Система качества

Цель сертификации системы качества на предприятии – установить, что организация производства и проводимый на предприятии внутренний контроль качества в течении всего производственного цикла, организованы в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 и продукция, не отвечающая этим требованиям будет отбракована на стадии производства и приёмосдаточных испытаний. Проведение сертификации системы качества вытекает из желания стабильно иметь качественную продукцию. Потребитель заинтересован, чтобы у производителя были стабильные технологии, надлежащая система подержания точности оборудования и оснастки, точные метрологические средства, эффективная система подготовки кадров, четкое администрирование, надежная система контроля и испытаний, т.е. эффективная система качества продукции. Стандарт ИСО 9004 содержит наиболее полное описание элементов системы управления качеством продукции и служит пособием для предприятия при разработке действующей системы качества продукции.

Сертификация систем качества в РФ проводится в соответствии с требованиями, правилами и процедурами, установленными в ГОСТ Р 40.001, ГОСТ Р 40.002, ГОСТ Р 40.003.

 

 

Лекция 9. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.

 

Государственный надзор является одной из регулирующих функций государственной власти по обеспечению соблюдения субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, метрологических норм и правил, а также иных нормативных актов технического законодательства.

Основными принципами при проведении мероприятий по государственному надзору являются:

-презумпция (предположение от латинского praesumptio) добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

-соблюдение международных договоров РФ;

-открытость и доступность для юридических лиц и индивидов предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

-периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю;

-ответственность органов государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ при проведении контроля (надзора).

 

Основная форма государственного контроля и надзора - выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификации и др. мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов.

Проведения мероприятия по контролю разделяются на плановые и внеплановые. Плановые мероприятия имеют цель проверить выполнение обязательных требований. Внеплановые проверки проводятся при получении информации о возникновении аварийных ситуаций, при нарушении технологических процессов, выходе из строя оборудования, сооружений, которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде, имуществу граждан, предпринимателей юридических лиц.

По результатам проверок инструктором госнадзора должен быть составлен акт, содержащий кроме установленных данных, дату, место и время проведения мероприятия и составления акта, сведения об участниках проверки и т.п. К акту должны быть приложены акты об отборе образцов (проб) продукции, обследования объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведённых испытаний и экспертиз и др. документы.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляются в отношении продукции, процессов производства эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований технических регламентов.

Органы государственного контроля (надзора) вправе:

-требовать от изготовления (продавца) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов;

- осуществляются мероприятия по госконтролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов;

- выдавать предписания об устранении нарушения требований технических регламентов в срок, установлений с учётом характера нарушения;

-привлекать изготовителя (продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

 

 

Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

-проводить при проверках разъяснительную работу по применению законодательства РФ о техническом регулировании;

-соблюдать коммерческую тайну и иную тайну охраняемую законом;

-соблюдать порядок осуществление мероприятий по государственному контролю (надзору);

-принимать меры по устранению последствий нарушения требований технических регламентов.

 

Государственный надзор предусматривает не только штрафные санкции, но и меры поощрения. Одной из них является премия Правительства РФ в области качества продукции. Также реализуется программа 100 лучших товаров призванная стимулировать российские предприятия, привлекать к ним внимание потребителей отечественной продукции.

 

Лекция 10. Законодательная база нормативно – правового обеспечения.

 

Эффективное применение технических требований являются важнейшим фактором, который влияет на уровень конкурентоспособности страны на мировых торговых рынках. Соблюдение обязательных технических требований стало предметом регулирования международного права, в том числе многосторонних торговых соглашений в рамках ВТО. Одним из основных условий вступления России в ВТО является соблюдение установленных в Соглашении по техническим барьером в торговле, соглашении по применению санитарных (от лат. Sanitas – здоровье) и фитосанитарных (от гр. Phyto – растение) мер, и кодексе добросовестной практики принципов в области технического регулирования.

Закон «О защите прав потребителей» принятый в 1992г. Установил ряд принципиально новых положений:

-закрепил право потребителя на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья;

-право на надлежащее качество приобретаемых товаров, работ и услуг;

-предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнением работ и оказания услуг.

 

Основными законами, действующими в области стандартизации, метрологии и сертификации, являются ФЗ «О техническом регулировании» и ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

 

10.1 Закон «О техническом регулировании».

 

Закон «О техническом Регулировании» устанавливает правила государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребителя, связанные с нею процессы, а также работ и услуг в интересах потребителей.

Закон «О техническом регулировании» устанавливает:

-порядок разработки, принятия, применения и искажения обязательных государственных требований и продукции, процессам её производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации;

-систему нормативных и рекомендательных актов, в которых закрепляются требования к регулируемым объектам;

-порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением общеобязательных требований к регулирующим объектам;

-порядок информации и финансирования работ в регулируемой области.

 

К основным направлениям реформы в сфере технического регулирования относятся:

-разделение в нормативных документах обязательных и добровольных требований;

-установление обязательных требований только в отношении защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, защита и имущество, охраны окружающей среды;

-создание единой системы аккредитации в области оценки соответствия;

-обеспечение соответствия уровня технического регулирования интересам и уровню национальной экономики и международным нормам и правилам.

 

Подобную реформу в сфере технического регулирования можно реализовать решив следующие защиты:

-создание нормативной и правовой базы технического регулирования;

-формирование системы технического законодательства;

-создание информационного ресурса в сфере технического регулирования;

-управление процессом реформы технического ? и др.

До 2004г. Предусмотрено ввести в РФ международные нормы, начиная с уровня Евро–2.

 

 

10.2. Закон «Об обеспечении единства измерений».

 

Закон базируется на п. «р» ст. 71 Конституции РФ, согласно которой вопросы метрологии отнесены к ведению Федерации (стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени).

Законом преследует цели:

-защиты прав граждан и юридических лиц от отрицательных последствий недостоверных измерений;

-снижения технических барьеров в торговле;

-предотвращения поступления на рынок средств измерений не соответствующих требуемым нормам;

-предотвращение нарушений метрологических правил при помощи органов государственного метрологического контроля и надзора.

 

Действие закона распространяется на:

-органы государственного управления в области единства измерений;

-юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По закону «Об обеспечении единства измерений» государственное регулирование распространяется только на следующие виды метрологического контроля:

-утверждение и регистрация типа средств измерений;

-проверка средств измерений (включая эталоны);

-организация лицензирования деятельности юридических лиц и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений.

 

Перечень средств измерений делится на две группы. В первую группу входят средства измерений, подлежащие государственным испытаниям и утверждению к применению в сферах государственного метрологического контроля.

Во вторую – средства измерений, за которыми не производится государственный надзор. Это группа средств измерений находится в ведении юридических лиц и физических лиц и применяются ими в установленном порядке. Владельцы этой группы сами устанавливают способ контроля и поддержания средств измерений в рабочем состоянии.

В нашей стране выполнение функций государственного метрологического надзора возможно на органы Государственной метрологической службы, осуществляющей следующие виды надзора:

1. Надзор за состоянием и применением средств измерений, методики выполнения измерений, соблюдение метрологических правил и норм.

2. Надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.

3. Надзор за количеством фасованных товаров.