Под безопасностью полета понимают свойства АТС, заключающиеся в ее способности осуществлять воздушные перевозки без угрозы для жизни и здоровья людей.
При выполнении полета в каждом из звеньев АТС, наряду с нормальным функционированием, возможно проявление отказов и ошибок. При этом учитывается, что в полете не исключены отказы функциональных систем самолета, экипаж при пилотировании самолета при некоторых обстоятельствах допускает неправильные действия и, наконец, в деятельности наземных служб подготовки к полету и УВД наряду с нормальными действиями также встречаются ошибки (рис. 4).
Таким образом, безопасность полета обеспечивается совокупностью характеристик самолета, экипажа, наземных служб эксплуатации и УВД.
|
|
|
|
|
|
Нормальное функционирование
Функционирование с отказами или с ошибками
Рис. 4. Факторы, определяющие безопасность полета и летную годность АТС
Безопасность полета, обеспечиваемая ВС как звеном АТС, оценивается его летной годностью, уровень которой устанавливается Нормами летной годности (НЛГ).
Показателем безопасности воздушного судна является его соответствие нормам летной годности. Под летной годностью понимают способность воздушного судна осуществлять безопасный полет во всем диапазоне установленных для него ожидаемых условий эксплуатации (ОУЭ) при установленных методах эксплуатации и при условии, что остальные компоненты АТС функционируют нормально.
Нормы летной годности (НЛГ)- часть Авиационных правил, которая содержит требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленные на обеспечение безопасности полетов.
Безопасность полета зависит от трех главных факторов: ВС, человека и окружающей среды (табл. 2). Каждый из них подвержен влиянию многочисленных случайных факторов и их сочетаний, таких как отказы техники, ошибки летного экипажа, наземных служб, опасные атмосферные возмущения (сильная турбулентность, обледенение, молнии и др.).
Таблица 2.
Критические ситуации в полете
Причины критических ситуаций | Проявление критических ситуаций, %% |
Отказы функциональных систем самолета, связанные с их недостатками | 19,6 |
Ошибки экипажа | |
Ошибки служб УВД | 19,5 |
Опасные внешние воздействия | 8,4 |
Неустановленные причины | 10,2 |
Безопасность, как свойство АТС, имеет вероятностный характер, а проблема определения уровня безопасности и его повышения представляет собой сложную многофакторную задачу. Данные по эксплуатации воздушных судов свидетельствуют о том, что, за крайне редким исключением катастрофы не бывают следствием воздействия одного из перечисленных выше факторов. Обычно они происходят в результате сочетания нескольких факторов, каждый их которых самостоятельно не вызывает катастрофических ситуаций. При этом, как правило, один из факторов является основным, а действие других имеет усугубляющий с точки зрения безопасности характер.
Анализ статистики показывает, что наиболее вероятной причиной летного происшествия является сочетание двух-трех факторов. Среди них необходимо отметить ошибки экипажа, недостатки самолета, состояние внешней среды.
По частоте возникновения критического события (отказные состояния, внешние воздействия, ошибки и др.) делятся на категории (табл. 3).
Вероятности определяются как средний риск на час полета, продолжительность которого равна среднему времени полета по типовому профилю. В тех случаях, когда отказ критичен для определенного этапа полета, вероятность его возникновения на этом этапе полета может быть также осреднена на час полета по типовому профилю.
За базовый показатель вероятности возникновения практически невероятного значения, т.е. критического события, появление которого настолько невероятно, что нет необходимости считать возможным их возникновение, принята величина 10-9. Примерно такой величине соответствует событие внезапной смерти практически здорового человека средних лет от медицинской, техногенной, природной или любой другой причины.
Таблица 3.
Характеристики критических событий
Критические события | Характеристика | Вероятность возникновения | |
Вероятные | Частые | Могут произойти один или несколько раз в течение срока службы каждого самолета данного типа | более 10-3 |
Умеренно вероятные | 10-3 ...10-5 | ||
Редкие (невероятные) | Маловероятные | Вряд ли произойдут на каждом самолете в течение его срока службы, но могут произойти несколько раз, если рассматривать большое количество самолетов данного типа | 10-5 ...10-7 |
Крайне маловероятные | Вряд ли возникнут за весь срок эксплуатации всех самолетов данного типа, но тем не менее их нужно рассматривать как возможные | 10-7 ...10-9 | |
Практически невероятные | Настолько невероятные, что нет необходимости считать возможным их возникновение | менее 10-9 |
Применительно к воздушным судам критические события определяют следующие события (эффекты):
1. Катастрофическая ситуация (катастрофический эффект) - особая ситуация, для которой принимается, что при ее возникновении предотвращение гибели людей оказывается практически невозможным;
2. Аварийная ситуация (аварийный эффект) - особая ситуация, характеризующаяся:
- значительным ухудшением характеристик и/или достижением (превышением) предельных ограничений;
- физическим утомлением или такой рабочей нагрузкой экипажа, что уже нельзя полагаться на то, что он выполнит свои задачи точно или полностью;
3. Сложная ситуация (существенный эффект) - особая ситуация, характеризующаяся:
- заметным ухудшением характеристик и/или выходом одного или нескольких параметров за эксплуатационные ограничения, но без достижения предельных ограничений;
- уменьшением способности экипажа справиться с неблагоприятными условиями (возникшей ситуацией) как из-за увеличения рабочей нагрузки, так и из-за условий, понижающих эффективность действий экипажа;
4. Усложнение условий полета (незначительный эффект):
- незначительное ухудшение характеристик;
- незначительное увеличение рабочей нагрузки на экипаж, например, изменение плана полета.
Мировая статистика летных происшествий позволяет определить приемлемый уровень безопасности полета, обеспечиваемый всей авиационно-транспортной системой, а также оценить вклад главных факторов: воздушного судна, человека и внешней среды.
Для обеспечения высокого уровня безопасности полета необходимо, чтобы ВС соответствовало требованиям НЛГ, а экипаж и наземные службы функционировали в соответствии с действующими в гражданской авиации руководящими документами и нормативами.
Однако полностью исключить летные происшествия невозможно. С учетом, того, что безопасность полета является вероятностной характеристикой, вся деятельность в области обеспечения безопасности полетов направлена на достижение приемлемого уровня.
Приемлемый нормируемый уровень безопасности полетов ВС назначается с учетом предпосылки о том, что вероятность гибели пассажира должна быть одного порядка с вероятностью его естественной смерти в течение того же отрезка времени. Можно также предполагать, что уровень вероятности безопасности полетов нового самолета должен быть не ниже его значения для эксплуатируемых самолетов и сравним с уровнями безопасности других видов транспорта.
Статистические данные свидетельствуют о том, что при решении задачи повышения уровня безопасности полетов следует особое внимание уделить проблеме человеческого фактора, имея ввиду прежде всего серьезные недостатки в деятельности экипажей. Примерно в 75% авиационных происшествий основной причиной являются ошибки экипажа.