Система допусков и посадок для подшипников качения
Подшипники качения–наиболее распространенные стандартные сборочные единицы. Изготовляются на специальных заводах. Они обладают полной внешней взаимозаменяемостью по наружному диаметру (D) и внутреннему диаметру (d) колец и неполной внутренней взаимозаменяемостью между телами качения и кольцами.
Полная внешняя взаимозаменяемость по присоединительным размерам позволяет быстро заменять изношенные подшипники.
Качество подшипников определяется:
- точностью присоединительных размеров; ширины кольца В, а для конических радиально-упорных подшипников, еще и точностью монтажной высоты Т;
Рис.1.
- точностью формы и взаимного расположения поверхностей колец подшипника и их шероховатостью;
- точностью формы и размеров тел качения и их шероховатостью;
- точностью вращения (радиальное и осевое биения) дорожек качения и торцов.
Установлено 5 классов точности подшипников качения, в порядке повышения точности: 0, 6, 5, 4, 2 (точные: Т, 6Х; грубые: 7, 8 – дополнительные классы).
Например, для диаметров от 80 до 120мм биение дорожек для 0 класса точности в 10 раз больше, чем для 2 класса.
По ГОСТу 3325-85 установлены следующие обозначения полей допусков на посадочные диаметры подшипников: L0, L6, L5, L4, L2 – для внутреннего диаметра d; для наружного диаметра D – l0, l6, l5, l4, l2.
Класс точности подшипника выбирается исходя из требований, предъявляемых к точности вращения и условной работы механизма:
- 0,6 классы – для изделий общего машиностроения;
- 5,4 классы – для высокоскоростных машин;
- 2 класс – для приборостроения.
Класс точности указывают перед условным обозначением подшипника: 6 (класс точности) – 205.
Условное обозначение подшипника: