Сертификация разработчиков авиационной техники
Участники сертификации
Основными участниками работ по сертификации типа АТ являются: Заявитель - Разработчик типа АТ, Авиарегистр МАК, сертификационные центры, независимая инспекция.
Сертификационный центр - организация, получившая полномочия от Авиарегистра МАК на проведение сертификационных работ и выдачу заключения о соответствии объекта сертификации требованиям авиационных правил в определенной области, например: прочность и ресурс АТ, производство АТ, авиационные материалы, акустика.
Независимая инспекция - структурное подразделение, получившее полномочия от Авиарегистра МАК осуществлять контрольные функции у Разработчика и Изготовителя АТ и принимать в пределах этих полномочий решения, независимые от решений и мнений организаций, которые она контролирует. В подавляющем большинстве случаев независимой инспекцией является военное представительство Министерства обороны, контролирующее данную организацию. В отдельных случаях по разрешению Авиарегистра МАК у Разработчика и Изготовителя может действовать независимая инспекция, в состав которой не входят военные представители.
Решением Авиарегистра мак "О порядке сертификации предприятий и организаций, создающих гражданскую авиационную технику" от 22 мая 1992 г. вводится процедура обязательной сертификации разработчиков авиационной техники: воздушных судов, двигателей и воздушных винтов.
Сертификация организации - разработчика АТ производится при наличии лицензии на этот вид деятельности, выданный специально уполномоченным органом в области авиационной промышленности - Российским авиационно-космическим агентством (РАКА).
Порядок проведения сертификации:
1. Подача заявки в Авиарегистр на проведение работ по обследованию организации на право получения сертификата разработчика авиационной техники. К заявке прилагается "Характеристика организации".
2. Обследование организаций, которое проводится по специальной программе комиссией, образованной Авиарегистром МАК и РАКА.
3. Заключение комиссии РАКА и Авиарегистра МАК о возможностях выдачи сертификата Разработчика.
4. Принятие Авиарегистром МАК решения о выдаче сертификата Разработчика.
"Характеристика организации" должна содержать следующую информацию:
- Организация является юридическим лицом.
- История создания и развития организации.
- Образцы созданной авиационной техники.
- Взаимодействие с другими организациями.
- Перечень типов ат, по которым аттестуется организация.
- Структура организации, обеспечивающая разработку авиационной техники в соответствии с требованиями Норм летной годности, со структурной схемой подчиненности и ответственности руководителей.
- Наличие принятой в РАКА системы качества продукции.
- Наличие независимой инспекции.
- Наличие на предприятии действующей службы сертификации.
- Основные сведения о руководителях организации, позволяющие оценить опыт и квалификацию специалистов.
- Технические средства предприятия.
Цель специальной программы обследования организаций Разработчиков авиационной техники является:
- Определение квалификации персонала организации.
- Выявление наличия технических средств для выпуска проектной документации и экспериментальной базы для отработки проектно-конструкторских решений.
- Определение наличия принятой в авиационной промышленности системы обеспечения качества продукции.
- Определение наличия нормативной технической документации, отраслевых инструкций, отраслевых стандартов, а также стандартов предприятия.
- Возможность обеспечения соответствия создаваемых образцов АТ требованиям авиационных правил, стандартам.
- Возможность обеспечения сопровождения в эксплуатации своих изделий, поддержание летной годности.
Минимально необходимая структура ОКБ, обеспечивающая разработку самолета в соответствии с Нормами летной годности, приведена на рис.7.
В настоящее время Авиарегистр МАК проводит работу по дальнейшему совершенствованию системы сертификации Разработчиков АТ, которая будет гармонизирована с международными авиационными требованиями. В ней предполагается использовать рекомендации стандартов серии ISO 9000.
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 7. Минимально необходимая структура ОКБ, обеспечивающая
разработку самолета в соответствии с Нормами летной годности