Этап сертификационных заводских испытаний

Таблица соответствия воздушного судна требованиям Сертификационного базиса

Таблица 7.

Типы установления соответствия

 

Типы установления соответствия Способы установления соответствия и коды Сопровождающие документы
Инженерная оценка (анализ) МС 0. Установление соответствия: · ссылкой на документы типового проекта; · подбором методов, коэффициентов, статистикой; · учетом определений Документы типового проекта
МС 1. Рассмотрение (анализ) проекта Описания, чертежи
МС 2. Расчет (анализ) Обосновывающие отчеты
МС 3. Оценка безопасности Анализ безопасности
Испытания МС 4. Лабораторные испытания МС 5. Наземные испытания на ВС МС 6. Летные испытания МС 8. Моделирование Программа испытаний; Отчет об испытаниях; Интерпретация испытаний
Осмотр (инспекция) МС 7. Осмотр (инспекция) включают: МС 7.1. Целевой осмотр; МС7.2. Общий осмотр Документы (акты, протоколы) по результатам детального осмотра ВС
Квалификация оборудования МС 9. Квалификация оборудования См. Примечание
Примечание.Квалификация оборудования может включать все предыдущие способы установления соответствия применительно к комплектующим изделиям

Основной целью этапа макета является оценка:

- полноты учета и правильности применения требований СБ, распространенных на данный тип АТ, и необходимости разработки специальных технических условий;

- степени реализации требований СБ в конструкции и характеристиках типа АТ, насколько это возможно на этом этапе создания АТ;

- достаточности предлагаемых видов сертификационных работ (проверок, испытаний и т.п.) для каждого требования СБ;

- планов сертификации типа АТ, его компонентов и систем.

По результатам работы МК оформляется протокол, заключение которого должно отвечать цели этапа макета. Протокол должен содержать мероприятия по устранению недостатков, выявленных во время работы МК.

Протокол МК утверждается Авиарегистром МАК, согласовывается Разработчиком и независимой инспекцией. Заключение протокола МК подписывается членами МК.


Образец проекта ТС

(фрагмент)

 

ЗАО "Элерон" Приборные доски и панели управления (органы управления в кабине экипажа) Лист 1
Всего листов 12
Пункт СБ Подтверждение соответствия МОС Соответ-ствие Доказательные документы Участники сертификации*
25.771 (a) Кабина экипажа и ее оборудование должны обеспечивать членам минимального летного экипажа (установленного в соответствии с 25.1523) выполнение обязанностей без чрезмерной концентрации внимания или усталости       ЗАО "Элерон", ЛИИ, ГосНИИ ГА
25.771 (b) Основные органы управления, перечисленные в 25.779 (а), за исключением тросов и тяг управления, должны быть расположены относительно воздушных винтов так, чтобы ни один член минимального летного экипажа (установленного в соответствии с 25.1523) или часть органов управления не располагались между плоскостью вращения винта внутреннего двигателя и поверхностью, образованной линией, проходящей через центр втулки винта и составляющей угол 5° впереди или позади плоскости вращения воздушного винта       ЗАО "Элерон", ЛИИ, ГосНИИ ГА, ГосНИИ АН
25.771 (c) Самолет должен управляться с одинаковой безопасностью с мест обоих летчиков       ЗАО "Элерон", ЛИИ, ГосНИИ ГА
25.771 (d) Конструкция кабины экипажа должны обеспечивать при полетах в дождь или снег непопадание в кабину влаги, которая может отвлекать внимание экипажа или оказывать вредное действие на конструкцию кабины       ЗАО "Элерон", ЛИИ, ГосНИИ ГА
25.771 (а) Шум и вибрация в кабине экипажа не мешают выполнению членами экипажа своих функций по пилотированию самолета, предусмотренных РЛЭ       ЗАО "Элерон", ЛИИ, ГосНИИ ГА

Примечание: * - графа только для проекта таблиц соответствия.

 

 


Таблица 8.

Перечень основных работ по сертификации самолета.

1. Проектно-конструкторские работы.

2. Изготовление самолетов для сертификационных испытаний

 

