Выбор поставщика, получение и оценка предложений. Методы выбора

 

Поставщиком является продавец, обязующийся передать в обусловлен­ный срок (сроки) производимую или закупаемую им продукцию покупателю для использования в предпринимательской деятель­ности или в иных целях.

Стадия выбора поставщика состоит из следующих этапов:

1) Подготовка списка возможных поставщиков.

2) Подготовка и отправка запроса в соответствии с заявкой на материал.

3) Выбор поставщиков.

Построенная на трехступенчатом процессе и обеспечивающая прекрасные взаимоотношения с поставщиком высокоразвитая функция закупки выглядит следующим образом (рисунок 2.1).

 

 

 


Рисунок 2.1 – Стадии выбора поставщика

Методы выбора поставщика.

1.Балльный метод - определяется наибольшее значащие критерии для оценки поставщиков. Выбирается определенная система баллов и величина оценки. Определяется значимость критериев в долях единицы (рис. 2.2).

 

Критерии Поставщики Значимость критериев
   
           

Sбаллов Sбаллов Sбаллов Sбаллов

 

Рисунок 2.2 - Балльный метод выбора поставщика

 

Где сумма баллов максимальная, тот поставщик имеет большую значимость, чем другие.

2. Определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом.

3. Расстановка приоритетов - по результатам работы поставщиков производится их фактическая оценка. Для этого:

· выбираются наиболее важные критерии оценки;

· выбирается метод измерения деятельности поставщика;

· определяется относительная важность каждого параметра и принимается метод оценки результатов.

Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются: 1) конкурсные торги; 2) письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

Конкурсные торги (тендеры) — распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму, или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю.

Письменные переговоры между поставщиком и потребителем. В процессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика.

Первый — когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (или оферты).

Обычно они включают следующие реквизиты:

• наименование товара;

• количество и качество товара;

• цену;

• условия и срок поставки;

• условия платежа;

• характеристику тары и упаковки;

• порядок приемки-сдачи.

Оферты могут быть твердыми и свободными. Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия.

Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца, по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно - информационные материалы.

При втором способе организации письменных переговоров между поставщиком и потребителем инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения (оферты).