмоциональное мировосприятие) и ритуалы (те действия, которые должен исполнять приверженец данной религии).
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам, конфуцианство), как и религии каждого этноса (например, индуизм, иудаизм и др.) связаны с происхождением и становлением всего человечества и имеют много общего. В культекак бы опредмечиваются представления человека о мироздании.
Русский философ Флоренский считал культ главной стороной религии. Каждый культ имеет свой предмет поклонения и в этой связи в различных религиях мира складывается политеизм или монотеизм. Политеизм — вера в существование множества богов, связанных с различными явлениями окружающей природы или с особенностями человеческой деятельности. Монотеизм — вера в единого бога, единобожие. Некоторые религии постепенно или сразу развиваются как монотеистические — иудаизм, христианство, ислам. Существуют религии, в которых практически нет какого-либо конкретного божества,— даосизм, буддизм, конфуцианство.Всякий культ имеет свои средства-символизирующие главные моменты культа. Напр\, в христианстве крест представляет собой довольно сложную знаковую систему
Вера представляет собой эмоциональное состояние приятия какого-либо положения без доказательств. Кант различал три типа веры: прагматическую, доктринальную и моральную. Прагматическая-вера из выгоды. Напр., когда в языческом Риме император Константин I сделал христианство государств. религией, многие перешли в эту веру.Доктринальная (лат.“руководящий принцип”). Каждое ее положение должно быть установлено раз и навсегда, никакие разночтения или трактовки невозможны. Моральная представляет собой образ жизни конкретного челов., спокойно относится к др.религиям. Здесь религия смыкается с морально-нравственным аспектом культуры, поскольку выступает как свобода совести.
Каждая религия включает в себя ритуалы-Это действия, совершаемые верующими в процессе реализации своей веры. Напр, верующий мусульманин должен пять раз в день становиться на молитву непременно лицом к востоку и предварительно совершив омовение.
Кроме того, в каждой из религий есть священные книги, в которых излагаются предания, молитвы, предписания, касающиеся жизни верующих. В большинстве священных текстов заложены общечеловеческие моральные принципы. Многие из них совпадают, несмотря на различие религий. Еще одним элементом каждой религии явл. организации, упорядочивающие религиозную деятельность. К ним относятся монастыри, церкви или другие учреждения.
Как и любой другой вид культуры, религия -одновременно особый тип мировоззрения и особый вид человеческой деятельности, который отражает мир и его устройство и вместе с этим оказывает на него существенное воздействие. В теории культуры нередко всю мировую культуру подразделяют на определенные типы, связанные с какой-либо конкретной религией. Так, выделяют культуру ислама, христианскую культуру, конфуцианско-даосистский тип ее и так далее.
Понимание религии, ее основных принципов и особенностей, знание религиозной литературы, культов, особенностей веры, ритуалов и прочего составляет необходимый багаж современного человека. Это в настоящее время становится предпосылкой его развития, понимания сложностей и специфики жизни многих народов мира.