Вопр. Определение культуры. Основные подходы к изучению культуры.

Место культурологии в системе гуманитарных наук

Вопр. Предмет и задачи культурологии. Роль культурологи в совр.обществе. Место культурологии в системе гуманитарных знаний.

Культурология-Вильгельм Оствальд

Лесли Уайт (были заложены осн.идеи)

Кон.19-нач.20.вв.-появл.культурология как наука

Споры о дисциплин.статусе-культурология наука, вкл.в себя различн.дисциплины (философия,лит-ра,этика,история,религиоведение….)

Ку-я систематизирует имеющие знания, предлагая разл.концепции и подходы

Проблемное поле культурологии:

1.выявление системообразующих признаков культуры

2.проблема генеза культуры (зарождение и развитие культуры)

3.анализ строения и функции культуры

4.построение теоретич.моделей идеальн.культ.систем и реальныхсоциокультурных процессов

5.прогнозирование функционирования данных моделей

6.разработка моделей взаимодействия культуры с природой,обществом,челов.

7.создание нов.стратегий социализации и инкультурации личности

8.разработка принципов совместимости национ.культуры и перспективы создания общечеловеческой культуры

9.выработка ценностно-смыслового горизонта будущего

10. исследование процессов социокультурной динамики

Основные составляющие культурологии:-теория культуры;-философия культуры; -социология культуры; -история культуры

Дисц.кул-ии не существ.в Западной Европе, лишь в странах бывш СССР. У них назыв.:-социальн.антропология (Зап.Европа); -культ.антропология (Америка)

Методы и принципы культурологии:

1.генетический метод-выявление происхождения культуры в целом, этнонациональныхкультур, культ.элементов, их становление и развитие

2.Компаративный (сравнительный)-анализ культур или элементов и явлений культуры с позиции общего и отличного между ними в диахронном и синхронных средах

3.Историко-типологический- выявление и определение в развитии культуры устойчивых типов, их субординации, исторической динамики

4.структурно-функциональный –исследование стабильных эл-в культуры и их функций

5.герменевтический- поиск и толкование смыслов текстов культур (постмодернисты-культура-текст)

6.системный- исследование образований культуры как целостного единства на основе связей между элементами структур, подсистемами и системами

7.общенаучные (общелогические) методы:анализ и синтез,индукция и дедукция,обстрагирование и обопщение

Огромная роль отводится полевым исследованиям,описанию археологических и антропологических материалов, в том числе самологические и математические методы исследования.

Предметом культурологии является культура

Предметом культурологии явл.культура

Сам термин зародился в античной культуре. Первоначальное его значение – «возделывание земли». Др.греки стали употр. по отношению к человеку-возделывание самого человека, его воспитании.

В 17-18 вв.термин культура стал приобретать хар-р понятия.

Пуфендорф, Гердер-1-ые ученые, которые его употребили.

Вт.пол.19-нач.20 в.-термин культура преобрет.научный статус и имеет различные подходы к определению:

1.аксиологический (ценностный)-кул-ра рассматривается как совокупность матер.и духовн.ценностей.

В таком понимании ценность равнозначна чему-то положительному, способствующему дух. совершенствованию человека. (А.Швейцер, Риккерт, Виндельбанд)

2.социологический-кул-рарассматр.как институт,который определяет роли и нормы поведения людей в конкретных подсистемах культуры. (Дюргейм,Вебер, Парсонс)

3.информационно-семеотический-устройство,продуцируещее информацию. Это опред.социокод, который передается не биологическими программами, а усваивается через воспитание, образование и трудовую деятельность.

Кул-ра предст.собой мир смыслов, знаков, которые человек вкладывает в свои творения и действия. (Лотман, Кассирер)

4.гуманитарный-выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственные совершенствования человека, как субъекта культуры. (Маслод, Роджерс, Фромм)

5.технологическо-деятельный-культура воспринимается, как механизм или технология деятельности. Она представляет собой исторически-конкретную совокупность тех предметов, процедур, норм,которые характеризуют уровень и направленность чел.деятельности, взятый в ее изменениях и отношениях.

Культура выступает здесь как способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития всей человеч.жизни, как социальной, так и индивидуальной. (Маркс, Энгельс,Ленин)

6.коммуникативный-культура представляет собой уровень и способ общения и исследуется посредством образования и воспитания. (Холл, Клакхон)

7.диалоговый-рассматривает своеобразие и характерные черты определенной культуры или целой культурно-исторической эпохи через т.н. встречу культур. (Бахтин, Библер, Шпенглер)