Вопрос. Ценности, нормы и идеалы как составляющие культуры.

 

Ценности культуры,согласно Франклу,-это обобщения и типизации смыслов,которые становятся распространенными актуальными значениями явлений и событий,предопределяющими коллективно-индивидуальный, социально-типичный выбор взглядов или жизненных позиций.

Ценности-значения вещей,явлений,событий и самих индивидов, их группирований, формирующиеся и утверждающие себя под воздействием материальных и и духовных потребностей,стремлений,интересов. В целом культурные (прежде всего,духовные) ценности выдвигаются на 1-ый план по сравнению с потребительскими,соц-ми, экономич.,политич. и др.

От культурной ценности неотделим момент красоты..Др.греки создали идеально-нормативные образцы прекрасного во многих областях творчества. Достижения культуры античной Греции трактуется как идеальная мера прекрасного и явл..общечеловеческой ценностью.

Ценноти как бы образуют базовый материал для норм. Любые нормы ограничены историческим временем и окружены допустимыми отклонениями.

Нормы-это рассчитанные на типичные ситуации запреты и предписания, правила и установления, социальные требования должного, своеобразные алгоритмы, регулирующие формы «усредненного» поведения, стандартизированной деятельности в определенных условиях. Типовые нормы хорошо работают в стандартных ситуациях и не совсем подходят к неординарным случаям.

Идеалыпредставляют собой обобщенные ценностные представления о пределах, вырисовывающихся при достижении ключевых общественных и индивид-ых целей. Идеалы в своем абсолютном выражении недостижимы. Выступая даже в качестве глубинных оснований культуры,они тем не менее-изменяются в результате творчества смыслов, аккумулируемых в совместных ценностях,которые в конечном счете конкретизируются и канонизируются в нормах..

 

6 вопр. Этнотерриториальные типы культуры: этническая, национальная, мировая культуры.

Вся культура человечества исторически делится на культуры территориальных общностей. Она внутренне дифференцируется на великое множество этнических,национальных, общенациональных, региональных, локальных культур.входящих в культурные регионы различног маштаба

Этническая-традиционная народная культура,обращенная в пршлое, нацеленная на воспроизведение в новых условиях исторического наследия этноса. Этническая культура может состоять территориально-дифференцированных, регионализированных культур этнических групп, обладающих своими особенностями (в Беларуси регионально-культурные общности Полесья, Северо-Западного,Северо-Восточного и Центрального регионов)

Основные признаки этнической культуры:

1.общее имя этноса (пример, «белорусы»-ассоциация с образами «белый», «чистый»)

2.генетические и антропологические признаки «природных жителей»

3. традицион.черты этнической психологии,нац.характера,менталитета

4.символы нац-ой картины мира (земля-курган и др.)

5.неповторимые виды и формы стилизованного фольклора; унаследованные традиц-ые промыслы, ремесла,формы и технологии прикладного ис-ва; преемственные стили народной архитектуры.

6.территория расселения этноса, не всегда совпадающая с границами гос-ва;

7.регионально диалектизованный язык повседневного речевого общения

Главной характеристикой этнической культуры явл. Стиль(в Беларуси-стиль творческого традиционализма)

Национальная культура возникает на основе этнической, вбирает, концентрирует ее содержание, а затем преобразует в новое качество, совершенствуя и обогащая обобщенную модель,картину мира (мифологическую,худож-ую,религиозную…). Национальная культура выкристаллизовывает преемственные традиции, сохраняет и приумножает социальное наследие. Обогащает и укрепляет психологическое, интеллектуальное, духовное единство людей, объединяя их с помощью совместных ценностей и норм.

Цель представителей нац.культуры сост.в том,чтобытворчески воплощать в различных видах профессиональной деятельности те преимущества, которые вытекают из достоинств характера и менталитета коренного народа,его склада души и ума.

Мировая культура произрастает из множества культур территориальных и социальных общностей. Охватывает гуманитарно-упорядоченное множество эталонов творчества(научного, технического, философского,религиозного и др.)

Мировая культура включает в себя:а)потенциально-высокоинформативные новации; б) актуально-общепризнанные классические ценности; в)творчески подпитывающие последние уникальные утопические прграммы и чисто экспериментальные формы.

Характерные черты мировой культуры:

1)эталоны творчества включают в себя инновации,классические обрвзцы,уникальные утопические прграммы и экспериментальные формы,которые обладают степенью информативности,оригинальности,новизны.

2) эталоны мировой ку-ры образуют линию культурного и социально-исторического развития общества. Эталоны ис-ва решают фундаментальные прблемы,заново переосмысливают «вечные» темы. То, что создается на века, всегда актуально (Шекспир, Расин-знатоки человеч. глубин, воспринимаем как «современников»)

3) эталоны творчества вначале служат основой для создания новых норм, традиций и стилей,затем становятся едущими ценностями и наконец распространяются в своем и иных культурных регионах. Завоевывают всеобщее признание и становятся общечеловеческими ценностями

4)основания эталонов мировой культуры составляют:*всеобщие антропологические параметры(биологический ритм, чувство симметрии, «золотое сечение»);*зоологические инстинкты человеч.ментальности (сострадание,гостиприимство, запреты на убийство и др.); *религиозные идеалы (Библия, Коран, египетская «Книга мертвых»);*принимаемые всеми народами человеч.морали (Соловьев «не вреди»)

5) родственные эталоны-новации

6) мировая культура в целом образует основные каналы взаимодействия этнонациональных, региональных, социально-профессиональных культур,культурных регионов,стимулирует их информационные обмены и творческое развитие,связывает цивилизации, составляя основу гетерогенной мировой цивилизации.

7) из эталонов и родственных стандартов культуры складываются межнациональные социальные истины, открывающие дорогу народам в царство справедливости.

 

 

7 вопр. Элитарная, массовая маргинальная типы культуры: сущность и специфика функционирования.

Культуры социальных общностей: