Вопр.роль науки и техники в развитии культуры
Природа и западная культура
Природа и восточная культура
Центр. место в вост. ку-ре занимает представление о космической целостности всех сторон и явлений мира.
Для Индии характерно то, что космич. силами предопределены не только каждое земное явление природы, но и судьбы людей, каждый природный феномен может оказаться некогда жившим чел-ом. При таких взглядах не может возникнуть и сама идея преобразования природы.
В Китае считалось, что одновременно частью природы и высшим моральным законом было Небо, которое “накажет” за любое вмешательство в космический закон, который Лао-цзы назвал емким понятием “дао”.
Японское представление-весь мир-результат любви высших божеств. Природа всегда прекрасна, излишнее вмешательство в природу лишь разрушает ее красоту. Сохраняется принцип единства челов. с природой.Таким образом, вост. ку-ра создала представление о нерушимости гомеостаза Вселенной.
Совсем иное отношение к природе являет собой западная культура.
Традиция взаимодействия западной культуры и природы берет свое начало в египетской культуре и культуре Междуречья. Именно здесь во имя выживания люди трудились, изменяя природу. Измененный ландшафт, способствовал процветанию и уверенности в том, что природа может покориться воле человека
Греческая цивилизация противостояла природе, боролась с нею. Природные условия Греции оставляли желать лучшего, и земледельцам, скотоводам приходилось постоянно прилагать усилия для получения результата.Эта деятельность не всегда была процессом улучшающим. Варварские племена, поселяясь на каком-то участке, истребляли всё и затем переходили на другое место. Так, лесная зона Европы была истреблена уже к средним векам, и не смогла возобновить себя.
В период Возрожд.природа считалась неисчерпаемой, воспринималась как источник всяческих благ и чудес.
В свое время Монтескьë заметил: “Природа всегда действует неторопливо..., если же ее понужают, она скоро истощается и всю оставшуюся силу употребляет на самосохранение” Монтескъе предвидел глобальные последствия разрушительной деятельности культуры.
Только к серед. XX в., пережив бурное промышленное развитие, 2 мировые войны, новейшие научные открытия, человечество пришло в ужас от своих преступлений, совершенных им за материальные блага.
В 1970 Римский клуб поручил Форрестеру разработать модель глобального развития мира. На основании этой модели доклад Медоуза “Пределы роста” вскрыл “перспективу глобальной катастрофы, если человечество не изменит тенденции своего развития”.С времен постановки проблемы преодоления экологич. кризиса предлагались разные пути его разрешения, начиная от регулировки потребления ресурсов и кончая идеями о выработке особых человеч. качеств (А. Печчеи), не позволяющих человеку быть расточительным по отношению к природе. Заметитм-спасением природы может стать только культура, но не та, европейская, расчленяющая мир, а новая культура человеч-ва, вполне осознавшая ценность самого мира, в котором существует человечество.
Наука масштабно используется в развитии техники и технологий, в организации и осуществлении производства материальных благ и всей материальной культуры. Огромная роль современной науки в развитии духовной культуры.
Можно выделить два важных направления воздействия науки на культуру. 1)наука развивает культуру, а иногда тормозит. 2)направление раскрывает влияние науки на элементы культуры: систему ценностей,на материальную и духовную культуру.
Первое направление указывает на локальность науки в культуре. Наука, обладая самостоятельностью в культуре, развивается по своим законам. Она способствует совершенствованию культурного процесса:
— формированием своих особых культурологических основ становления и развития: отделение умственного труда от физического; связь с научным знанием; его конструктивно-творческие способности и т. п.;
— своей динамикой исторического развития;
— спецификой научной деятельности как разновидности социокультурногопроцесса;
— гносеологическим содержанием науки, представляющим ценность для общества: истинные знания; опредмечивание научных знании в продуктах материального и духовного труда; а также принципы, методы, средства добывания истинного научного знания и его воплощение в культуре;
Второе направление раскрывает воздействие науки на все содержание культуры, на ее конкретные элементы. Наука развивает культуру не только через свое собственное совершенствование, но и активно взаимодействуя с материальной и духовной культурой, с другими общественными явлениями и природой.
Наука тесно связана с образованием, воспитанием, видами искусства,информационной жизнью и др. элементами духовной культуры.