Аккредитация

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

Рис. 2.2. Формы оценки соответствия

Рис. 2.1.

В стандартах и договорах)


Правовое

регулирование

отношений в

области оценки соответствия

(декларирование соответствия, обязательная и добровольная

сертификацияи др.)


 



Сферы применения технического регулирования


Из графической модели, представленной на рис. 2.1, видно, что техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в трёх сферах:

1) в области установления, применения и исполнения обязательных требований к объектам технического регулирования (эти обязательные требования устанавливаются в технических регламентах);

2) в области установления и применения на добровольной основе требований к объектам технического регулирования и к выполнению работ или оказанию услуг (эти добровольные для применения требования излагаются в стандартах или договорах);

3) в области оценки соответствия.

Выше использован термин "объект технического регулирования" – это продукция (в том числе здания, строения, сооружения) и процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. При установлении и применении добровольных требований (излагаемых в стандартах) к перечисленным объектам добавляются: выполнение работ или оказание услуг.


Действие федерального закона № 184-ФЗ не распространяется на:

– государственные образовательные стандарты;

– положения (стандарты) о бухгалтерском учёте;

– проверка (стандарты) аудиторской деятельности;

– стандарты эмиссии ценных бумаг;

– проспекты эмиссии ценных бумаг.

2.2. УСТАНОВЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ

До вступления в силу федерального закона у нас в стране отсутствовало понятие – "технический регламент". Статья 2 закона определяет понятие "технический регламент" следующим образом.

Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты являются новым для Российской Федерации видом правовых документов, устанавливающих обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования.

Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов определён в ст. 9 закона № 184-ФЗ и в целом предусматривает следующее:

1) технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для федеральных законов, с учётом положений закона "О техническом регулировании";

2) разработчиком проекта технического регламента может быть любое (юридическое или физическое) лицо;

3) о разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (ФОИВ ТР) и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме (например, в Интернете);

4) с момента опубликования уведомления соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным сторонам для ознакомления;

5) с учётом полученных в письменном виде замечаний и предложений заинтересованных сторон – разработчик дорабатывает проект технического регламента и проводит его публичное обсуждение;

6) уведомление о завершении публичного обсуждения (продолжительностью не менее чем 2 месяца) проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном органе ФОИВ ТР и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;

7) при наличии всех необходимых документов (перечисленных в п. 7 ст. 9 федерального закона № 184-Ф3) субъект права законодательной инициативы вносит проект закона о техническом регламенте в Государственную думу, которая направляет проект закона с приложением всех необходимых документов в Правительство Российской Федерации;

8) Правительство РФ в течение месяца направляет в Государственную думу отзыв на проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный с учётом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию;

9) проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной думой в первом чтении, публикуется в печатном издании ФОИВ ТР и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме; поправки к этому проекту (после окончания срока их подачи) публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за месяц до рассмотрения Государственной думой проекта федерального закона о техническом регламенте во втором чтении;

10) подробности действий после принятия проекта федерального закона о техническом регламенте Государственной думой во втором чтении (с учётом отзыва Правительства РФ) в тексте федерального закона "О техническом регулировании" № 184-ФЗ, к сожалению, не определены. Если следовать п. 1 ст. 9 федерального закона № 184-ФЗ, согласно которому технический регламент принимается в порядке, установленном для федеральных законов, то порядок действий должен быть следующий: текст проекта закона о техническом регламенте должен поступить в Совет Федерации и пройти все необходимые процедуры наравне с другими федеральными законами;

11) одобренный Советом Федерации закон о техническом регламенте должен вступать в силу после того, как будет подписан Президентом Российской Федерации (обычно по истечении шести месяцев с момента его официального опубликования).

Со дня вступления в силу федерального закона № 184-ФЗ впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, ранее установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

2.3. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ

Федеральный закон "О техническом регулировании" определяет понятие "Оценка соответствия" следующим образом.

 

 

Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. Третья сфера применения технического регулирования – правовое регулирование отношений в области оценки соответствия проиллюстрирована на рис. 2.2.

Из рис. 2.2 видно, что оценка соответствия включает в себя шесть форм, каждая из которых рассмотрена ниже.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – органы государственного контроля (надзора).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном п. 11 статьи федерального закона № 184-ФЗ.

Надзор за рынком входит в компетенцию органов надзора, которые наблюдают за тем, чтобы изделия, поступающие в продажу, соответствовали требованиям применяемых директив, а при необходимости принимают меры по достижению этого соответствия. При осуществлении своих функций надзорные органы должны:

– регулярно посещать места торговли, а при необходимости места производства и хранения;

– регулярно посещать при необходимости рабочие места и другие помещения, где изделия эксплуатируют;

– проводить случайные и выборочные проверки;

– брать образцы изделий и подвергать их экспертизе и испытанию;

– требовать всю нужную информацию.

В случае серьёзных нарушений требований директив орган обязан ограничить или запретить продажу и эксплуатацию изделия и гарантировать, чтобы оно было снято с рынка, если никакие другие меры недостаточны для того, чтобы достичь высокого уровня защиты, предусмотренного техническим регламентом.

Рекомендуем Вам внимательно прочитать и усвоить содержание главы 6 федерального закона № 184-ФЗ.

Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определённой области оценки соответствия. Процедуру аккредитации обычно проходят:

– испытательные лаборатории и центры;

– органы по сертификации;

– метрологические службы и юридические лица, осуществляющие поверку средств измерения.

Вопросы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) рассмотрены в главе 5 федерального закона № 184-ФЗ.

2.3.3. Испытания, осуществляемые в рамках работ по оценке соответствия

Согласно руководству ИСО/МЭК-2: 1996 понятие "испытание" определено следующим образом.

Испытание – техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.

При оценке соответствия, в том числе и при подтверждении соответствия, могут быть использованы результаты испытаний, выполненные аккредитованными испытательными лабораториями или центрами.

 

2.3.4. Приёмка объектов строительства

Приёмка и ввод в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, – такая форма оценки соответствия введена потому, что в понятие "продукция" закон включает также здания и сооружения как продукцию строительства. Однако подтверждение соответствия в формах, установленных законом, в отечественной и зарубежной практике охватывает только промышленную продукцию и не распространяется на продукцию строительства – здания и сооружения. Для объектов, строительство которых закончено, установлены с давних пор процедуры приёмки и ввода их в эксплуатацию заказчиком с участием органов надзора и других организаций.