Вопр. Определение культуры. Основные подходы к изучению культуры.
Место культурологии в системе гуманитарных наук
Вопр. Предмет и задачи культурологии. Роль культурологи в совр.обществе. Место культурологии в системе гуманитарных знаний.
Культурология-Вильгельм Оствальд
Лесли Уайт (были заложены осн.идеи)
Кон.19-нач.20.вв.-появл.культурология как наука
Споры о дисциплин.статусе-культурология наука, вкл.в себя различн.дисциплины (философия,лит-ра,этика,история,религиоведение….)
Ку-я систематизирует имеющие знания, предлагая разл.концепции и подходы
Проблемное поле культурологии:
1.выявление системообразующих признаков культуры
2.проблема генеза культуры (зарождение и развитие культуры)
3.анализ строения и функции культуры
4.построение теоретич.моделей идеальн.культ.систем и реальныхсоциокультурных процессов
5.прогнозирование функционирования данных моделей
6.разработка моделей взаимодействия культуры с природой,обществом,челов.
7.создание нов.стратегий социализации и инкультурации личности
8.разработка принципов совместимости национ.культуры и перспективы создания общечеловеческой культуры
9.выработка ценностно-смыслового горизонта будущего
10. исследование процессов социокультурной динамики
Основные составляющие культурологии:-теория культуры;-философия культуры; -социология культуры; -история культуры
Дисц.кул-ии не существ.в Западной Европе, лишь в странах бывш СССР. У них назыв.:-социальн.антропология (Зап.Европа); -культ.антропология (Америка)
Методы и принципы культурологии:
1.генетический метод-выявление происхождения культуры в целом, этнонациональныхкультур, культ.элементов, их становление и развитие
2.Компаративный (сравнительный)-анализ культур или элементов и явлений культуры с позиции общего и отличного между ними в диахронном и синхронных средах
3.Историко-типологический- выявление и определение в развитии культуры устойчивых типов, их субординации, исторической динамики
4.структурно-функциональный –исследование стабильных эл-в культуры и их функций
5.герменевтический- поиск и толкование смыслов текстов культур (постмодернисты-культура-текст)
6.системный- исследование образований культуры как целостного единства на основе связей между элементами структур, подсистемами и системами
7.общенаучные (общелогические) методы:анализ и синтез,индукция и дедукция,обстрагирование и обопщение
Огромная роль отводится полевым исследованиям,описанию археологических и антропологических материалов, в том числе самологические и математические методы исследования.
Предметом культурологии является культура
Предметом культурологии явл.культура
Сам термин зародился в античной культуре. Первоначальное его значение – «возделывание земли». Др.греки стали употр. по отношению к человеку-возделывание самого человека, его воспитании.
В 17-18 вв.термин культура стал приобретать хар-р понятия.
Пуфендорф, Гердер-1-ые ученые, которые его употребили.
Вт.пол.19-нач.20 в.-термин культура преобрет.научный статус и имеет различные подходы к определению:
1.аксиологический (ценностный)-кул-ра рассматривается как совокупность матер.и духовн.ценностей.
В таком понимании ценность равнозначна чему-то положительному, способствующему дух. совершенствованию человека. (А.Швейцер, Риккерт, Виндельбанд)
2.социологический-кул-рарассматр.как институт,который определяет роли и нормы поведения людей в конкретных подсистемах культуры. (Дюргейм,Вебер, Парсонс)
3.информационно-семеотический-устройство,продуцируещее информацию. Это опред.социокод, который передается не биологическими программами, а усваивается через воспитание, образование и трудовую деятельность.
Кул-ра предст.собой мир смыслов, знаков, которые человек вкладывает в свои творения и действия. (Лотман, Кассирер)
4.гуманитарный-выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственные совершенствования человека, как субъекта культуры. (Маслод, Роджерс, Фромм)
5.технологическо-деятельный-культура воспринимается, как механизм или технология деятельности. Она представляет собой исторически-конкретную совокупность тех предметов, процедур, норм,которые характеризуют уровень и направленность чел.деятельности, взятый в ее изменениях и отношениях.
Культура выступает здесь как способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития всей человеч.жизни, как социальной, так и индивидуальной. (Маркс, Энгельс,Ленин)
6.коммуникативный-культура представляет собой уровень и способ общения и исследуется посредством образования и воспитания. (Холл, Клакхон)
7.диалоговый-рассматривает своеобразие и характерные черты определенной культуры или целой культурно-исторической эпохи через т.н. встречу культур. (Бахтин, Библер, Шпенглер)