Подача заявки на сертификацию типа АТ

Этапы сертификации типа АТ

При сертификации типа АТ устанавливается его соответствие применимым авиационным правилам, содержащим требования к летной годности и охране окружающей среды. По завершении сертификации Авиарегистром МАК выдается Сертификат типа.

Вновь создаваемый тип АТ проходит последовательно следующие основные этапы сертификации:

- подача заявки в Авиарегистр МАК на получение Сертификата типа;

- разработка сертификационного базиса (СБ) для данного типа АТ и утверждение СБ Авиарегистром МАК;

- проведение этапа макета данного типа АТ;

- сертификационные заводские испытания типа АТ;

- сертификационные контрольные испытания типа АТ;

- анализ результатов сертификации, принятие решения и выдача Авиарегистром МАК Сертификата типа.

В отдельных случаях Авиарегистр МАК может корректировать этапы и процедуры сертификации. в зависимости от особенностей АТ, заявленной на сертификацию. (например, для очень легких воздушных судов или для АТ, которая ко времени подачи заявки на сертификацию находится в серийном производстве или в эксплуатации). Такая корректировка проводится при условии, что сохраняется необходимая достоверность подтверждения соответствия типа АТ применимым требованиям авиационных правил.

 


Авиарегистр МАК начинает работу по сертификации АТ на основании заявки поданной лицом, которое разрабатывает тип данной АТ. Заявка принимается к рассмотрению только от организаций, которые признаны Авиарегистром МАК в качестве разработчика определенного вида АТ, что удостоверяется Сертификатом разработчика, выдаваемым Авиарегистром МАК. Выдаче Сертификата разработчика предшествует обследование организации специальной комиссией, формируемой Авиарегистром МАК. В состав комиссии входят представители Авиарегистра МАК, специально уполномоченного органа в области авиационной промышленности, а также, в зависимости от профиля обследуемой организации, сотрудники соответствующих НИИ, сертификационных центров и других организаций. Комиссия рассматривает документы, определяющие структуру организации, полномочия и ответственность руководящего состава, функции и взаимодействие структурных подразделений, систему подготовки кадров; комиссией оцениваются наличие и степень знания специалистами организации авиационных правил, соответствующих профилю организации, владение методами испытаний АТ, наличие испытательного оборудования и других средств, организация взаимодействия с НИИ авиационной промышленности и гражданской авиации, а также другие аспекты, влияющие на возможность обследуемой организации создавать определенный вид АТ, провести сертификацию АТ и обеспечить соответствие типа этой АТ требованиям применимых авиационных правил в процессе эксплуатации вплоть до списания последнего экземпляра. Обязательным условием сертификации организации в качестве разработчика АТ являются наличие в этой организации службы сертификации (структурного подразделения), подчиняющейся непосредственно руководителю организации, а также действие в этой организации независимой инспекции.

К заявке на получение Сертификата типа Разработчик прилагает:

- спецификацию типа АТ, которая должна содержать краткое техническое описание, основные характеристики, а также ожидаемые условия эксплуатации и ограничения, в диапазоне которых будет сертифицироваться тип АТ; к заявке на получение Сертификата типа воздушного судна (ВС) прилагается общий вид ВС в трех проекциях;

- план-проспект сертификационного базиса типа АТ, который должен содержать перечень глав, разделов и пунктов применимых авиационных правил, а также специальные технические условия.

Заявка на получение Сертификата типа ВС транспортной категории действительна в течение 5 лет, на другую АТ - в течение 3 лет, если Авиарегистр МАК не утвердил больший срок на основании обоснований Разработчика.

На тип АТ распространяются действующие авиационные правила с поправками, вступившими в силу на дату подачи заявки. Поправки, вступившие в силу после подачи заявки, могут быть распространены на данный тип АТ Разработчиком добровольно, а также распространяются в обязательном порядке, если при их принятии предусмотрено, что они имеют обратную силу. Авиационные правила, содержащие требования к охране окружающей среды, распространяются на тип АТ с поправками, вступившими в силу на дату выдачи Сертификата типа.

Если на сертификацию заявлен тип АТ, для которого не изданы авиационные правила, содержащие требования к летной годности, то для этого типа АТ создаются критерии летной годности (КЛГ). Решение о необходимости создания КЛГ принимает Авиарегистр МАК. Проект КЛГ готовит Разработчик. При создании КЛГ максимально используются требования действующих авиационных правил, которые могут быть применены к данному типу АТ. КЛГ утверждаются Авиарегистром МАК.

В случае, когда действующие на дату подачи заявки авиационные правила не содержат соответствующих требований к летной годности заявляемого на сертификацию типа АТ вследствие наличия у данного типа АТ новых или необычных особенностей в его конструкции, характеристиках, области применения или условиях эксплуатации, то для данного типа АТ разрабатываются специальные технические условия (СТУ), которые содержат требования к летной годности, учитывающие указанные особенности. СТУ содержат как дополнительные по отношению к действующим авиационным правилам требования к летной годности типа АТ, так и перечень требований действующих авиационных правил, не относящихся к сертифицируемому типу АТ.

Таким образом, требования к летной годности, предъявляемые к сертифицируемому типу АТ, состоят либо из требований действующих авиационных правил (норм летной годности), дополненных при необходимости СТУ, либо из критериев летной годности; требования к охране окружающей среды, предъявляемые к сертифицируемому типу АТ, состоят из требований действующих авиационных правил или соответствующих требований ИКАО, регулирующих область охраны окружающей среды. Сумма указанных требований составляет сертификационный базис (СБ) данного типа АТ, который оформляется Разработчиком и представляется в Авиарегистр МАК для утверждения. СБ окончательно утверждается (рис. 8).

 

 
 

 

Авиарегистром МАК по результатам сертификации типа АТ и включает также указание требований, по которым обеспечено эквивалентное соответствие. В отдельных случаях Авиарегистр МАК может признать приемлемым отступления от требований к летной годности типа АТ, включенных в его СБ, если эти отступления компенсируются мерами, обеспечивающими уровень летной годности, эквивалентный уровню, установленному действующими авиационными правилами.