Метод групповой взаимозаменяемости.

 

Применяется, если надо уменьшить в посадках Smax или Nmax и увеличить Smin или Nmin, сделав более стабильным соединение.

Например, посадка переходная с преобладанием натяга: при минимальном размере отверстия Dmin и максимальном размере вала dmax – возникает Nmax - ситуация неудачная с точки зрения прочностей деталей. Наоборот: при Dmax и dmin => Smax , может возникнуть проворачивание. Для устранения: делим допуски TD и Td на группы и затем собираем из деталей одноимённых групп, тем самым уменьшая Nmax в группе и исключая Smax .

Недостаток метода: увеличение трудоёмкости из-за сортировки на группы и изготовление сортировочных калибров.

Метод применяется также, если в конструкторской документации заданы невыгодно технологические допуски, например, Ø…, тогда целесообразно увеличить заданные допуски в несколько раз, разбить на несколько групп, сохраняя заданные TD и Td.

 

Число групп сортировки: nmax = 4…5, только при производстве подшипников ≥ 10.