УЧАСТНИКИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ.

 

Типовая структура системы обязательной сертификации предусматривает следующий состав участников:

- федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию;

- органы по сертификации;

- испытательные лаборатории (центры);

- заявители.

Основные участники – заявители, органы по сертификации и испытательные лаборатории. Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах.

Заявитель вправе:

- выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (техническими регламентами);

- обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой ОС, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

- обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испытательных лабораторий.

Заявитель обязан:

- направлять заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представлять продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для сертификации продукции;

- обеспечивать соответствие продукции установленным требованиям;

- выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

- указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии

- предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия;

- приостанавливать реализацию продукции, если срок действия документа (сертификата или декларации) истек, либо их действие приостановлено, либо прекращено;

- извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

- приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не отвечает установленным требованиям на основании решений органов государственного контроля.

Органы по сертификации выполняют следующие функции:

- формируют фонд нормативных документов, используемых при сертификации однородной продукции;

- принимают и рассматривают заявки на сертификацию;

- привлекают на договорной основе для проведения испытаний испытательные лаборатории (центры);

- осуществляют контроль за объектами сертификации;

- оформляют и выдают сертификаты соответствия, ведут реестр выданных ими сертификатов соответствия;

- информируют соответствующие органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшие ее;

- приостанавливают или прекращают действие выданного ими сертификата соответствия;

- обеспечивают предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;

- устанавливают стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ.

- ведут реестр сертифицированной продукции;

- организовывают повышение квалификации и аттестации персонала;

- взаимодействуют с изготовителем по своевременной сертификации продукции при изменении требований стандартов.

Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации, должна пройти процедуру аккредитации. В настоящее время в РФ создается самостоятельная система аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, соответствующая международным нормам. Критерии, которые принимаются во внимание при аккредитации, предусматривают наличие в органе по сертификации:

- квалифицированного и прошедшего специальную подготовку персонала;

- актуализированного фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию (услуги) и методы ее испытаний;

- административной структуры, юридических и экономических возможностей (условий) для проведения сертификации, в том числе испытаний и инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;

- организационно-методических документов, устанавливающих правила и порядок сертификации, в том числе правила рассмотрения апелляций и отмены (временного приостановления) действия сертификатов, знаков соответствия;

- реестра сертифицированной продукции.

ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации. Органам по сертификации запрещается предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям сведения о заявителе. Это правило направлено на обеспечение объективности испытаний. Таким образом, если выбор ОС из нескольких организаций, аккредитованных на данную продукцию, принадлежит заявителю, то выбор испытательной лаборатории – только органу по сертификации.

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест-Москва». ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов. Основные требования, предъявляемые к испытательным лабораториям: независимость, беспристрастность, неприкосновенность и техническая компетентность. Независимость определяется статусом третьего лица. Беспристрастность выражается в деятельности при проведении испытаний, принятии решений по их результатам и оформлении протоколов испытаний. Неприкосновенность заключается в том, что ИЛ и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки. Техническая компетентность подтверждается соответствующей структурой организации и управления, наличием квалифицированного персонала, помещений и оборудования для испытаний, нормативных документов на методы испытаний и процедуры, включая документы системы обеспечения качества. Соответствие требованиям проверяется при аккредитации ИЛ. Система сертификации предусматривает допуск к испытаниям продукции только аккредитованных лабораторий.

Эксперт ОС(лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации) – главный участник работ по сертификации. От компетентности эксперта, его добросовестности и объективности зависят обоснованность, достоверность принятия решения о выдачи сертификата заявителю.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования (Госстандарт) выполняет следующие функции:

- формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и опубликовывает официальную информацию о них;

- проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;

- опубликовывает официальную информацию о действующих в РФ системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в международные (региональные) организации по сертификации;

- представляет РФ в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации;

- осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.

 

В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Госстандарт осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и пр.

В соответствии с соглашением федеральный орган может:

- проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответствия;

- входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в полном соответствии с ее правилами.

Кратко рассмотрим деятельность некоторых федеральных ор­ганов в области сертификации.

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России (Госсанэпиднадзор) проводит серти­фикацию новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфицирующих средств, а также выдает санитарно-эпидемиологическое заключение на продовольственное сырье и пищевые про­дукты, ряд непродовольственных товаров (посуда, средства по ухо­ду за полостью рта и пр.). Указанные заключения выдаются на этапе согласования НД до начала серийного производства продукции.

При заключении контракта на импорт товаров, являющихся объектом контроля и надзора этого органа, необходимо в контракте оговаривать условия обязательного представления таможенным органам санитарно-эпидемиологического заключения до выпуска партии на таможенную территорию.

Правовой основой сертификации на санитарную безопасность является Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Нормативной ба­зой государственного надзора и сертификации в этой области яв­ляются СанПиН, Санитарные правила (СП).

Департамент ветеринарии Минсельхозпрода РФ выдает вете­ринарные сертификаты (свидетельства) на продукцию и сырье жи­вотного происхождения при импорте, экспорте и транзите через российскую территорию указанных грузов. Ветеринарные сертифи­каты необходимы отечественным предприятиям, перерабатываю­щим сырье животного происхождения, для подтверждения пара­зитарной чистоты мяса, рыбы. Правовой основой сертификации, осуществляемой данным органом, является Закон РФ от 14.05.93 № 4979-1 «О ветеринарии». Нормативной базой являются ветеринарно-санитарные нормы ветеринарного законодательства (т. 1—4).

Госстрой России организует (в Системе сертификации ГОСТ Р) сертификацию различных объектов в строительстве (строительных товаров, инженерного оборудования зданий и сооружений, строитель­ной продукции жилых зданий, проектной документации). Норматив­ной базой сертификации являются СНиП, ГОСТ, ГОСТ Р и пр.

Госкомсвязи России осуществляет сертификацию средств связи на право их использования. Сертификация проводится в ИЛ, акк­редитованных Госстандартом. В компетенцию комитета входит сертификация следующей продукции: информационно-вычисли­тельных систем, автоматизированных систем и сетей, программных средств для компьютеров, баз и банков данных. Правовой основой сертификации средств связи и услуг является Федеральный закон от 16.02.95 № 15-ФЗ «О связи» (в ред. от 17.07.99).

Сертификацией отдельных групп продукции занимается ряд уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Госпожарнадзор МВД России (средства обеспечения пожарной бе­зопасности), Российский Морской Регистр (морские гражданские суда), Российский Речной Регистр (речные суда), Российский Авиа­регистр (самолеты) и пр.

 

 

Нормативная база Государственные стандарты, санитарные нормы и правила и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ и услуг). По мере введения в действие ТР на конкретный объект подтверждение соответствия будут производиться исключительно на соответствие требованиям указанного ТР. Национальные стандарты, стандарты организаций, системы добровольной сертификации, условия договоров
Сущность оценки соответствия Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным соответствующим законом, вводящим обязательную сертификацию Оценка соответствия требованиям заявителя, согласованным с ОС (по объектам, подлежащим обязательной сертификации, как правило, оценка соответствия требованиям, дополняющим обязательные)
Объекты Перечни товаров (работ, услуг), подлежащие обязательной сертификации, утвержденные постановлением Правительства РФ Любые объекты
Основание для проведения Законодательные акты РФ По инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации
Основные цели проведения Обеспечение безопасности товаров 1. Обеспечение конкурентоспособности продукции (услуги) предприятия. 2. Реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги)
Характер сертификации Обязательная Добровольная

Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации.