НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ УСЛУГ

Работы по стандартизации услуг в России начали проводиться в 1992 г.

Толчком к развитию стандартизации в сфере услуг стал Закон РФ «О защите прав потребителей»и вытекающая из него необходимость создания механизма защиты потребителей от некачественных или опасных услуг.

Одним из главных механизмов защиты потребителей, выбранных Госстандартом России, стала обязательная сертификация услуг.

 

Для разработки комплекса государственных стандартов в сфере услуг были созданы 6ТК по различным направлениям услуг, и уже к 1996г. были разработаны 27 стандартов по двум основным видам:

· Стандарты, устанавливающие требованияк обслуживающему и производственному персоналу;

· Стандарты, устанавливающие требования к предприятию, оказывающему услуги (в том числе на классификацию по типам, видам, классам, разрядам, «звёздам»).

 

В сфере услуг в настоящее время действует 42 стандарта, в том числе:

· Основополагающиестандарты (на термины в области услуг, модель обеспечения качества услуг, номенклатуру показателей качества);

· Стандарты на конкретные группы услуг:

- ремонт и техническое обслуживание автомототранспортных средств, радиотехнической аппаратуры, электробытовых машин и приборов;

- туристские услуги, услуги гостиниц;

- услуги общественного питания;

- перевозка пассажиров транспортом;

- жилищно-коммунальные услуги;

- аудиторские, рекламные, трастовые банковские услуги и пр.

Трастовые услуги - доверительное управление имуществом, основанное на завещании, специальном соглашении или распоряжении суда.

· Стандарты на персонал (по всем видам услуг);

· Классификатор предприятий сферы услуг и стандарты на эти предприятия.

 

По уровню стандартизации услуг Россия существенно отстает от стран ЕС, где действует более 160 стандартов.

В России совершенно не охвачены стандартами услуги связи, учреждения культуры, банков, медицинские и санаторно-оздоровительные услуги.

 

 

 

1.Реформирование национальной системы стандартизации, предполагается провести в два этапа:

1 этап - передача функции национального органа по стандартизации неправительственной некоммерческой организации, пользующейся доверием у участников рынка, на основе соглашения с Правительством РФ;

Например, в промышленно-развитых странах и странах-членах ЕС функционируют такие национальные органы по стандартизации, как Британский институт стандартов BSI, Германский институт стандартов DIN, Французская ассоциация по стандартизации AFNOR. Они имеют статус негосударственных некоммерческих. А участие государства в деятельности этих организаций жестко регламентировано соответствующими документами (меморандумами, договорами) в некоторых областях стандартизации, где необходимо установление жесткой гос.политики, чтобы не было ущерба общенациональным интересам.

2 этап - создание эффективно функционирующей, признанной на международном уровне национальной системы стандартизации, гармонизированной с установившейся международной практикой.

2. Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации, активизация участия нашей страны в работе международных (ИСО, МЭК) и региональных (ЕЭК ООН, АТЭС) организаций:

- расширение участия российских экспертов в работе ТК международных организаций;

- более настойчивое продвижение российских стандартов в качестве международных;

- инициирование создания под руководством России новых ТК по стандартизации в рамках международных организаций.

3. Развитие фонда национальных стандартов:

- динамика обновления фонда НС должна быть не ниже 10 % в год от общего числа стандартов;

- необходимо обеспечить механизмы разработки и принятия новых видов документов по стандартизации – это применяемые в международной практике техническиеотчеты, технические требования.

Это новые виды НД, разрабатываемые в ИСО, МЭК, срок их подготовки сокращен, а требования к достижению консенсуса для принятия документа снижены. Технические требования (Technical Specification - TS) близки к международным стандартам, а технические отчеты (Technical Report - TR) являются информационными документами, не содержащими положения нормативного характера.

4. Расширение участия промышленности и обществав процессах международной и национальной стандартизации:

- необходимо разработать механизм для более активного привлечения к разработке стандартов представителей органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений, предпринимателей и потребителей (участвовать непосредственно в разработке, заказывать необходимые им стандарты, финансировать работу, высказывать предложения и замечания по проектам стандартов).

 

 

Раздел №3.

Сертификация