Этапы создания №№ работ Н а и м е н о в а н и е р а б о т
НИР 1.1 Разработка Проспекта Сертификационного базиса
Технические предложения 2.1 Подача Заявки в Авиарегистр на получение Сертификата типа
2.2 Утверждение Сертификационного базиса образца Авиарегистром
2.3 Разработка проекта Таблицы соответствия ВС требованиям Сертификационного базиса
2.4 Разработка план-графика сертификационных работ по ВС, его компонентам, системам и комплектующим изделиям и МТО
2.5 Разработка Перечня комплектующих изделий, подлежащих сертификации до установки на ВС
Эскизное проектиров. 3.1 Заключения сертификационных центров о соответствии проекта Сертификационному базису (по состоянию)
3.2 Подача в Авиарегистр Уведомления о готовности проведения этапа макета ВС
3.3 Проведение Макета ВС
3.4 Оформление Протокола макетной комиссии
Техническое проектиров. 4.1 Проведение расчетов, математического моделирования для доказательства соответствия проекта требованиям СБ *
4.2 Проведение лабораторных испытаний для доказательства соответствия проекта требованиям СБ *
4.3 Заключения сертификационных центров о соответствии проекта Сертификационному базису (по состоянию)
Рабочее проектирование 5.1 Натурные испытания двигателя и оборудования на стендах *
5.2 Проведение расчетов, математического моделирования для доказательства соответствия проекта требованиям СБ *
5.3 Летные испытания двигателя и оборудования на летающей лаборатории*
5.4 Заключения сертификационных центров о соответствии проекта Сертификационному базису (по состоянию)
Изготовление самолетов №№ 1, 2, 3, 4. 5 для сертификационных испытаний

 


Таблица 8

(продолжение).

Перечень основных работ по сертификации самолета.

3. Сертификационные испытания

Виды работ №№ работ Н а и м е н о в а н и е р а б о т
  Сертификационные испытания     6.1 Натурные испытания двигателя и оборудования на стендах *
6.2 Летные испытания двигателя и оборудования на ЛЛ
6.3 Статические испытания агрегатов ВС
6.4 Сертификационные испытания функциональных систем
6.5 Ресурсные испытания агрегатов ВС
6.6 Ресурсные испытания ВС
6.7 Определение характеристик функциональных систем
6.8 Определение характеристик пожарной защиты
6.9 Определение характеристик силовой установки и ее систем
6.10 Определение характеристик функциональных систем и оборудования при отказах, в том числе при автоматическом управлении
6.11 Определение характеристик устойчивости и управляемости
6.12 Определение характеристик прочности на предельных режимах, при циклических нагрузках в типовых полетах
6.13 Определение ЛТХ и ВПХ
6.14 Определение характеристик ВС в условиях обледенения
6.15 Определение характеристик топливно-измерительной системы
6.16 Эргономическая оценка кабины экипажа
6.17 Определение характеристик функциональных систем при отказах
6.18 Определение характеристик силовой установки
6.19 Определение характеристик системы управления двигателями
6.20 Тарировка ПВД
6.21 Определение характеристик ВС с боковым ветром, различными коэффициентами сцепления с ВПП и состояниях покрытия
6.22 Определение характеристик шума на местности
6.23 Определение характеристик ЭМС и молниезащиты ВС
6.24 Определение характеристик точности ориентирования и навигации по наземным ориентирам
6.25 Подтверждение категории посадки и минимума взлета
6.26 Определение характеристик ПНО и РСО
6.27 Определение характеристик эффективности электростатической защиты
6.28 Оформление результатов испытаний самолета
Оформление результатов 7.1 Подготовка Таблиц соответствия типовой конструкции самолета требованиям Сертификационного базиса
7.2 Заключения сертификационных центров о соответствии типовой конструкции самолета Сертификационному базису
7.3 Анализ результатов сертификации, принятие решения
7.4 Выдача Разработчику самолета Сертификата типа

 

Этап сертификационных заводских испытаний (СЗИ) типа АТ имеет следующие цели:

- доведение конструкции типа АТ, его характеристик и эксплуатационной документации до соответствия требованиям сертификационного базиса (СБ);

- установление соответствия типа АТ требованиям СБ в полном объеме в ожидаемых условиях эксплуатации, представленных Разработчиком в спецификации типа АТ;

- установление типовой конструкции АТ. Типовая конструкция состоит из комплекта документации, уточненной по результатам сертификационных работ и утвержденной в установленном порядке, рабочей конструкторской документации (РКД), в которую входят чертежи, спецификации и технические условия на приемку и поставку данной АТ, а также эксплуатационной документации;

- определение условий предъявления типа АТ на сертификационные контрольные испытания.

СЗИ проводятся Разработчиком АТ и могут быть начаты, когда экземпляры АТ, их компоненты и системы, предназначенные для проведения испытаний, доведены до состояния, позволяющего определить их соответствие требованиям СБ. Для каждого экземпляра АТ, предназначенного для проведения конкретного вида испытаний, Разработчик и независимая инспекция оформляют в установленном порядке документы (формуляр, паспорт и т.п.), удостоверяющие соответствие данного экземпляра РКД. В случае изменения конструкции экземпляров АТ, проходящих сертификационные испытания, соответствующие изменения должны вноситься и в эти документы, чтобы контролировать возможность распространения результатов ранее проведенных испытаний на измененную конструкцию.

