Лекция 7

Государственная система стандартизации российской федерации (ГСС РФ). Общая характеристика системы

 

ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации.

Указанный фонд представляет четырехуровневую систему.

1 Техническое законодательство.

2 Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

3 Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ;

4 Стандарты предприятий и технические условия.

 

Техническое законодательство

 

Техническое законодательство является правовой основой ГСС.

Техническое законодательство – это совокупность правовых норм, регламентирующих обязательные требования к техническим объектам – продукции, процессам ее жизненного цикла, работам и услугам.

Техническое законодательство – это один из результатов деятельности по техническому регулированию.

Понятие о техническом регулировании

Эффективно работающий мировой рынок – это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ресурсы и информация туда, где для них складывается более выгодные условия.

На практике существует масса барьеров, препятствующих свободному перемещению через границы.

Создание эффективного рынка возможно, если государство будет принимать меры по устранению этих барьеров.

Существуют тарифные и технические (нетарифные) барьеры. Тарифные барьеры – это пошлины, их мы в данном курсе рассматривать не будем.

Под техническим барьером понимают различия в требованиях национальных и международных (зарубежных) стандартов. Существуют естественные и искусственные технические барьеры:

- естественные технические барьеры – это несоответствие стандартов разных стран;

- искусственные технические барьеры – это более жесткие требования, предъявляемые к продукции, непризнание результатов оценки соответствия.

 

В общем виде техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области установления и применения требований (обязательных и рекомендуемых) к указанным техническим объектам и в области установки соответствия установленным требованиям.

Главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование – безопасность.

Главные элементы технического регулирования:

- установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и ЖЦП, работам и услугам;

- установление и применение на добровольной основе требований к продукции и ЖЦП;

- правовое регулирование в области оценки соответствия.

Под «принятием требований» понимают их утверждение в установленном порядке и юридической форме.

Под «применением требований» понимают их обязательный или добровольный выбор (использование) во всех объектах и случаях, для которых они приняты.

Под «исполнением обязательных требований» понимают их обязательное соблюдение в соответствующих объектах регулирования.

Результатом технического регулирования является технический регламент.

Технический регламент – документ, который является носителем обязательных требований.

Технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни и здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды;

- предупреждения действий вводящих в заблуждение приобретателей.

 

Технический регламент должен содержать:

- исчерпывающий перечень продукции и процессов жизненного цикла продукции, в отношении которых устанавливаются его требования;

- правила идентификации объекта технического регулирования;

- минимальные требования, обеспечивающие безопасность продукции и жизненного цикла продукции.

Также технический регламент может содержать:

- правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска;

- предельные сроки оценки соответствия в отношении объекта;

- требования к упаковке, маркировке и правилам ее нанесения.

 

Технические регламенты делятся на:

- общие технические регламенты – обязательные для соблюдения и применения в отношении любых видов продукции и процессов жизненного цикл продукции;

- специальные технические регламенты – учитывающие особенности отдельных видов продукции и процессов жизненного цикла продукции. Специальные технические регламенты устанавливаются, если степень риска причинения вреда продукцией вые степени риска учтенного общими техническими регламентами.

 

Нормативные документы 2 уровня представлены:

государственными стандартами Российской Федерации;

межгосударственными;

государственными стандартами бывшего СССР;

правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;

общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

 

Нормативные документы 3 уровня представлены стандартами, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).

 

Нормативные документы 4 уровня представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятии (СТП) и техническими условиями (ТУ).

 

Важнейшими структурными элементами ГСС являются органы и службы стандартизации; комплекс стандартов, система контроля за внедрением и соблюдением стандартов.

 

Органы и службы стандартизации российской федерации

 

Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью, которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

В дальнейшем рассматривается деятельность Госстандарта как национального органа по стандартизации.

К функциям Госстандарта относятся:

− выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);

− рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также других нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и других органов государственного управления;

− организация работы по прямому использованию международных, региональных и национальных стандартов зарубежных стран в качестве государственных стандартов;

− обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;

− осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;

− руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации;

− участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов;

− издание и распространение государственных стандартов и другой нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации.

 

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100.

Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Любой стандарт – продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей).

Задача ТК заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области.

ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.