Во время СЗИ должны быть завершены все виды сертификационных работ, которые указаны в проекте таблицы соответствия, а именно: расчеты, анализ конструкторской документации, моделирование, анализ опыта эксплуатации АТ или ее прототипов и сертификационные (лабораторные, стендовые, наземные и летные) испытания типа АТ, его компонентов и систем. Сертификационные работы проводятся в соответствии с действующими методами определения соответствия или методами, разработанными для данного типа АТ организациями, проводящими сертификационные работы. Эти методы подлежат одобрению Авиарегистром МАК и включаются в программы сертификационных работ.

СЗИ проводятся в соответствии с планом, утвержденным Разработчиком и Авиарегистром МАК и согласованным с независимой инспекцией, сертификационными центрами и организациями, участвующими в СЗИ. Программа СЗИ, включая лабораторные, стендовые, наземные, летные и специальные испытания, разрабатывается и утверждается Разработчиком и согласовывается независимой инспекцией, сертификационными центрами и организациями, участвующими в СЗИ. Программа СЗИ и программы специальных испытаний подлежат одобрению Авиарегистром МАК.

По результатам сертификационных работ оформляются соответствующие документы (акты, отчеты, протоколы и т.п.), которые являются доказательной документацией, устанавливающей соответствие типа АТ требованиям сертификационного базиса.

Для сокращения объема сертификационных контрольных испытаний (СКИ) типа АТ Разработчик проводит некоторые виды испытаний совместно с сертификационным центром, определенным Авиарегистром МАК для проведения СКИ. К таким испытаниям относятся специальные испытания, которые нецелесообразно выполнять дважды вследствие их особой сложности, опасности или организации: испытания воздушного судна на большие углы атаки, в условиях обледенения, высокогорья, высоких и низких температур наружного воздуха и т.п. Совместно могут проводиться также и любые другие виды наземных и летных испытаний. При этом соответствие типа АТ требованиям СБ в части прочности конструкции устанавливается Разработчиком с обязательным привлечением сертификационного центра, определяемого Авиарегистром МАК для подтверждения соответствия типа АТ требованиям в области прочности.

Результаты СЗИ принимаются в зачет СКИ при соблюдении следующих условий:

- акты по результатам этих СЗИ должны быть утверждены сертификационным центром, определенным для проведения СКИ, и одобрены Авиарегистром МАК;

- в типовую конструкцию АТ, которая прошла испытания и зафиксирована в акте совместных СЗИ, до завершения сертификации типа АТ не вносятся изменения, влияющие на результаты испытаний и оценку соответствия.

По результатам СЗИ Разработчик совместно с сертификационными центрами, принимавшими участие в СЗИ, оформляет сводный Акт сертификационных заводских испытаний, обобщающий результаты всех сертификационных работ и специальных испытаний, заключение которого должно отвечать целям СЗИ, и другую доказательную документацию, устанавливающую соответствие типа АТ требованиям сертификационного базиса. Акт СЗИ утверждается Разработчиком, согласовывается независимой инспекцией и сертификационными центрами, принимавшими участие в СЗИ. Акт СЗИ подлежит одобрению Авиарегистром МАК.

По окончании СЗИ Разработчик направляет в Авиарегистр МАК письменное Предъявление типа АТ на сертификационные контрольные испытания. Предъявление согласовывается с независимой инспекцией у Разработчика. К предъявлению прилагаются:

Акт сертификационных заводских испытаний и другие доказательные документы;

Заключение сертификационного центра о соответствии типа АТ требованиям СБ в части прочности;

Таблица соответствия типа АТ требованиям СБ, утвержденная Разработчиком и согласованная независимой инспекцией;

Оценка сертификационного центра, определенного Авиарегистром МАК для проведения СКИ, по выполнению программы СЗИ и предложения по составу и объему проверок типа АТ на этапе СКИ;

Уведомление Разработчика, согласованное с независимой инспекцией, о том, что комплект рабочей конструкторской документации типа АТ откорректирован по результатам СЗИ.

Предъявление на этап СКИ воздушного судна направляется в Авиарегистр МАК при наличии Сертификатов типа на маршевый и вспомогательный двигатели, воздушный винт, а также Свидетельств о годности или Одобрительных писем на комплектующие изделия категории А и Одобрений на установку изделий категории Б.

По результатам СЗИ группа экспертов Авиарегистра МАК, образованная для проведения сертификации данного типа АТ, оформляет заключение, которое должно содержать оценку:

- выполнения процедур сертификации, установленных действующими авиационными правилами и относящихся к этапу СЗИ;

- полноты и качества представленных Разработчиком материалов проверок, испытаний и доказательных документов;

- состава и объема проверок, подлежащих включению в программу СКИ и необходимых для подтверждения соответствия типа АТ требованиям СБ;

- возможности и условий принятия Авиарегистром МАК типа АТ на СКИ.

Заключение группы экспертов утверждается Авиарегистром МАК и направляется Разработчику.